ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ
Мигаль Т.А., магистрант специальности
«Управление учебными заведениями», ИППИО
РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)
научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Головань Т.М.
Постановка проблемы. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными. Модульная педагогическая технология является одной из наиболее результативных личностно-ориентированных. Потребность личности в самореализации определяет ее активность, направленную на преобразования себя, других, окружающей действительности. Поэтому при выборе МТО важно учитывать педагогические условия ее использования в управлении школой.
Степень изученности. Изучению и внедрению ведущих педагогических и управленческих технологий, способствующих переводу субъекта (и человека, и образовательного учреждения) в режим саморазвития посвящены работы Беспалько В.П., Даниленко Л.И., Евтуха М.Б., Сенновского И.Б., Поташника М.М., Шамовой Т.И., Юцявичене П.А. В советской педагогике первые исследования в теории и практике модульного обучения принадлежат литовской школе под руководством профессора П.А.Юцявичене. В дальнейшем ее идеи были развиты Т.И. Шамовой. В 90-е голы теоретическими исследованиями в области технологизации учебного процесса занимались многие отечественные и зарубежные ученые, в их числе В.П.Беспалько. Сущность модульной педагогической технологии, сопряженной с идеей управления раскрывают современники М.Б.Евтух, Л.И.Даниленко, И.Б.Сенновский.
Цель статьи - рассмотреть основные педагогические условия использования модульной технологии в управлении школой.
Изложение основного материала.
Организация грамотного управления общеобразовательным учебным заведением направлена на повышение культуры управленческой деятельности. Конечный результат любых управленческих действий ориентирован на качественную подготовку выпускника школы, повышение ее конкурентоспособности. Модульная технология открывает новые горизонты и возможности, но в, тоже время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции педагогов и администрации школы.
Управление образовательными системами по своему назначению должно обеспечивать максимальное использование возможностей для получения полезного результата. Чем лучше оно справляется с решением этой задачи, тем оно более эффективно. Эффективность управления - характеристика, отражающая отношение между достигнутой и возможной продуктивностью [2;4]. Приведение в действие существующего резерва школы для повышения эффективности управления предполагает создание необходимых организационно-педагогических условий.
Характеризуя модульную технологию Т.И.Шамова, определила основные организационно-педагогические условия как:
- предоставление демократической возможности участия коллектива школы, каждого члена в подготовке, принятии и реализации управленческих решений;
- повышение профессионального мастерства и управленческой компетентности всех участников управления школой [4;47].
В процессе реализации модульной технологии развитие охватывает все уровни образовательной системы и предполагает координацию и согласование действий на каждом из них - на уровне учащегося, на уровне родителя, на уровне учителя и на уровне руководителеля школы.
Изучение особенностей управления образовательным процессом в школе, реализующей модульную технологию, специфика деятельности педагогов по ее реализации позволили нам определить совокупность педагогических условий эффективного управления. В качестве этих условий мы приняли следующую их совокупность, разделив её на несколько групп.
Во-первых, условия использования модульной технологии в управлении школой обусловливают усиление внимания к личности учителя, которая является центральной фигурой в образовательном процессе. Подготовку и мастерство учителя обеспечивают взаимосвязь теоретической и практической стороны модульной технологии, тем самым определяют успех дела. Учитель из объекта административных воздействий должен превратиться в один из важных субъектов управленческой деятельности с сформированным отношением к управленческой деятельности как к источнику своего профессионально-личностного роста. Такая готовность учителя изменить свою деятельность должна, в свою очередь, обеспечиваться высоким, уровнем управленческих знаний и умений, готовностью принимать решения и нести ответственность за их выполнение, способностью к творчеству. Наличие мотива включения в эту деятельность – обязательное начальное условие, которое должно обеспечиваться со стороны администрации учебного заведения.
Таким образом, вторая группа условий – осуществление целенаправленной подготовки педагогов по выполнению функций управления. Сначала, как было уже сказано, это мотивация учителей; затем - целеполагание, определение стратегии совместной деятельности, делегирование полномочий, организация контроля и обратной связи, осуществление целенаправленной рефлексии, обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов. Администрацией должны учитываться личностные особенности каждого учителя, а также развитость их профессионально-ориентированного потенциала. Для развития профессионального мастерства и управленческой компетентности участников управления можно использовать: управленческое консультирование, лекции, практикумы, дискуссии, «круглые столы», дебаты, тренинги, ролевые игры, мини-конференции и т.д. Обращение к вопросу профессиональной готовности педагога обусловлено тем, что ее достижение, в условиях модульной технологии, объективно выступает в качестве цели и результата эффективного управления средним учебным заведением. Новая технология должна изменить самого учителя: поднять его педагогическую культуру, развить творческий потенциал, освободить от монотонной и рутинной работы.
Следующая группа условий использования модульной технологии – это материальные возможности школы, связанные не только с размножением печатных модулей, которыми должен быть обеспечен каждый ученик, но и с необходимостью создания электронных пособий к урокам, презентаций, необходимостью быстрой проверки выполненных самостоятельно заданий, частой смене видов и форм работы, отсутствие однообразной структуры урока, уровневой дифференциацией, возможностью дорабатывать, корректировать модульные программы в последующие годы, что, в свою очередь, значительно облегчает труд учителя в последующих циклах обучения. Поэтому наличие компьютеров и необходимого программного обеспечения, копировально-множительной техники, проекционных систем или интерактивных досок в большинстве классных комнат – необходимое условие для результативного использования модульной технологии.
Одним из условий использования модульной технологии является развитие самоуправления в школе на уровне – учащиеся, родители, учителя. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации; дает возможность привлечения ресурсов (материальных, социальных) местного сообщества для развития школы, выхода в открытое образовательное пространство обучающихся, создания благоприятных условий для дальнейшего развития модульной технологии. Участие детей в управляющей системе формирует их организаторские способности и деловые качества. В результате расширения участия всех субъектов образования в выработке, принятии и реализации управленческих решений, школа становится действующей моделью открытого гражданского общества, в которой формируется и развивается демократический уклад жизни, выражающийся в атмосфере толерантности и сотрудничества.
Следует отметить, что внедрение модульной технологии в практику работы школы сопряжено с некоторыми сложностями. Следует понимать, что эту технологию трудно перенести из одного учебного заведения в другое, почти невозможно организовать учебный процесс на той же основе, позаимствовав где-то учебно-методическую документацию. Школа, изучив теоретические основы МТО и проанализировав её использование другими учебными заведениями, самостоятельно должна освоить принципы модульной технологии, научиться составлять модульные программы, разрабатывать технологические карты и т.д. с учетом собственных резервов и особенностей, способствующих гармонизации содержательной и управленческой деятельности. Р.Штайнер писал: «Познание истины необходимо пережить, иначе она никогда не станет личностным достоянием. Готовое решение ничего не стоит» [3].
Выводы. Управление школой в условиях модульной технологии следует рассматривать как особую деятельность, в которой субъект, педагогический коллектив, посредством решения управленческих задач обеспечивает организованность совместной деятельности педагогов, учителей, родителей на достижение образовательных целей и целей развития школы. Принципиальным условием управления и реализации сотрудничества в образовательном процессе является единство управления – соуправления – самоуправления [1].
Резюме. В статье речь идет о педагогических условиях использования модульной технологии в управлении школой. Об организации совместной деятельности педагогов, учителей, родителей на достижение образовательных целей и целей развития школы.
Ключевые слова. Педагогические условия, управление, модульная технология.
Резюме.У статті мова йде про педагогічні умови використання модульної технології в управлінні школою. Про організацію спільної діяльності педагогів, вчителів, батьків на досягнення освітніх цілей і цілей розвитку школи. Summary. Pedagogical conditions, management, modular technology.Keywords. The article focuses on the pedagogical conditions of use of modular technology in the management of the school. On the organization of joint activities of educators, teachers, and parents to achieve the educational goals and objectives of the school.ЛИТЕРАТУРА
Даниленко Л.І. Управління інноваційною діяльністю в загальноосвітніх навчальних закладах / Л.І.Даниленко. – К.:2010. – 248 с.
Иванов Д. А. Качество образования и управление качеством /Д. А. Иванов // Директор школы (приложение). – 2007. – №6. – с. 26.
Перспективні педагогичні технології в шкільній освіті [С.П.Бондар, Л.Л.Момот, Л.А.Липова, М.І. Головко.]. — Рівне: редакційно-видвничий центр "Тетіс", 2003. — 198с.
Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т.И. Шамова, Т.М.Давыденко. - М.:2001.-384с.