Особенности использования модульной технологии на уроках истории
Особенности использования технологии модульного обучения в преподавании истории в школе.
Кошман Вадим Михайлович,
учитель истории,
ГУ Успенская средняя
общеобразовательная
школа №2
Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества.
В современной ситуации цель обучения истории состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и подготовки школьника как субъекта своей образовательной деятельности. То есть во главу угла ставятся не узкоспециализированные знания, а сформированность основных типов ключевых компетенций, но задачи исторического образования остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность. Познание как деятельность подразумевает два аспекта – чувство и логику.
На проблему соотношения чувственного и логического обращал пристальное внимание Н.Г. Дайри: «В преподавании некоторых предметов описание явлений на уроке облегчено, ибо учащиеся в той или иной степени с этим знакомы (знание слов родного языка, знание животных, растений, фактов кипения и замерзания воды, смены времен года и др.) или могут легко познакомиться в жизни. По истории, учащиеся, как правило, не могут обладать такими знаниями и поэтому в ее преподавании необходимо особо обстоятельное описание явления. Отсюда особая сложность проблемы соотношения чувственной и логической». Решить проблему чувственного познания позволяют нетрадиционные формы уроков – они эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую историческую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. Нетрадиционные формы урока помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор.
Несмотря на высокую степень эффективности нетрадиционных форм урока в процессе обучения, в то же время их не следует полностью абсолютизировать. Как отмечает Л.Н. Боголюбов: «Практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком частое обращение может дать обратный результат». От традиционных форм уроков не следует отказываться. Любой практически работающий учитель этого отрицать не станет. Здесь и появляется то противоречие, которое заставляет искать способы организации учебного процесса.
Изменением структуры учебного процесса при изучении истории занимался еще в начале 90-х годов С.Д.Шевченко. Термин «технология процесса», введенный им, подразумевал совокупность операций, осуществление которых должно привести к необходимым результатам.
В системе школьного исторического образования имеются условия для внедрения инновационных подходов к конструированию учебного процесса. Эти условия можно реализовать через технологию модульного обучения, т.к. акцент переносится с обучающей деятельности учителя на активную познавательную деятельность учащегося. Особенно это актуально в старших классах.
Технологический подход имеет обязательный, нормативный характер. Сама по себе технологизация не дает возможности реализовать внутренний потенциал, она является естественным ограничением поиска, т.к. задает жесткую структуру процессу, но при вдумчивом подходе и с учетом специфики преподавания истории эта проблема решаема.
Под модульной технологией обучения истории следует понимать способ системного конструирования и осуществления процесса изучения школьных курсов, при котором обеспечивается управление познавательной деятельностью учащихся в целях осознанного и целостного усвоения учащимися содержания обособленных укрупненных единиц учебной дисциплины.
В учебной практике работы я чаще всего осуществляю модульное деление курса и темы следующим образом:
- первые уроки по изучению нового материала имеют форму лекций;
- вторая группа уроков - углубление изучаемого материала с применением самостоятельной подготовки в форме семинаров;
- третья группа уроков направлена на закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных на предыдущих уроках, проходят в форме практикумов;
- четвертая группа - уроки контроля и проверки знаний - уроки-зачеты.
Я считаю, что лекционная форма работы имеет ряд черт, которые делают ее особо важной для уроков истории, т. к. учебники отличаются высоким уровнем теоретического обобщения и интегративной направленностью.
Лекция же отличается большой информативной емкостью. При проведении лекция мною используются различные виды наглядности, в том числе и опорные схемы и таблицы в виде опорных конспектов для учащихся.
Как показала практика использования модульного подхода при изучении истории одних вводных лекций недостаточно. Требуются лекции различных типов: вводные, обзорные, иллюстративные, проблемные, обобщающие.
Так, при изучении модуля «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в 18 веке» (история Казахстана, 8 класс ), из14 уроков модуля 4 урока - лекционные. Темы лекций «Проблемы внутреннего и внешнего положения Казахского ханства в начале 18 века», «Ситуация в Казахском ханстве в середине 18 века», «Национально-освободительное движение».
Для развития познавательной активности, осознания и восприятия материала учащимися особую роль в модульном обучении играет семинар. В данном модуле я использую семинар (2 урока), на который выносятся вопросы, позволяющие углубить уже имеющиеся знания. Тема семинара: «Главные итоги развития Казахского ханства в 18 веке».
Тема и задачи семинара, вопросами и заданиями, краткая инструкция по отбору материала, объем материала известны учащимся с самого начала изучения модуля. В ходе проведении семинара следует избегать:
чрезмерного комментирования выступлений учеников,
завышенного уровня помощи со стороны учителя;
подмены развернутых выступлений фронтальной беседой;
превращения семинара в повторительно-обобщающий урок.
Следующий этап модуля - практикум – это работа с документами, направленная на закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных на предыдущих уроках.
Завершаются уроки данного модуля зачетом, который проводится в игровой форме («Вертушка» или познавательная игра «Умники и умницы»). Так осуществляется контроль знаний, умений и навыков, приобретенных в результате работы с модулем.
Технология модульного обучения несет в себе возможность формирования, столь важных в современных условиях, компетенций:
- извлекать главное из прочитанного или прослушанного,
- точно формулировать свои мысли, высказываться по заданной теме,
- сотрудничать с другими при выполнении общего задания,
- планировать свои действия, оценивать полученный результат,
- предлагать различные варианты решения задачи и выбирать наилучший, принимая во внимания различные критерии,
- самоорганизовываться и т.д.
Не идеализируя технологию модульного обучения, хочу выделить преимущества и недостатки данной технологии.
К преимуществам модульной технологии обучения относятся:
- направленность на формирование мобильности знаний, гибкости метода и критичности мышления обучаемых;
- вариативность структуры проблемного модуля;
- дифференциация содержания учебного материала;
- обеспечение индивидуализации учебной деятельности;
- разнообразие форм и методов обучения;
- сокращение учебного времени без ущерба для глубины и полноты знаний учащихся;
Среди недостатков можно выделить:
Во-первых, составление инструкций для каждого модуля требует от учителя огромных затрат времени. Но, даже имея готовую инструкцию, сам он превращается на уроке в ее “раба”, ведь строгая регламентация всех действий учителя и учащихся не допускает никаких отклонений и случайностей.
Во-вторых, обучение по инструкциям не вполне соответствует принципам гуманизации образования. Никакие опорные конспекты, формы самостоятельной деятельности, занятия парами, в группах и т.п. не способны учесть все индивидуальные особенности детей. Обязательно найдутся такие ученики, которые будут испытывать психологический дискомфорт от подобной заорганизованности.
В-третьих, работа по инструкциям дает гораздо меньше возможностей для творчества учителя на уроке. Фактически, стирается грань между понятиями “педагог” и “урокодатель”; становится не совсем понятной разница между компьютерным и “живым” обучением.
Также может возникнуть "фрагментарность" обучения, под которым понимается большой удельный вес самостоятельной работы учащихся вплоть до "самообучения", что можно расценивать как "предоставленность учащихся самим себе" и отсутствие полноценного процесса обучения;
Сглаживание недостатков достигается тем, что в процессе реализации модульного обучения используются преимущества других технологий. Более того, реализовать ту или иную технологию "в чистом виде" практически невозможно. Так или иначе, приходится опираться на уже устоявшиеся дидактические структуры и традиционные подходы к организации учебного процесса.
Любые технологии, и педагогические в том числе, сами по себе еще не гарантия успеха. Поэтому, когда идет внедрение новых педагогических технологиях, надо все время иметь в виду, что применять их следует творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно ориентируясь цели и задачи, утвердившиеся методы и приемы изучения конкретной учебной дисциплины.
15