РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 6 КЛАССА ПО УМК Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ (ФКГОС)
723900333375
№п/п Оглавление Страницы
1. Пояснительная записка 3
2. Учебно-тематический план 3
3. Календарно-тематическое планирование 3
4. Лист корректировки 10
5. Формы и средства контроля 11
1. Пояснительная записка
В авторскую программу для 6 класса внесены следующие изменения:
сокращено количество часов со 175 до 168 (в год) в соответствии с годовым календарным учебным графиком МОУ «Весёлолопанская СОШ»; производственным календарём на 2015, 2016 годы; расписанием учебных занятий МОУ «Весёлолопанская СОШ».
для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков запланированы входной, промежуточный, итоговый контроли по курсу «Русский язык». Входной контроль знаний проводится в начале учебного года для выявления уровня знаний, умений учащихся по изученному курсу предыдущего учебного года. Цели проведения промежуточного контроля: оценка успешности продвижения учащихся в изучении учебного предмета, подведение промежуточных итогов обучения. Цель проведения итогового контроля – подведение итогов очередного года обучения.
Работа в 6 классе осуществляется по учебнику: Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.- М.: Просвещение», 2014г.
Обучение проводится с использованием электронных образовательных ресурсов информационно-образовательного портала «Сетевой класс Белогорья» (http://belclass.net) и «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru) и «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» ((http://.school-collectionedu.ru).2.Учебно-тематический план
Раздел Количество часов
Русский язык – один из развитых языков мира 1ч
Повторение пройденного в 5 классе(10ч + 2ч) + 2ч
Лексика и фразеология. Культура речи (11ч + 1ч) + 4ч
Словообразование. Орфография. Культура речи (16ч + 4ч) + 4ч
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (14ч + 3ч) + 3ч
Имя прилагательное (17ч + 2 ч) +3ч
Имя числительное(10ч + 2ч) +2ч
Местоимение(12ч + 2ч) + 3ч
Глагол(17ч + 3ч) + 6ч
Закрепление изученного и систематизация изученного в 6 классе (10 ч +2ч) + 2ч
Всего168 часовКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка
6 а, б классах
№ п/пПлан Факт Тема учебного занятия Электронные
образовательные ресурсы
Русский язык – один из развитых языков мира (1ч)
1. 01.09 Русский язык – один из развитых языков мира Повторение пройденного в 5 классе (10ч+2ч) +2ч
2. 02.09 Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфограммы в приставках и корнях 3. 03.09 Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов http://belclass.net4. 04.09 Орфограммы в приставках и в корнях слов 5. 07.09 Орфограммы в корнях слов 6. 08.09 Части речи. Морфологический разбор слова http://.school-collectionedu.ru7. 09.09 Орфограммы в окончаниях слов 8. 10.09 Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения 9. 11.09 Сложное предложение. Запятые в сложном предложении http://belclass.net10. 14.09 Синтаксический и пунктуационный разбор предложений 11. 15.09 Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью http://fcior.edu.ru12. 16.09 РР Текст. Подготовка и написание сочинения-повествования по теме «Памятный день летних каникул» 13. 17.09 РР Официально-деловой стиль речи http://.school-collectionedu.ru14. 18.09 Входной контроль. Контрольный диктант №1 по теме «Закрепление изученного в 5 классе» 15. 21.09 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками Лексика и фразеология. Культура речи (11ч+1 ч) +4ч
16. 22.09 Повторение пройденного по лексике в V классе 17. 23.09 РР Собирание материалов к сочинению-описанию картины А.М. Герасимова «После дождя» 18. 24.09 РР Написание сочинения-описания картины А.М. Герасимова «После дождя» http://belclass.net19. 25.09 Общеупотребительные слова 20. 28.09 Профессионализмы 21. 29.09 Диалектизмы 22. 30.09 РР Подготовка к сжатому изложению по теме «История создания словаря» http://belclass.net23. 01.10 РР Написание сжатого изложения по теме «История создания словаря» 24. 02.10 Жаргонизмы. Эмоционально окрашенные слова http://.school-collectionedu.ru25. 05.10 Устаревшие слова 26. 06.10 Неологизмы 27. 07.10 Исконно русские и заимствованные слова 28. 08.10 Фразеологизмы. Источники фразеологизмов http://belclass.net29. 09.10 Закрепление изученного по лексике и фразеологии, культуре речи 30. 12.10 Контрольное тестирование №1по теме «Лексика и фразеология и культура речи» 31. 13.10 Анализ контрольного тестирования №1 по теме «Лексика и фразеология», работа над ошибками Словообразование. Орфография. Культура речи (16ч + 4ч) + 4ч
32. 14.10 Закрепление изученного в V классе 33. 15.10 РР Описание помещения 34. 16.10 Основные способы образования слов в русском языке http://.school-collectionedu.ru35. 19.10 Основные способы образования слов в русском языке 36. 20.10 Этимология слов 37. 21.10 РР Систематизация материалов к сочинению. Сложный план 38. 22.10 Правописание чередующихся гласных О и А в корнях
-КОС- – -КАС- http://belclass.net39. 02.11 Правописание чередующихся гласных О и А в корнях
-ГОР- – -ГАР- 40. 03.11 Правописание чередующихся гласных О и А в корнях
-ГОР- и – -ГАР- 41 05.11 Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- http://.school-collectionedu.ru42. 06.11 Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- 43. 09.11 Правописание гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- 44. 10.11 Контрольное тестирование №2по разделу «Словообразование и орфография» 45. 11.11 Контрольный диктант №2 по разделу «Словообразование и орфография» 46. 12.11 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками 47. 13.11 РР Подготовка и написание выборочного изложения-описания помещения с изменением лица по отрывку из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель http://belclass.net48. 16.11 Соединительные О и Е в сложных словах http://fcior.edu.ru49. 17.11 Сложносокращенные слова 50. 18.11 Сложносокращенные слова 51. 19.11 РР Подготовка и написание сочинения-описания картины Т.Н. Яблонской «Утро» 52. 20.11 Морфемный и словообразовательный разбор слова 53. 23.11 Морфемный и словообразовательный разбор слова http://belclass.net54. 24.11 Закрепление изученного по разделу «Словообразование. Орфография» 55. 25.11 Контрольное тестирование №3 по теме «Словообразование. Орфография» Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное (14ч+3ч)+3ч
56. 26.11 Повторение сведений об имени существительном, полученных в V классе 57. 27.11 РР Составление письма другу 58. 30.11 Разносклоняемые имена существительные 59. 01.12 Склонение существительных на –МЯ http://belclass.net60. 02.12 РР Составление устного публичного выступления о происхождении имен 61. 03.12 Несклоняемые существительные 62. 04.12 Род несклоняемых имен существительных http://.schoo-lcollectionedu.ru63. 07.12 Имена существительные общего рода 64. 08.12 Морфологический разбор имени существительного 65. 09.12 РР Подготовка и написание сочинения-описания по личным впечатлениям 66. 10.12 НЕ с существительными 67. 11.12 НЕ с существительными 68. 14.12 Согласные Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и –ЩИК http://belclass.net69. 15.12 Правописание гласных в суффиксах
-ЕК и –ИК 70. 16.12 Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных -ОК
(-ЕК), -ОНК (-ОНОК) 71. 17.12 Закрепление изученного по разделу «Имя существительное» http://.school-collectionedu.ru72. 18.12 Закрепление изученного по разделу «Имя существительное» 73. 21.12 Контрольное тестирование №4 по теме
«Имя существительное» 74. 22.12 Промежуточный контроль. Контрольный диктант №3 по разделу «Имя существительное» 75. 23.12 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками Имя прилагательное (17ч + 2ч) + 3ч
76. 24.12 Повторение пройденного об имени прилагательном в V классе77. 25.12 РР Подготовка и написание сочинения-описания природы http://belclass.net78. 28.12 Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень 79. 29.12 Степени сравнения имен прилагательных. Превосходная степень http://.school-collectionedu.ru80. 11.01 Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные 81. 12.01 Относительные прилагательные 82. 13.01 РР Подготовка и написание выборочного изложения «Ужасная метель» (по повести А.С. Пушкина «Метель») http://belclass.net83. 14.01 Притяжательные прилагательные 84. 15.01 Морфологический разбор имени прилагательного 85. 18.01 НЕ с прилагательными http://.school-collectionedu.ru86. 19.01 НЕ с прилагательными 87. 20.01 Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных 88. 21.01 Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных 89. 22.01 РР Подготовка и написание сочинения-описания природы по картине
Н.П. Крымова «Зимний вечер» 90. 25.01 Правописание гласных и согласных в суффиксах -АН (-ЯН), -ИН, -ОНН
(-ЕНН) Н в именах прилагательных http://belclass.net91. 26.01 Правописание гласных и согласных в суффиксах -АН (-ЯН), -ИН, -ОНН
(-ЕНН) Н в именах прилагательных 92. 27.01 Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК- 93. 28.01 Слитное и дефисное написание сложных прилагательных http://fcior.edu.ru94. 29.01 Закрепление изученного по разделу
«Имя прилагательное» 95. 01.02 Закрепление изученного по разделу
«Имя прилагательное» 96. 02.02 Контрольный диктант №4 по разделу
«Имя прилагательное» 97. 03.02 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками Имя числительное (10ч + 2ч) + 2ч
98. 04.02 Имя числительное как часть речи 99. 05.02 Числительные простые и составные 100. 08.02 Буква Ь в середине и на конце числительных http://belclass.net101. 09.02 Разряды количественных числительных 102. 10.02 Числительные, обозначающие целые числа 103. 11.02 РР Подготовка и написание выборочного изложения с использованием числительных (по повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца») http://.school-collectionedu.ru104. 12.02 Дробные числительные 105. 12.02 Собирательные числительные 106. 15.02 Склонение порядковых числительных 107. 15.02 Морфологический разбор имени числительного 108. 16.02 РР Публичное выступление-призыв на тему «Берегите природу!» http://belclass.net109. 17.02 Закрепление изученного по разделу «Имя числительное» 110. 18.02 Контрольное тестирование №5 по разделу «Имя числительное» 111. 19.02 Контрольный диктант №5 по разделу «Имя числительное» 112. 24.02 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками Местоимение (12ч + 2ч) + 3ч
113. 25.02 Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений 114. 25.02 Разряды местоимений. Личные местоимения. Буква Н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов 115. 26.02 Возвратное местоимение СЕБЯ 116. 01.03 РР Подготовка и написание сочинения-рассказа по сюжетным рисункам от 1-го лица http://belclass.net117. 02.03 Вопросительные местоимения 118. 02.03 Относительные местоимения http://.school-collectionedu.ru119. 03.03 Неопределенные местоимения. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях перед суффиксами -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ и после приставки -КОЕ. Не в неопределенных местоимениях 120. 04.03 Отрицательные местоимения. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях 121. 09.03 Притяжательные местоимения 122.
10.03 РР Подготовка и написание сочинения-рассуждения на нравственную тему http://belclass.net123. 11.03 Указательные местоимения 124. 14.03 Определительные местоимения. Морфологический разбор местоимения 125. 15.03 РР Подготовка и написание сочинения-рассказа по воображению или по картине Е.В. Сыромятниковой «Первые зрители» http://.school-collectionedu.ru126. 16.03 Закрепление изученного по разделу «Местоимение» 127. 17.03 Контрольный диктант №6 по разделу «Местоимение» 128. 18.03 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками Глагол (17ч + 3ч) + 6ч
129. 28.03 Повторение пройденного о глаголе в V классе 130. 29.03 РР Подготовка и написание сочинения-рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста http://belclass.net131. 30.03 Разноспрягаемые глаголы 132. 31.03 Переходные и непереходные глаголы 133. 01.04 Переходные и непереходные глаголы 134. 04.04 Наклонение глагола. Изъявительное наклонение http://belclass.net135. 05.04 Наклонение глагола. Изъявительное наклонение 136. 06.04 РР Подготовка к подробному изложению повествовательного характера с изменением лица http://fcior.edu.ru137. 07.04 РР Написание подробного изложения повествовательного характера с изменением лица 138. 08.04 Условное наклонение 139. 11.04 Раздельное написание частицы БЫ (Б) с глаголами в условном наклонении 140. 12.04 Повелительное наклонение http://belclass.net141. 13.04 Буква Ь и И в глаголах в повелительном наклонении 142. 14.04 РР Подготовка и написание рассказа по сюжетным рисункам 143. 15.04 Употребление наклонений 144. 18.04 Безличные глаголы 145. 19.04 Безличные глаголы 146. 20.04 Морфологический разбор глагола 147. 21.04 РР Подготовка к написанию сочинения-рассказа на основе услышанного 148. 22.04 РР Написание сочинения-рассказа на основе услышанного 149. 25.04 Правописание гласных в суффиксах -ОВА (ТЬ), -ЕВА (ТЬ) и -ЫВА (ТЬ), -ИВА (ТЬ) глаголов http://belclass.net150. 26.04 Закрепление изученного по разделу «Глагол». Текстообразующая роль глаголов 151. 27.04 Закрепление изученного по разделу «Глагол». Словообразование глаголов http://.school-collectionedu.ru152. 28.04 Контрольное тестирование №6 по разделу «Глагол» 153. 29.04 Контрольный диктант №7 по разделу «Глагол» 154. 04.05 Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками Закрепление и систематизация изученного в 6 классе (10ч+2ч)+2ч
155. 05.05 Разделы науки о языке 156. 06.05 Орфография. Орфографический разбор http://belclass.net157. 10.05 Орфография. Орфографический разбор 158. 11.05 Пунктуация. Пунктуационный разбор http://fcior.edu.ru159. 12.05 РР Подготовка к сочинению-описанию//повествованию на одну из данных тем 160. 13.05 РР Написание сочинения-описания//повествования на одну из данных тем http://.school-collectionedu.ru161. 16.05 Лексика и фразеология 162. 17.05 Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор 163. 18.05 Морфология. Морфологический разбор слова http://fcior.edu.ru164. 19.05 Морфология. Морфологический разбор слова 165. 20.05 Синтаксис. Синтаксический разбор http://belclass.net166. 23.05 Синтаксис. Синтаксический разбор 167. 24.05 Итоговый контроль.
Контрольный диктант №8 по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе». 168. 25.05 Анализ контрольного диктанта по разделу «Закрепление и систематизация изученного в 6 классе», работа над ошибками Лист корректировкиПлановая дата
Фактическая дата Причина корректировки
5.Формы и средства контроля
Раздел Вопросы для контроля Формы контроля
Повторение пройденного в 5 классе.
(Входной контроль) Звуки речи. Словообразование. Правописание гласных и согласных в корнях слов, правописание ь, о-ё после шипящих и ц, правописание приставок контрольный диктант с грамматическим заданием, сочинение-повествование
Словообразование. Орфография. Культура речи. Имя существительное.
(Промежуточный контроль) Основные способы словообразования. Правописание гласных о-а в корнях -гар-/-гор-, -кос-/-кас-, -зар-/-зор-. Правописание гласных в приставках пре- и при-. Сложносокращённые слова
Имя существительно как часть речи (общее значение, морфологические признаки). Правописание гласных в падежных окончаниях существительных, правописание о-ё после шипящих, правописание гласных после ц. Проверка умения излагать услышанный текст, создавать текст, употреблять существительные в тексте контрольный диктант с грамматическим заданием (2), контрольное тестирование, выборочное изложение, сочинение-описание по картине (2)
Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Разряды прилагательных по значению, степени сравнения. Правописание частицы не с прилагательными, -н- и –нн- в прилагательных.
Проверка умения подробно излагать услышанный текст с опорой на простой план. контрольный диктант с грамматическим заданием, выборочное изложение, сочинение описание
Имя числительное Имя числительное как часть речи, разряды числительных, склонение числительных. Проверка умения подробно излагать услышанный текст с опорой на сложный план контрольный диктант с дополнительным заданием, контрольное тестирование, выборочное изложение
Местоимение Местоимение как часть речи, разряды местоимений, правописание местоимений сочинение-рассказ по сюжетным рисункам, сочинение-рассуждение, сочинение-описание, контрольный диктант с дополнительным заданием
Глагол Глагол как часть речи; НЕ с глаголами, Ь в неопределенной форме глагола, а также в форме 2 л. ед.ч., Е-И в корнях с чередованием, гласные в безударных личных окончаниях глаголов, спряжение глаголов контрольный диктант с дополнительным заданием, контрольное тестирование, подробное изложение с изменением лица, сочинение рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста, сочинение-рассказ на основе услышанного
Повторение изученного в VI классе.
(Итоговый контроль) Повторение и обобщение изученного в VI классе сочинение-описание, контрольный диктант с грамматическим заданием
Контрольное тестирование по теме «Повторение пройденного в V классе»
Кодификатор
№ умения Проверяемое умение № задания
Определение звуков речи А 5,6
Написание гласных и согласных в приставках А 8
Написание мягкого знака А 7
Нахождение синонимов В5
Нахождение словосочетаний А1Написание чередующихся гласных в корне А9, В1
Написание о – ё после шипящих А8
Написание гласных после ц А8
Определение членов предложения А 2
Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью А 4
Нахождение однородных членов предложения А3, В4Определение обращения А3
Определение грамматических основ в предложении В6Нахождение кратких прилагательных В3
Нахождение эпитетов В3
Ответ на вопрос по тексту С11вариант
Часть А1.Какая пара слов не является словосочетанием?
а) река широка
б) характеристика героя
в) длинный день
г) пролистал газету
2.В каком предложении есть обстоятельстсво?
а) Майор пришел мальчишку на лафете.
б) Тускло льется свет лампады.
в) Вместе с тихим сном сливалось убаюкивание грез.
3.В каком предложении надо поставить только одну запятую?
а) Полно доченька не плачь.
б) Старый Лондон пахнет ромом дымом жестью и туманом.
в) Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведет.
4.В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Все соседи только про нее и говорят – «Работница – золотые руки!»
б) Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.
в) В кабинете висели портреты писателей :Пушкина , Лермонтова, Толстого.
5.В каком слове все согласные звуки звонкие?
а) край
б) сгореть
в) роль
г) взгляд
6.В каком слове верно выделена буква ,обозначающая ударный гласный звук?
а) подушка мЯгкаб) квартАлв) нАчалаг) свеклА7.В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
а) умыват…ся, дрож…
б) нет задач…,под…ехать
в) катаеш…ся,борщ…
г) нал…ю,линюч…
8.В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а) ч…рный ,плеч…
б )ц…фра, пальц…
в) заб…ру, ката…мг) и…пугать,ра…бег
9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а) рю…зак, диало…
б )морж…,синиц…
г) г…мнастика, г…роизмв) подр…сти, прил…гательноеЧасть ВПрочитайте текст и выполните задания В1-В6
(1)За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. (2)Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая!(3)Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни покоя.(4)Она кивнула мальчику и поманила его рукой.(5)Мальчуган испугался и
спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.
В1. Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласной в корне.
В2. Из предложения (4) выпишите слово (слова) с приставками.
В3. Из предложения (2) выпишите краткие прилагательные.
В4. Из предложения (3) выпишите однородные дополнения.
В5. Из предложения (4,5) выпишите синонимы.
В6.Сколько всего грамматических основ в предложении( 5)? Ответ запишите цифрой.
ЧастьСС1. Напишите, как вы думаете, почему Кай испугался Снежной королевы?
(Ответ должен быть полным.)
2вариант
Часть А1. Какая пара слов не является словосочетанием?
а) очень яркий
б) вокруг костра
г) неизвестная планета
2. В каком предложении есть обстоятельстсво?
а) Подснежников корзину несите во дворец!
б) Шелестят зеленые сережки ,и горят серебряные росы.
в) Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.
3. В каком предложении надо поставить только одну запятую?
а) О чем ты заинька плачешь?
б) Тигр раскрыл пасть раздался страшный рык.
в) Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.
4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
а) Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.
б) На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: Маршак, Житков, Шварц.
в) «Я не ветеринар» - сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
5. В каком слове все согласные звуки глухие?
а) цапля
б) весть
в) шумный
г) шубка
6.В каком слове верно выделена буква ,обозначающая ударный гласный звук?
а) щавЕльб) дОговорв) понЯлиг) помощь нУжна7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
а) вертет…ся, овощ…
б) стереч…, картеч…
в) мощ…ный, в…юнокг) горяч…, под…ем 8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а) расст…лать, кле…м
б) отц…, лекц…я
в) врач…м, расч…скаг) во…мущение, бе…полезный
9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
а) б…гряный, фи…летовыйб) моноло…, во…зал
в) выл…жить, водор…слиг) птиц…,корж…кЧасть ВПрочитайте текст и выполните задания В1-В6
(1)Герда приплыла к большому вишневому саду, в котором приютился домик с красными и синими стеклами в окошках и с соломенной крышей.(2)У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо.(3)Герда закричала им - она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей.(4)Вот она подплыла к ним еще ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала еще громче.(5)Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.
В1.Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием
согласной в корне.
В2. Из предложения (2) выпишите слово (слова) с приставками.
В3.Из предложения (5) выпишите прилагательные ,выступающие
в роли эпитетов.
В4.Из предложения (3) выпишите глагол (глаголы) совершенного вида.
В5.Из предложения (4) выпишите синонимы, обозначающие действия.
В6. Сколько всего грамматических основ в предложении(4)? Ответ запишите цифрой.
Часть СС1. Напишите, как вы думаете, почему Герда отправилась в опасное путешествие?
( Ответ должен быть полным.)
Контрольный диктант с дополнительным заданием
по теме «Словообразование»
Кодификатор
№ умения Проверяемое умение № задания
Гласные в приставках ПРЕ-ПРИТекст диктанта
Морфемный разбор 1
Словообразовательный разбор 2
Диктант
В лес за чудесами
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье умеют преодолевать препятствия.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.
Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят желтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я фотографирую дятла ,а он продолжает преспокойно сидеть.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить все, что принес из похода. Лес подарил мне много счастливых находок.
(Виноградова Л.А., 104 слова)
Дополнительные задания
1.Морфемный разбор:
1 вариант - осеннюю, фотоаппарат, присядешь
2 вариант - ранним, (на)пригорке, касается
2.Словообразовательный разбор:
1 вариант - присядешь, осеннюю2 вариант - лесную, преспокойно
Контрольный диктант с дополнительным заданием
по теме «Имя существительное»
Кодификатор
№ умения Проверяемое умение № задания
1 Морфологический разбор имен существительных 1
2 Морфемный разбор имен существительных 2
3 Словообразовательный разбор имен существительных 4
4 Определение падежа имен существительных 3
Диктант
Русская зима
Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.
Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. Стоишь и любуешься. Как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.
Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.
(По Соколову-Микитову, 112 слов)
Дополнительные задания
1. Морфологический разбор:
I вариант - непогоду,
II вариант - шубкой.
2. Морфемный разбор:
I вариант - речонки, клювики
II вариант - ветках, барабанщик.
3. Определить падеж существительных во 2 абзаце.
4. Выписать 3 существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сделать словообразовательный разбор.
Контрольное сочинение на основе личных впечатлений
Кодификатор
№ умения Проверяемое умение № задания
Умение употреблять в письменной речи имена существительные 1
Уместное употребление синонимов 2
Использование средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения) 3
Контрольный диктант с дополнительным заданием
по теме «Имя прилагательное»
Кодификатор
№ умения Проверяемое умение № задания
Морфологический разбор имени прилагательного 2
Морфемный разбор имени прилагательного 3
Синтаксический разбор предложения 1
Правописание НЕ с прилагательными Текст диктанта
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных Текст диктанта
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных Текст диктанта
Диктант
Каждый год в весеннем лесу происходит чудо. Зацветает ландыш. Удивительных цветов много, но этот самый изящный, самый душистый, самый таинственный.
Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.
Ландыш представляется мне символом леса. Вся красота весеннего, летнего, осеннего и зимнего леса сошлись в этом неповторимом цветке. В его зеленых с прожилками листьях отыщутся весна и лето. В августе в тонких бледно-коричневых листьях и красных плодах присутствуют краски осени. В изящных снежно-белых цветках прячется зима, ждет своей поры.
В ландыше соединились хрупкость, нежность, красота и вечность.
(По Т. Головановой, 116 слов)
Дополнительные задания
1.Синтаксический разбор предложения:
1вариант - Каждый год в весеннем лесу происходит чудо.
2вариант - К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки.
2.Морфологический разбор имени прилагательного:
1вариант - весеннем
2вариант - оранжево-красные.
3.Морфемный разбор:
1вариант - неизвестный
2вариант - драгоценные.
Контрольное изложение «Совесть»
Кодификатор
№ умения Проверяемое умение № задания
Умение составлять простой план текста изложения 1
Умение писать изложение, близкое к тексту, от первого лица 2
Сохранение в тексте изложения характерных для художественного стиля языковых средств 3
Контрольный диктант с дополнительным заданием
по теме «Имя числительное»
Кодификатор
№ умения Проверяемое умение № задания
Морфологический разбор числительного 2
Указать разряд числительных 3
Синтаксический разбор предложения 1
Написание числительных Текст диктанта
Диктант
Ревень
Ревень - многолетнее холодостойкое растение, растёт на одном месте одиннадцать-пятнадцать лет. Сбор урожая начинают на второй-третий год, когда растения имеют по четыре-пять крупных листьев, длина черешков достигает тридцати сантиметров, а толщина не менее двух сантиметров. К уборке приступают примерно через три-четыре недели после оттаивания почвы.
В пищу используют листья и их мясистые черешки, которые богаты витаминами, яблочной и другими кислотами, а также минеральными солями. Из черешков ревеня готовят кисели, компоты, начинки для пирогов, варенье, квас, соусы и даже вина, а из молодых листьев – щи и борщи. Урожай черешков с куста достигает 3-5 килограммов.
(З. Сапожникова)
Дополнительные задания
1. Синтаксический разбор:
I вариант - 3-го предложения;
II вариант - 6-го предложения.
2. Морфологический разбор:
I вариант - двух;
II вариант - тридцати.
3. Указать разряд числительных:
I вариант - в 1 абзаце;
II вариант - во 2 абзаце.
Контрольное сочинение – рассуждение
Кодификатор
№ умения Проверяемое умение № задания
Умение работать в речевом жанре отзыва 1
Умение создавать текст по заданному плану 2
Контрольный диктант с дополнительным заданием по теме «Местоимение»
Кодификатор
№ умения Проверяемое умение № задания
Морфологический разбор местоимения 2
Синтаксический разбор предложения 1
Правописание НЕ-НИ в отрицательных местоимениях Текст диктанта
Диктант
Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая. Только с реки доносились какие-то далекие легкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались чьи-то тихие голоса. Они были похожи на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.
Ежи - смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днем они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых. Воюют с крысами и мышами.
На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и ежи преспокойно спят всю зиму.
(По Соколову-Микитову, 125 слов)
Дополнительные задания
1. Синтаксический разбор:
I вариант - 3-го предложения;
II вариант - 6-го предложения.
2. Морфологический разбор:
I вариант - они;
II вариант - я.
Контрольное подробное изложение «Снегири»
Кодификатор
№ умения Проверяемое умение № задания
Умение составлять сложный план текста изложения 1
Умение писать подробное изложение 2
Использование средств художественной выразительности для описания зимнего пейзажа 3
Контрольный диктант с дополнительным заданием
по теме «Глагол»
Кодификатор
№ умения Проверяемое умение № задания
Морфологический разбор глагола 2
Морфемный разбор глагола 3
Синтаксический разбор предложения 1
Правописание безударных личных окончаний глаголов Текст диктанта
Написание мягкого знака в глаголах Текст диктанта
Диктант
Воробей-часовой
Для воробьев нет лучше места, чем песчаная дорожка в нашем садике.
Молодые воробышки беззаботно чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке, а старый воробей усядется на самую высокую ветку акации и зорко смотрит во все стороны. В это время прочие воробьи торопливо таскают гусениц и кормят своих детенышей.
Воробей-сторож невозмутим. Примерный часовой не бросится даже на самую жирную гусеницу, хотя бы она ползла по ближайшей ветке. Но зато его и слушаются все. Поднимет он тревогу, и все, что беззаботно скакало по дорожке, чирикало и прыгало, с шумом бросается в самую чащу кустов акаций или сирени. В одну минуту все смолкнет. Только часовой сидит на вершине. Он закричал, но не пошевелился. Он увидел врага и следит за ним.
(По М. Богдановой, 118 слов)
Дополнительные задания
1. Синтаксический разбор:
I вариант: 2-е предл. 2-ого абзаца;
II вариант: 7-е предл. 3-ого абзаца.
2. Морфологический разбор:
I вариант: усядется;
II вариант: бросается.
3. Морфемный разбор:
I вариант: закричал, купаются;
II. вариант: увидел, слушаются