Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФКГОС , 10-11 класс




Краснодарский край, муниципальное образование Кавказский район, ст.Темижбекская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 имени Н.П. Симоняка ст. Темижбекская муниципального образования Кавказский район


УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «30»августа 2016 года протокол №1
Председатель __________Ревенко Г.Н.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку
Уровень образования (класс) среднее (полное) общее образование (10 -11класс)
Количество часов 138 Уровень базовый
Учитель Волкова Яна Сергеевна


Программа разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом общего образования (приказ Минобрнауки 2004), составлена на основе авторской программы Н.Г. Гольцовой к учебнику «Русский язык. 10-11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина), 6-е издание. Москва, «Русское слово», 2010 год.





1. Требования к уровню подготовки выпускников
Русский язык в образовательном учреждении с русским языком обучения

В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

2. Содержание учебного предмета, курса
Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

1.Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.
Сферы и ситуации речевого общения. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА <*>. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.
--------------------------------
<*> Прописными буквами в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, ДОКЛАД, СТАТЬЯ, РЕЦЕНЗИЯ), публицистического (выступление, СТАТЬЯ, ИНТЕРВЬЮ, ОЧЕРК), официально-делового (расписка, ДОВЕРЕННОСТЬ, заявление, РЕЗЮМЕ) стилей.
2.Культура речи. КРИТЕРИИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Текст как продукт речевой деятельности. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТА. Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.
Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация.
Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли; основной и дополнительной, явной и скрытой информации; структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу, определенной функциональной разновидности языка.
Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом.
Адекватное восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения.
Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных монологических и диалогических высказываний на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями, сферой и ситуацией общения.
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Написание сочинений; создание текстов разных стилей и жанров: ТЕЗИСОВ, конспекта, отзыва, РЕЦЕНЗИИ, аннотации; письма; расписки, ДОВЕРЕННОСТИ, заявления.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

3. Общие сведения о языке .Наука о русском языке и ее основные разделы. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫДАЮЩИХСЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛИНГВИСТАХ.
Роль языка в жизни человека и общества.
Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
Русский язык - язык русской художественной литературы.
Понятие о русском литературном языке и его нормах.
Русский язык как развивающееся явление. ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ.
Основные лингвистические словари. Извлечение необходимой информации из словарей.
Система языка
4.Фонетика. Орфоэпия
Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация.
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ.
Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ.
Нормы произношения слов и интонирования предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.
5.Морфемика (состав слова) и словообразование
Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Основа слова. Чередование звуков в морфемах.
Основные способы образования слов.
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
6.Лексика и фразеология
Слово - основная единица языка.
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.
Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Стилистически окрашенная лексика русского языка.
Исконно русские и заимствованные слова.
Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
Фразеологизмы; их значение и употребление.
ПОНЯТИЕ ОБ ЭТИМОЛОГИИ КАК НАУКЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ И ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
7.Морфология
Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Служебные части речи.
Междометия и звукоподражательные слова.
Основные морфологические нормы русского литературного языка.
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ.
Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.
8.Синтаксис
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса.
Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Грамматическая (ПРЕДИКАТИВНАЯ) основа предложения. Предложения простые и сложные.
Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.
Предложения двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные.
Однородные члены предложения. Обособленные члены предложения.
Обращения. Вводные, вставные слова и конструкции.
Предложения сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Текст. Смысловые части и основные средства связи между ними.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка.
ОСНОВНЫЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА.
Применение знаний и умений по синтаксису в практике правописания.

9.Правописание: орфография и пунктуация
Орфография
Правописание гласных и согласных в составе морфем.
Правописание Ъ и Ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Прописная и строчная буквы.
Перенос слов.
Соблюдение основных орфографических норм.
Пунктуация
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге.
Сочетание знаков препинания.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

10.Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимообогащение языков народов России.
Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.).
Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.









3. Таблица тематического распределения количества часов


Разделы, темы
Количество часов



10 класс
11 класс

1
Речевое общение
-
4

2
Культура речи
-
4

3
Общие сведения о языке
2
-

4
Фонетика. Орфоэпия.
4
-

5
Морфемика и словообразование.
3
-

6
Лексика и фразеология.
6
-

7
Морфология.
47
-

8
Синтаксис
-
58

9
Правописание: орфография и пунктуация
8
-

10
Отражение в языке культуры и истории народа
-
2


ИТОГО
70
68


10 класс

№п/п
Содержание (разделы, темы)
Кол.час.






1.Общие сведения о языке.
2

1
Русский язык –язык русской художественной литературы
1

2
Понятие о русском литературном языке и его нормах.
1


2.Фонетика. Орфоэпия.
4

3
Основные понятия фонетики, орфоэпии. Связь фонетики с графикой и орфографией.
1

4
Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы.
1

5
Основные выразительные средства фонетики.
1

6
Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
1


3.Морфемика и словообразование.
3

7
Основные понятия морфемики и словообразования.Виды морфем
1

8
Основные способы образования слов.
1

9
Морфемный разбор слова Словообразовательный разбор.
1


4.Лексика. Фразеология.
6

10
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.
1

11
Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление
1

12
Исконно русские и заимствованные слова. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.
1

13
Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Основные лексические нормы современного русского литературного языка
1

14
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.
1

15
Контрольная работа «Лексика. Фонетика. Морфемика»
1


5. Морфология

47

5.1 Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение
4

16
Род, число, падеж и склонение имён существительных
1

17
Правописание падежных окончаний имен существительных
1

18
Гласные в суффиксах имен существительных.
1

19
Сочинение –рассуждение по предложенному тексту.
1


5.2 Имя прилагательное как часть речи.
7

20
Имя пригательное как часть речи. Лексико-граматические разряды имен прилагательных.
1

21
Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Прилагательные относительные и притяжательные.
1

22
Переход прилагательных из одного разряда в другой.
1

23
Морфологический разбор имен прилагательных.
1

24
Правописания н и нн в суффиксах имён прилагательных.
1

25
Правописание сложных имен прилагательных.
1

26
Сочинение на морально-нравственную тему.
1


5.3 Имя числительное как часть речи.
3

27
Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные
1


28
Особенности склонения имён числительных. Правописание имен числительных.

1

29
Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.
1


5.4 Местоимение как часть речи.
4

30
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений.
1

31
Контрольная работа «Именные части речи».
1

32
Правописание местоимений.
1

33
Стилистические и грамматические особенности употребления местоимений
1

5.5 Глагол.
7

34
Глагол как часть речи. Инфинитив. Категория вида русского глагола.
1

35
Переходность/непереходность глагола.
1

36
Возвратные глаголы. Категория наклонения
1

37
Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Правописание глаголов.
1

38
Две основы глагола. Формообразование глагола.
1

39
Морфологический разбор глаголов.
1

40
Сочинение – рассуждение по данному тексту.
1


5.6 Причастие.
6

41
Причастие как особая глагольная форма.
1

42
Признаки глагола и прилагательного у причастия.
1

43
Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных
1

44
Правописание суффиксов причастий.
1

45
Морфологический разбор причастий. Образование причастий.
1

46
Образование причастий. Грамматические нормы
1


5.7 Деепричастие.
3

47
Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий.
1

48
Переход деепричастий в наречия и предлоги. Морфологический разбор деепричастий.
1

49
Контрольная работа «Глагол. Деепричастия. Причастия. ».
1


5.8 Наречие.
4

50
Наречие как часть речи. Разряды наречий.
1

51
Правописание наречий. Наречия на шипящую. Отрицательные наречия.
1

52
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
1

53
Сочинение по предложенному тексту
1


5.9 Слова категории состояния
2

54
Грамматические особенности слов категории состояния.
1

55
Омонимия слов категории состояний, наречий на –о, -е.
1

5.10 Предлог.
1

56
Правописание предлогов.
1


5.11 Союзы и союзные слова.
3

57
Сочинительные союзы.
1

58
Подчинительные союзы и союзные слова.
1

59
Правописание союзов.
1


5.12 Частица.
1

60
Правописание частиц.
1


5.13 Междометия. Звукоподражательные слова.
2

61
Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
1

62
Сочинение на основе исходного текста
1


6. Правописание : орфография
8

63
Основные понятия орфографии. Принципы русской орфографии.
1

64
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
1

65
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.
1

66
Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.
1

67
Правописание звонких и глухих согласных. Чередующиеся гласные в корне слова.Слитные, дефисные и раздельные написания.
1

68
Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Правописание Ъ иЬ
1

69
Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-.
1

70
Соблюдение основных орфографических норм.
1





11 класс

№п/п
Содержание (разделы, темы)
Кол. час


Речевое общение
4

1
Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая. Сферы и ситуации речевого общения.
1

2
Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей .
1

3
Основные особенности языка художественной литературы.
1

4
Основные жанры разговорной речи , научного, публицистического, официально-делового стилей.
1


Культура речи
4

5
Текст как продукт речевой деятельности.
1

6
Повествование, описание, рассуждение; их признаки. Структура текста.
1

7
Основные виды информационной переработки текста.
1

8
РР. Сочинение-рассуждение по исходному тексту
1

Синтаксис.
58

Основные понятия синтаксиса и пунктуации
3

9
Основные понятия синтаксиса и пунктуации
1

10
Основные синтаксические единицы
1

11
Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ
1

Словосочетание.
3

12
Классификация словосочетаний.
1

13
Синтаксические связи слов в словосочетании.
1

14
Синтаксический разбор словосочетания
1

Предложение.
52

3.1 Простое предложение
6

15
Понятие о предложении. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
1

16
Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные
1

17
Главные члены предложения, способы их выражения. Тире между подлежащим и сказуемым
1

18
Второстепенные члены предложения, способы их выражения.
1

19
Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении.
1

20
РР.Сочинение –рассуждение на основе предложенного текста.
1

3.2 Однородные члены предложения
10

21
Однородные члены предложения
1

22
Знаки препинания в предложениях с однородными членами
1

23
Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях
1

24
Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях
1

25
Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных неповторяющимися союзами
1

26
РР. Сочинение-рассуждение по исходному тексту
1

27
Обобщающие слова при однородных членах.
1

28
Знаки препинания при обобщающих словах
1

29
Контрольная работа по теме «Словосочетание. Простое предложение с однородными членами»
1

3.3Обособленные члены предложения
10

30
Обособленные члены предложения
1

31
Знаки препинания при обособленных членах предложения.
1

32
Обособленные определения, приложения
1

33
Обособленные обстоятельства
1

34
Обособленные дополнения
1

35
Уточняющие члены предложения
1

36
Пояснительные члены предложения
1

37
Присоединительные члены предложения
1

38
Параллельные синтаксические конструкции
1

39
Знаки препинания при сравнительном обороте
1

3.4 Слова и конструкции, грамматически не связанные с предложением
9

40
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением
1

41
Знаки препинания при обращениях
1

42
Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях
1

43
Знаки препинания при вставных конструкциях
1

44
Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях
1

45
Знаки препинания при междометиях
1

46
РР. Сочинение-рассуждение по исходному тексту
1

47
Знаки препинания при утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах
1

48
Контрольная работа по теме «Простое предложение»
1

3.5 Сложное предложение
10

49
Понятие о сложном предложении. Типы придаточных предложений
1

50
Сложносочиненное предложение.
1

51
Знаки препинания в сложносочиненном предложении
1

52
Сложноподчиненное предложение
1

53
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
1

54
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
1

55
Двоеточие, тире в бессоюзном сложном предложении
1

56
Сложные предложения с различными видами связи.
1

57
Синонимия разных типов сложного предложения. Период. Сложное синтаксическое целое и абзац
1

58
Контрольная работа по теме «Сложное предложение»
1

3.6 Предложения с чужой речью, употребление знаков препинания
8

59
РР. Сочинение-рассуждение по исходному тексту
1

60
Способы передачи чужой речи
1

61
Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах.
1

62
Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ
1

63
Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ
1

64
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки
1

65
Запятая и тире. Многоточие, скобки, кавычки и другие знаки препинания
1

66
Факультативные знаки препинания, авторская пунктуация
1


Отражение в языке культуры и истории народа.
2

67
Взаимообогащение языков народов России. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые слова.
1

68
Русский речевой этикет. Культура межнационального общения.
1




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения _____________ Л.И. Матулян
учителей русского языка
и литературы МБОУСОШ №18 ___________________2016 г.
им.Н.П.Симоняка
ст.Темижбекская
от 29.08.2016 №1
Руководитель МО
_______ Я.С.Волкова




15