Методическая разработка урока истории на тему Афинская демократия при Перикле (5 класс)
Автор: Сарапульцева С.А., учитель истории и обществознания МОУ гимназии № 22 г. Калининграда
На своих уроках в 5-11 классах использую компьютерные мультимедиа и демонстрационные системы. Включение фрагментов из мультимедийных учебных пособий, создание уроков- презентаций позволяет учащимся воспринимать не просто информацию, а информацию в форме образов, способствует повышению мотивации к учебной деятельности, росту познавательного интереса, обеспечивает получение более глубоких знаний.
Урок-презентация по теме: «Афинская демократия при Перикле» (5 класс)
Цели урока: 1) Углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла.
2) Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формулировать несложные выводы.
3) Воспитывать уважение к стране, историческим героям
Здоровьесберегающий компонент урока: в процессе урока поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, CD – история древнего мира, мультимедийная презентация.
Подготовительная работа: опережающее задание – подготовка учащимся сообщений о Перикле и Аспасии.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (встреча, рассаживание, проверка отсутствующих).
2. Актуализация опорных знаний по ранее изученному материалу.
-подготовка устного ответа учащегося по карточке: сравнить обучение в современной школе и Афинской. Что нравится, а что нет? Почему? Сделать вывод.
Историческая разминка (работа с классом). Среди принятых за обедом развлечений греков была игра в вопросы и ответы. Вот некоторые из них. Попытайтесь их разгадать (слайд № 1).
Я черное дитя сверкающего отца; птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков; едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (ДЫМ)
Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз. (ЗЕРКАЛО)
Не говори ничего и ты выразишь моё имя, но если ты назовёшь меня, говоря моё имя, о чудо! Ты выразишь меня. (МОЛЧАНИЕ)
Беседа с классом.
Ребята, мы с вами продолжаем изучать события, которые происходили в Древней Греции. Покажите на карте (слайд № 2)один из главных греческих полисов – Афины. В какой области находились Афины?
Проверка ответа по карточке. Рецензия на ответ.
Нам сегодня для урока понадобится понятие «Демократия».
-Что оно означает? (слайд № 3)
-Какой правитель, известный вам, заложил основы демократии в Афинах?
(Солон)
-Кто из вас помнит, когда он был избран архонтом?
(В 594 году до н.э.)
-Какие преобразования осуществил Солон? (отменил долговое рабство, в решении государственных дел принимали участие все граждане Афин, граждане могли присутствовать на судебном заседании)
3. Переход к изучению новой темы (слайд № 4).
Мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. В период войн с персами значение афинского демоса возросло. Вождь демоса Фемистокл в борьбе против персов опирался на афинских бедняков, простых гребцов о матросов. Наивысший расцвет афинской демократии наступил при Перикле.
Вопрос классу: как вы думаете, что новое мы должны узнать сегодня на уроке?
Учитель ставит проблемное задание (слайд № 5): Почему Афины в 5 веке до н.э. стали самым известным и могущественным греческим полисом? Что изменилось в управлении государством в период правления Перикла?
Чтобы найти ответ на эти вопросы, мы будем работать по плану (слайд № 6). Комментирую план урока.
1.Что представляло собой Народное собрание в 5 веке до н.э.? Чтобы это узнать, вам предстоит работа с учебником и рабочей тетрадью.
Откройте учебники на стр. 182(комментирую слайд)
Задание по рядам: рабочая тетрадь, стр. 30-31, задание № 42.
1 ряд- вопрос № 1-2
2 ряд- вопрос 3-4
3 ряд- вопрос 5.
Работать будем по принципу взаимообучения
1 ряд узнает,______________________________ и научит остальных.
2 ряд узнает_______________________________ и научит остальных,
А 3 ряд узнает, чем занималось Народное собрание и тоже научит.
Обсуждение результатов работы
Демонстрация картины «Народное собрание в Афинах» (слайд № 7).
Работа с иллюстрацией. (Учащиеся отвечают на вопросы)
Кого вы видите на ступенях? (Значение слова оратор объясняется в учебнике стр. 183)
Предположите, кого выводит с собрания стражник? (Наиболее подготовленные школьники вспоминают слово метек.)
Какой момент изобразил художник на картине? (Принятие решения.)
Давайте вспомним, какие решения принимались на Народном собрании? Оформление ответов в тетради.
Сверяем со слайдом (слайд № 8).
А теперь давайте узнаем, как в Афинах происходили выборы среди граждан на какую- либо должность?
Просмотр анимационного сюжета (слайд № 9) и ответы на вопросы:
Как вы поняли, как происходили выборы? Как вы думаете, кого нельзя было выбирать таким способом? Почему?
Учитель говорит учащимся о том, что одним из величайших стратегов был Перикл. Каковы же были его заслуги? (слайды № 10,11)
Проверка опережающего задания: сообщение учащегося о Перикле.
Задание классу: определить, сколько лет жил Перикл? (61 год)
Чем прославился этот стратег?
Работа с историческим документом (учебник стр. 183) «Из речи Перикла» (по рассказу древнегреческого историка Фукидида)
Задание: Прочитать. Как вы понимаете высказывания Перикла?
Какими качествами человека и гражданина обладал Перикл?
Работа с текстом учебника - стр. 184 (3 абзац второго пункта) Комментированное чтение. Что изменилось в государственной службе при Перикле? (почетно и выгодно, поэтому и бедные граждане теперь могли находиться на государственной службе).
Несмотря на значительные изменения в жизни афинян при Перикле, у него были и единомышленники-друзья, и враги.
Работа по вариантам:
Кто был другом Перикла? (стр. 184 учебника 1 вариант)
Почему у него были враги? (стр. 185учебника 2 вариант) (слайд № 12)
Проверка ответов на вопросы.
Подводя итог, скажите, что нового вы узнали о демократии в Афинах?
Проверка проблемного задания:
Что изменилось в управлении государством в период правления Перикла?
Как вы думаете, можно ли считать Афинское государство в 5 веке до н.э. образцовым? (слайд № 13)
Контроль и оценка знаний учащихся. Тестирование (слайды № 14,15).
4. Домашнее задание (слайд № 16).
15