Технологическая карта урока истории в 5 классе: Афинская демократия при Перикле.
Технологическая карта урока: АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ ПРИ ПЕРИКЛЕ, 5 КЛАСС.Составлена учителем истории и обществознания Перевозчиковой В.В.
Предмет: история
Класс: 5
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Тема: Афинская демократия при Перикле
Цели Первичное усвоение новых предметных знаний:
- усвоение учащимися достижений античной демократии в период правления Перикла.
-формирование умений работать с текстом и документами, формулировать выводы.
Задачи Образовательные: познакомить учащихся с особенностями управления государством при Перикле,
- с функциями народного собрания,
-с деятельностью Перикла.
Развивающие: учить определять познавательную цель урока, планировать учебную деятельность на уроке, оценивать качество усвоения материала, развивать логическое мышление (выделять главное, сравнивать, описывать явления и предметы), развивать навыки устной и письменной речи.
Воспитательные: формировать уважительное отношение к личности античного политического деятеля, к его заслугам в укреплении власти народа, а также возвышении Афин.
УУД ЛичностныеУУД: формировать понимание ценности демократии для античного и современного общества; помочь учащимся сформировать собственное отношение к.древнегреческим деятелям, способствовать развитию личностных качеств политика: ораторский талант, понимание потребностей народных масс.
Регулятивные УУД: формировать у учащихся умение определять учебную задачу урока, планировать учебные действия на уроке (совместно с учителем), осуществлять контроль усвоения новых знаний и самостоятельно оценивать качество усвоения материала
Коммуникативные УУД: развивать у учащихся умения ориентироваться в информационном потоке, полно и точно выражать свои мысли.
Познавательные УУД: осмысливать услышанную и прочитанную информацию, выделять необходимую информацию, выбирать критерии для сравнения
Планируемые результаты Предметные: знать сущность афинской демократии в 5 веке до н.э., как проходили выборы на общественные должности в Афинах.выяснить полномочия и роль народного собрания. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор ,Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.
Сравнивать управление в Афинах с управлением в Египте.
Личностные.осознавать значение достижений древнегреческой демократии и функций народного собрания, воспринять демократические ценности и идеалы, качества личности политика и его соратников.Метапредметные: применять полученные знания в обсуждении вопросов о деятелях государства и формах правления.
Основные понятия Народное собрание и его функции, стратег - выборная должность, закон.
Демократия, расцвет демократии. Ораторский талант.
Деспотия.
Межпредметные связи Применять полученные знания на других предметах, например, обществознании.
Ресурсы:
основные
дополнительные Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер. И.С. Свенцицкая
« История Древнего мира».
Рабочая тетрадь к учебнику, автор Г.И. Годер.
Репродукции. Презентации.
Формы работы на уроке фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Технология Технология развивающего обучения. Технология проблемно-диалогического обучения.
Дидактическая структураурокаДеятельность учеников Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационный момент
Время: 3 минуты.
Основные этапы:
1. Приветствие.
2. Настрой на работу
Проверяют учебные принадлежности, настраиваютсЯ на рабочий лад. Здравствуйте, рада вас видеть. Обратите внимание у нас сегодня на уроке гости.
-думаю вы покажете себя с хорошей стороны, ведь как говорится в пословице «Кто любит труд, того люди чтут.»Приготовить свое рабочее место.
Познавательные УУД: Коммуникативные УУД: умение вести диалог.
Регулятивные УУД:
Самоконтроль самоорганизация рабочего места.
Проверка домашнего задания
Время :5 мин
Решают кроссворд «Древнегреческий театр». Проверим как вы усвоили материал прошлого урока. Для этого решим кроссворд. Два человека работают у доски, остальные с рабочим листом
- МОЛОДЦЫ, прекрасно поработали.!Ребята решают кроссворд, сверяют ответы. Совместная проверка – если согласны то один хлопок. Актуализация.
Время: 5 минут.
1. Постановка
задания.
Прием актуализации знаний.
2. Ответы учащихся.
3. Определение цели урока и последовательности учебных действий на уроке. 1.Определяют цели урока: «Что изменилось в управлении государством при Перикле. Кто больше внёс вклад в развитие демократии? Будем узнавать, какое значение имеют эти достижения для современного общества,
2. Планирование учебных действий на уроке. Создание проблемной ситуации учителем: Автор учебника утверждает, что во времена Перикла в Афинах была очень развита демократия.
А я думаю, что это несправедливо, может быть при Солоне народ имел больше возможностей выражать свою волю?
Так что же нам предстоит выяснить по новой теме? Задание. (Прием актуализации знаний.Фронтально)
А теперь обратите внимание на доску. Какое задание можно придумать с этими словами?
«Напомните,
1)что такое демократия,
2)кто заложил её основы в Афинах,
3)какие преобразования осуществил Солон.
Звучат ответы учащихся.
4) о каких других формах правления вы знаете, например, в Египте? Звучат ответы.
Постановка учебной задачи; Задание учащимися:
Основ демократии при Солоне, когда он правил. Преобразования Солона о долговых камнях и отмене долгового рабства, о судьях. Вспомнить правление фараонов - деспотию в Египте Познавательные УУД: отбор необходимой информации из ранее изученного материала, выдвижение гипотез.Коммуникативные УУД: умение вести диалог.
Регулятивные УУД:
формулирование проблемы (цели урока), планирование деятельности на уроке.
- Записываем тему урока»Афинская демократия при Перикле( пропускаем 4 клетки, по середине)
- Вводный рассказ учителя о Перикле.
284865-12360
422910180340
36258575565
Время:20 мин
Этапы:
1.Чем занималось народное собрание?
1 этап
1.Читают текст-первый пункт нового параграфа , отвечают на вопрос: Чем занималось народное собрание в Афинах?
Заполняют схему: Функции народного собрания.
Выдвижение гипотез и их обоснование
1этап
Вы внимательно выслушали рассказ о Перикле. Скажите о каком собрании шла речь? Для того чтобы определить чем занималось народное собрание, предлагаю поработать в парах с текстом учебника. Заполнить пропуски в схеме.
1этап
Приготовиться
воспроизвести функции народного собрания по записям в тетради, дополнить или исправить при взаимооцениванииКогда Перикл был избран стратегом Каким способом шло голосование? 1этап
Функции
Народного собрания: выбирало стратега, принимало законы, объявляло войну, утверждало мирные договоры, распоряжалось казной.
Перикл выбирался 15 раз,начиная с443г. до н.э. путём поднятия рук
I этап. Познавательные УУД: осмысление прочитаннойинформации, выделение необходимой информации.Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: произвольное внимание, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.
Проверка. Сравниваем ответы выставляем оценки. Покажите условным знаком сколько ошибок вы допустили.
МОЛОДЦЫ!! 2. Поставить
вопросы к иллюстрации в учебнике:
Определяют, кто мог участвовать в собрании Составьте вопросы по картине, что мы можем спросить чтобы получить максимум информации? 2.С помощью рисунка вспомнить, кто мог присутствовать на собрании?
Могли участвовать в голосовании на выборах любые граждане и предлагать законы? 2 .Мужчины граждане с20 лет могли голосовать.
2.Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: произвольное внимание, определение последовательно
сти действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.
Логические
УУД: анализ объектов. Выбор оснований и Выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: произвольное внимание, определение последовательно
сти действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.
ЛогическиеУУД: анализ объектов. Выбор оснований и выдвижение гипотез и обоснование.
2 этап.
За государственную службу платили деньги из казны
2 этап.
версии выдвигаются и проверяются с помощью пункта 2.
2 этап.
Проблемный вопрос.
Что бы должности были доступны всем и бедные тоже могли заняться управлением государством, что вы можете предложить 2этап.
Учитель предлагает прочитать пункт 2 и проверить версии.
2этап.
Введена оплата за государственную службу, по предложению Перикла. А раньше не платили . просто
тянули жребий, бедные уклонялись от службы, так как нужны были средства для семьи.
3 этап.
Перикл, его друзья и враги.
3 этап.
По рассказу учителя определяют имена друзей, какие они должности занимали. Как к ним относился Перикл? Как вели себя враги из знати? 3этап.
Как у любого человека у Перикла были и друзья и враги. Его окружали такие друзья как Анаксагор-знаменитый учёный, Софокл-автор «Антигоны» Аспасия-жена Перикла самая образованная женщина Эллады, Фидий-скульптор Геродот-учёный, Сократ-мудрец.
Друзья помогали ему в государственных делах. Он не давал их в обиду, даже если его враги пытались их оклеветать.
3 этап.
Составляют список имён , поясняя, кем были эти люди .
3 этап.
Анаксагор-знаменитый учёный, Софокл-автор «Антигоны» Аспасия-жена Перикла самая образованная женщина Эллады, Фидий-скульптор Геродот-учёный, Сократ-мудрец. Своих друзей не давал в обиду, даже если его враги пытались их оклеветать. Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: произвольное внимание, определение последовательности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.
Контроль
Время:
3 мин.+ 5 мин.Этапы: 1)объяснить задания по группам и его выполнение учениками в группе.
2)выступление с сообщениями представителей от групп Вспоминают: Какие реформы помогли развитию демократии при Перикле
,а для нашего времени они тоже необходимы? Сравните с управлением в Древнем Египте, мог ли там поработать Перикл стратегом?
Применение новых знаний. Побуждающая беседа на воспроизводство полученных знаний
Учитель записывает вопросы на доске и предлагает обсудить их по группам и выступить с сообщением. Задание; Составьте 3 предложения, поясняющие, что при Перикле демократия развивалась
Учитель разбивает класс на три группы и объявляет задание каждой :1). Реформы, которые помогли развитию демократии при Перикле.
2). Для нашего времени и для нашего государства они подходят, что не подходит?
3) Мог ли Перикл поработать стратегом в Древнем Египте?
Ведь у него были отличные качества оратора и военачальника? Учитель должен проконтролировать, как ученики смогут обобщить и выделить нужную информацию, сообщить, что были следующие преобразования; Выбор стратега поднятием рук на 1 год на народном собрании, где присутствовали все граждане мужского пола с 20 лет.
Придумали тайное голосование, появилось право выбора.
За государственную службу платили деньги из казны.
В нашем государстве так ж есть голосование, платят деньги должностным лицам.
Зато голосуют с18 лет и женщины тоже имеют право голоса.
У нас нет народного собрания на площади.
6.В Египте правит фараон и власть передаёт сыну . Там нет у народа права выбора , фараона все бояться как божества. Там не демократия . а деспотия. Познавательные УУД: выделение необходимой информации.Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке.
Регулятивные УУД: выбор способа решения задания,определение последователь-ности действий при выполнении заданий,
Рефлексия
Время:
2 минуты.
Этапы:
1. Диалог по первому заданию.
2. Оценивание учащимися своей деятельности на уроке. Учащиеся выполняют задания.
По первому заданию – диалог.
По второму заданию - рисуют смайлики на доске.
Постановка заданий рефлексивного характера
Задания.
1.Что вам понравилось сегодня на уроке?
2. Оцените свою работу на уроке свою активность и соседа по группе. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, сотрудничать с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД: выбор способа решения задания,
Домашнее задание. 3 мин. Параграф 40
+индивидуальное задание Познавательные УУД: выделение необходимой информации.Коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли, ориентироваться в информационном потоке.
Регулятивные УУД: выбор способа решения задания,определение последователь-ности действий при выполнении заданий, самооценка качества выполнения заданий.