План-конспект урока Появление неравенства и знати
Класс: 5
Дата:
Тема: Появление неравенства и знати
Цель:
подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе;
обеспечить усвоение понятий «ремесло», «ремесленник», «соседская община», «неравенство», «знать», «классы», «государство»;
продолжить формирование умений: давать полный ответ на вопрос; сравнивать, анализировать различные исторические процессы; выделять на элементарном уровне причины исторических событий.
Коррекционная цель:
развитие самостоятельного, активного и творческого мышления слабовидящих детей;
развитие произвольного внимания на всех этапах урока;
изучение степени утомляемости учащихся на уроке.
Тип и вид урока: комбинированный
Основные понятия и термины: плуг, ремесло, ремесленник, соседская община, неравенство, знать, классы, государство.
Образовательные ресурсы: Учебник «История Древнего мира. 5 класс» под ред. Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.; атлас «История Древнего мира. 5 класс», компьютер, проектор; презентация к уроку; карточки с заданиями для работы в группах; выдержки из документов
Методы и приемы: составление синквейна, кластера, корзинка идей, метод
«6 Шляп», работа в группах, работа в парах.
Формы контроля: фронтальный опрос, беседа по вопросам, составление схем (таблиц), самостоятельная работа, написание эссе по темам, исторический диктант.
Структура урока:
Организационный момент
Взаимное приветствие учащихся и учителя. Психологический настрой на урок. Проверка готовности учащихся (наличие тетрадей, спецтетрадей, учебников, атласов, дневников, ручек, карандашей). Проверка отсутствующих детей на уроке. Наличие средств коррекции (очки, лупы, рамка) у учащихся на уроке.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Актуализация знаний
Первичное усвоение новых знаний Физкультминутка
Первичная проверка понимания Динамическая пауза
Первичное закрепление
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока:
Организационный момент
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Решение творческой задачи
Во время археологических раскопок были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его – остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображением барса, льва, коня, антилопы. В другом захоронении обнаружили только медный топор.
Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?
(В обществе существовало неравенство)
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Возникновение земледелия и скотоводства».
Как управлялся коллектив первобытных людей? (Древнейшие люди, чтобы выжить в трудных условиях, объединялись в родовые общины. Управляли родовыми общинами старейшины. Они следили, чтобы все сородичи выполняли общие работы на полях и поровну делили собранное зерно. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племенем управлял совет старейшин.
Назовите основные занятия первобытных людей. (Собирательство и охота)
Как возникли земледелие и скотоводство? (Занимаясь собирательством дикорастущего ячменя и пшеницы, женщины заметили, что упавшие зёрна вскоре дают всходы. Затем из этого зерна вырастает новый колосок. Тогда первобытные люди стали специально сажать зёрна дикорастущих растений, разрыхляя землю деревянной мотыгой. Так более 10 тысяч лет назад из собирательства появилось земледелие. Примерно в одно время с земледелием появилось скотоводство. Мужчины часто приносили домой детёнышей животных, убитых на охоте. Этих детёнышей выкармливали, приручали и оставляли в своём жилище. Первым домашним животным стала собака, затем – свиньи, овцы, козы и коровы).Какие перемены произошли в жизни людей в результате появления земледелия и скотоводства? (Появление земледелия и скотоводства позволило человеку иметь постоянные продукты питания: мясо, молоко, а так же тёплые шкуры животных, шерсть. С возникновением этих занятий первобытные люди перешли от присваивающего хозяйства к производящему.)Вставьте пропущенные слова:
Земледелие и скотоводство возникли в Западной … (Азии) более … (10 тысяч) лет назад. Первые земледельцы вспахивали землю деревянной … (мотыгой), колосья срезали … (серпом), растирали зёрна на … (зернотёрках), деревья рубили … (деревянным топором), из глины научились делать … (посуду), женщины научились … (ткать и прясть).
Работа с классом. Проверка знания терминов
Первичное усвоение новых знаний Физкультминутка
Обработка металлов и совершенствование орудий труда
Земледелие и скотоводство дало человеку новые продукты питания, одежду. Теперь многое зависело от самого человека: каким видом деятельности он будет заниматься, активно ли будет трудиться. Постепенно в первобытном обществе стали появляться люди, качественно выполнявшие какую-то определённую работу: изготовляли горшки, или занимались ткачеством и т.п.
Работа с иллюстрациями учебника
Подумайте, как должен работать гончар, чтобы изготовленная им посуда была высокого качества? (Много трудиться, постоянно совершенствовать своё мастерство)
Останется ли у него время на другие виды деятельности, например, земледелие, скотоводство? (Нет, так как это занятие, безусловно, отнимет у человека много времени и сил, поэтому он не сможет заниматься другими видами деятельности)
Чем же он будет питаться, если ему некогда охотиться, заниматься земледелием? (Он мог обменять свой товар на продукты питания и необходимые вещи, одежду)
Как называют человека, который занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий? (Ремесленник)
Как называют такое занятие человека? (Ремесло)
Ремесленник – человек, который профессионально занимается изготовлением сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Ремесло – изготовление сосудов, орудий труда, тканей или других изделий.
Однажды разминая глину для изготовления горшка, гончар заметил очень твёрдый кусок глины. Этот кусок никак не размягчался. Положив его ближе к огню, гончар через некоторое время с удивлением обнаружил, что кусок исчез, а на его месте осталась небольшая лужица. Остыв, она сохранила эту же форму. Так был обнаружен первый металл – медь. Произошло это в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Из меди научились делать орудия труда.
Работа с иллюстрациями учебника «Отливка топора» (с. 26)
Как происходила отливка медного топора?
Какое значение имело для человека освоение меди? (Орудия труда и оружия из меди были прочнее, чем деревянные. Значит, ими можно было дольше работать и качественнее обрабатывать землю)Работа с текстом учебника § 5 п.2 (стр.26 – 27)
Как появился плуг?
Какое значение имело появление плуга? (Изобретение плуга облегчило работу первобытного человека на земле. Обрабатывать землю стало легче, а урожаи повысились. Теперь одни люди работали в поле, а другие – занимались ремеслом) Мастера научились работать и с драгоценными металлами – серебром, золотом. Изготовленные из них украшения выгодно обменивались. Чем выше было мастерство ремесленника, тем больше продуктов или необходимых предметов он мог получить за свой труд. Земледельцы тоже старались приобрести новые орудия труда, чтобы обработать больше земли и сделать это более качественно, с меньшими затратами.
Таким образом, некоторые люди стали жить лучше. У них появились излишки.
К чему это привело? (Одни люди становились богатыми, другие – оставались бедными.)
В обществе появляется неравенство.
Появление неравенства и знати
Неравенство – деление в обществе на богатых и бедных.
Позже эти группы людей стали называть классами.
Классы – большие группы людей, которые выделяются в обществе по имущественному признаку, то есть по тому, что они имеют. В результате появления неравенства изменяется и форма сожительства людей.
Переход от родовой общины к соседской
От родовой общины первобытные люди перешли к соседской. Племена начали враждовать за обладание более плодородными землями. Каждое племя стремилось увеличить свою территорию за счёт других племён. Главенствующую роль в племени теперь играет не старейшина, а вождь. Он собирает войско, разрабатывает стратегию, делит добычу. Себе берёт самое ценное, а остальное раздаёт по своему усмотрению.
Вождь – глава племени, руководитель военных действий племени.
Знать – богатые и влиятельные люди государства.
Появление неравенства – первый признак зарождения государства.
Первичное закрепление
«Корзинка идей»
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Проработать материал учебника § 4, стр.21– 25.
Выучить новые термины
Рефлексия (подведение итогов занятия)