Статья для участия в научно-практической конференции


Ворона М.А., Тасмагамбетова Л.Ж.
Учитель английского языка, учитель истории и географии
КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей» города КостанаяГород КостанайРеспублика Казахстан
СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ В СЕМЬЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
Ненормативный семейный кризис, развод, «разрушенный дом».
Статья об одной из наиболее часто возникающей проблеме современных семей - разводе. Что чаще всего становится причиной развода родителей? Почему дети остаются наедине со своим стрессом?
Любая семья как динамическая система проходит ряд этапов развития. Отметим, что при прохождении этапов своего развития семья проходит ряд трудностей - так называемых, нормативных кризисов. Однако кроме нормативных кризисов семья может переживать и ненормативные кризисы
Ненормативный семейный кризис – это кризис, возникновение которого возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные (алкоголизм, наркомания, болезнь, развод) [6].
Обратим наше внимание на такое событие как развод. Развод был всегда, сколько существует институт брака, вероятно, развод имеет, такую же долгую историю существования, как сам институт семьи, поскольку вечного и нерасторжимого брака в истории общества не существовало. менялись лишь формы развода.
Сегодня, как указывает ряд авторов [3, 6, 7], под разводом понимают прекращение брака в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах при жизни супругов, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. При этом на сущность развода как социально-психологического явления существует несколько точек зрения.
Как указывает Л.Б. Шнейдер [7], некоторые психологи пытались объяснить развод через концепцию «толчка» — существовала благополучная семья, но вдруг произошло негативное событие (измена, смерть, арест, болезнь и пр.), произошел толчок — и семья распалась. Эмпирически это редко подтверждается. Обычно семью нельзя разбить одним толчком. Л.Б. Шнейдер [7] подчеркивает, что развод — это процесс.
Другая концепция, пытается объяснить развод, как «обратное развитие» (любовь — охлаждение — раздражение — распад) и утверждает, что это происходит в каждом браке. Но если в семье высокий уровень взаимоотношений, откровенности, гармоничность и удовлетворенность в сексуальных отношениях, то эта теория не подтверждается [7].
Основываясь на вышесказанном, можно утверждать, что сущность распада семьи необходимо рассматривать строго индивидуально.
Говоря о причинах распада семьи, анализируя и систематизируя особенности бракоразводной практики позволили исследователям выделить определенные группы факторов и причин развода как социально-психологического явления.
1 группа — личностные факторы риска (индивидуально-типологические особенности супругов, опыт семейной жизни прародительской семьи, состояние соматического и нервно-психического здоровья, социально-демографические характеристики и др.) [3]. Отметим, что обычно акцентируется внимание на таких факторах риска, как: воспитание будущего супруга в неполной либо дисгармоничной семье, значительная разница в возрасте,  интеллектуальном развитии, образовательном уровне  и социальном статусе.
2 группа — факторы риска развода, обусловленные историей создания семьи. По мнению Н.И. Олифирович и ряда других исследователей [6], факторы риска данной группы обусловлены условиями знакомства, особенностями предбрачного периода, мотивацией брака. Например, фактором риска успешности брака является добрачная беременность невесты, особенно когда супруги молоды.
3 группа факторов риска – это  неблагоприятные условия функционирования семьи. К данной группе факторов риска традиционно относят неблагоприятные жилищные и материально-экономические условия, низкая эффективность ролевого поведения членов семьи, отклоняющееся  поведение супругов (особенно проявление зависимых форм поведения, а именно: алкоголизм, наркомания), высокая конфликтность, сексуальная дисгармония.
4 группа – факторы риска, обусловленные общественными изменениями.  К этой группе относятся урбанизация и рост мобильности трудоспособного населения, успешность продвижения идей феминизма в общественном сознании, «индивидуализация» жизненной концепции, в которой целям автономного личностного роста уделяется все большее значение обоими полами, либерализация отношения общества к разводам, облегчение правовых норм, регулирующих развод.
Так, например, в Казахстане действует принцип свободы юридического расторжения семейного любым из супругов при контроле государства. Законодательство предусматривает два способа расторжения брака: в загсе и судебный [7].  При этом процент разводов находится на очень высоком уровне.
Отметим, что отсутствие несовершеннолетних детей и имущественного спора между супругами позволяет им самим решать судьбу брака. В этом случае брак прекращается в загсе со времени регистрации развода в книге регистрации актов гражданского состояния.
Таким образом, наличие не совершеннолетних детей в семье – это основной фактор толерантности между супругами в нашей стране, и именно он снижает вероятность развода. При этом кроме юридической трудоемкости бракоразводного процесса наличие не несовершеннолетних детей в семье влечет экономическую нецелесообразность развода и желание супругов создать как можно более благоприятные условия для развития и воспитания детей.
По окончании бракоразводного процесса происходит изменение семейного статуса каждого из супругов. Это изменение влечет за собой изменение всего уклада жизни личности  — экономического и социального.
Если говорить о возникновении неполной семьи в результате развода, то как подчеркивает Н.И. Олифирович и ряда других исследователей [6], метафора послеразводной фазы — «разрушенный дом». Основная цель послеразводной фазы — построение нового стиля и образа жизни в условиях неполной семьи.
Соответственно, задачами развития семьи выступают: преодоление «эмоционального дефицита» и «дефицита делового сотрудничества», возникших после ухода одного из супругов; восстановление экономического функционирования семьи, достижение финансовой и экономической компетентности разведенного супруга, позволяющей максимально сохранить или улучшить уровень прежнего, «доразводного» функционирования семьи; приобретение необходимой компетентности в воспитании детей каждым из разведенных супругов; построение новой системы социальных отношений с друзьями, коллегами, прародителями; реконструкция эго-идентичности [3].
Таким образом, рост разводов не может не влиять на общество. При этом данные последствия для общества оцениваются, как правило, крайне негативно. Это отражено в социально-психологических последствиях расторжения брака. Так,  Л.Б. Шнейдер [7] и ряд других авторов [1, 2, 3, 5, 6] к социально-психологическим последствиям развода относят:
снижение рождаемости;
ухудшение условий семейного воспитания;
снижение работоспособности человека;
ухудшение показателей здоровья, увеличение заболеваемости и смертности;
рост алкоголизации;
увеличение суицидальных исходов;
увеличение риска психических заболеваний.
Однако необходимо отметить, что существуют такие случаи, когда семейные отношения негативно сказываются на индивидуально-психологическом состоянии личности. Тогда развод – это единственный возможный вариант дальнейшего позитивного развития личности. Как подчеркивает В. Квинн [4],  если существует действие, то должно быть и противодействие. Если существует брак, то должен существовать и развод Таким образом, индивидуально-психологические последствия развода не только негативные, но и позитивные. Конечно, поначалу согласиться с этим довольно трудно, особенно когда переживаешь острый период горя и отчаяния. Однако затем на этом необходимо акцентировать внимание личности. Это одна из главных задач психологической помощи личности, пережившим расторжение брака.
При этом после развода главная задача – это эффективно справится с его негативными последствиями и осознать положительные аспект постразводной ситуации. Отметим, что выделяют как социально-психологические последствия развода, так и индивидуально-психологические последствия развода но, к сожалению и те и другие в первую очередь сказываются на детях.
Литература:
Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 208 с.
Елизаров А.Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие.- М.: «Ось-89», 2004. - 400 с.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 534 с.
Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
Олифирович Н.И., Зинкевич – Куземкинта Т.А., Валента Т.Ф. Психология семейных кризисов: Учебное пособие. –М.: «Речь», 2006. – 160 с.
Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов / Л.б.