Технологичность урока английского языка


Технологичность и педагогическая поддержка
как факторы здоровьесбережения
на уроке английского языка
Федорова Лариса Викторовна,
учитель английского языка МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №32» г. Череповца
В современном обществе формируется новый социальный заказ на здоровую личность, способную к нетрадиционному решению проблемных ситуаций, умеющую гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений, способную прогнозировать последствия своих действий и нести за них ответственность.
Педагогические ошибки или неправильно выбранные педагогические технологии отрицательно отражаются на детской психике в виде невротических нарушений, в результате чего наблюдается низкий уровень познавательной активности и мотивации учебной деятельности, высокий уровень тревожности, неустойчивость эмоциональной сферы и несформированность навыков общения, что негативно отражается на состоянии здоровья учащихся.
Среди многочисленных «школьных» факторов риска, негативно воздействующих на здоровье учащихся, следует отметить перегруженность школьной программы, несоответствие предъявляемых нагрузок индивидуальным возможностям учащихся и отсутствием индивидуального подхода, авторитарный стиль преподавания, недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий, а также низкий уровень культуры здоровья учащихся и их неграмотность в вопросах здоровья.
Здоровьесберегающий подход и технологичность в организации обучения английскому языку помогает учащимся раскрыть самих себя и свои способности, заложенные от природы, научить адаптироваться в быстро меняющемся мире и минимизировать действие стресса, в котором находится ребенок. Благодаря широким возможностям предмета можно научить ребенка различным моделям поведения, вхождению в образ в ролевой игре, повышению уверенности в себе и своих силах, самоанализу, развивать творческие способности каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей.
Образовательная технология должна соответствовать определенным методическим требованиям: концептуальность, системность, эффективность, гибкость, динамичность и воспроизводимость.
Говоря об образовательных технологиях здоровьесбережения и педагогической поддержке, следует отметить, что большинству педагогов они известны как психолого-педагогические приемы и методы, когда решается задача сохранения здоровья и учащихся, и педагогов. Технологию разноуровнего обучения, технологию развития критического мышления через чтение и письмо, технологию проектного обучения, технологию обучения имитационно-деятельностной игровой форме, модульное обучение, проблемное обучение можно использовать при обучении английскому языку в разных классах, обязательно учитывая особенности группы, изучаемую тему.
Особенностями технологии проектного обучения являются устойчивость связи между этапами работы, преемственность,
· мобильность и гибкость, подвижность границ между этапами и их взаимопроникновение. Для адекватного управления самостоятельной работой с помощью проектной методики необходимо учитывать степень соответствия звеньям учебного процесса, продолжительность выполнения проекта, характер познавательной деятельности обучаемых, предметное содержание проекта, место выполнения проекта, источники информации, соотношение видов речевой деятельности, организационные формы выполнения, степень руководства со стороны учителя, конечный продукт проектной работы, и возможное практическое использование результатов проекта. Данная технология активно используется на разных этапах обучения, когда учащиеся младших классов делают индивидуальные проекты, постепенно переходя к выполнению групповых проектов на старшем этапе обучения. Продуктивность групповой работы объясняется тем, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% - из того, что видит; 70% - из того, что проговаривает; 90% - из того, что делает сам.
Проблемное обучение – такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение ЗУНами и развитие мыслительных способностей. Существуют два типа проблемных ситуаций: педагогические и психологические.
Необходимо отметить, что использование какой-то одной технологии на уроке английского языка, затруднительно. Однако сочетание традиционной формы урока с нетрадиционными вносит разнообразие в процесс изучения такого сложного предмета сложного предмета как английский язык.
Правильный выбор традиционных и нетрадиционных форм организации урока английского языка, профилактические методики, чередование режимов и видов работы согласно гигиеническим критериям организации урока, демократический стиль педагогического общения, используемые в системе на уроке, являются условиями для реализации валеологического подхода к организации обучения английскому языку.
Технологичность и педагогическая поддержка на уроке английского языка положительно влияют на поддержание интереса к предмету, создает психологически комфортные условия для развития каждого ученика, снижают тревожность. Мониторинг уровня и качества обученности, рефлексия настроения и эмоционального состояния учащихся показывают, что происходит положительная динамика в процессе обучения, эмоциональное состояние характеризуется как стабильно комфортное и уверенное, а это является подтверждением того, что здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребенок, находящийся в спокойном и уравновешенном состоянии, меньше болеет, легче переносит неудачи. И.Сеченов говорил: «Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна».

15