Статья для участия в научно-практической конференции
Тасмагамбетова Л.Ж.
Учитель истории и географии
КГУ «Коррекционная школа-интернат №2 для детей сирот и оставшихся без попечения родителей» города КостанаяГород КостанайРеспублика Казахстан
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Норма, отклонение, неврозы, нарушения, девиантное поведение, подросток.
Донести до читателя, что девиантное поведение учащихся возрастающее с каждым годом, к сожалению, провоцируется воздействием не только средствами массовой информации, распространяющих идеи и ценности противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, но и семьёй.
Осложнение социально-экономических условий населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности, противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества, обуславливает возрастание межличностных конфликтов.
Основная задача школы – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.[1] Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением. Во время работы над данной темой я задалась вопросом: «Какое поведение ученика (подростка) можно считать нормальным и где начинаются отклонения?» Анализ научной литературы показал, что большинство современных психологов считают, что «норма» - это что-то среднее, устоявшееся, не выделяющееся из массы, нечто наиболее приспособленное к окружающей среде (М.И. Бобнева, [2, с.311] Л.Б. Шнейдер и др.) [3, с.336]
При этом важно помнить, что исследования К.Леонгарда [4] и А.Е.Личко [5, с.228-318] выделяют возрастно-специфические психические расстройства (заболевания), с одной стороны, и крайнюю границу нормы – с другой, называя эту границу акцентуациями характера. По этому поводу, обсуждая ситуацию «нормы» и «отклонений» в психическом развитии, Л.С. Выготский [6] писал: «…на деле «норма» не встречается в чистом виде, а всегда с некоторой примесью ненормальных форм. Поэтому, как утверждают авторитетные ученые, никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует».
При этом все отклоняющиеся формы поведения принято делить на кратковременные и случайные, длительные и стойкие состояния (неврозы, психозы, душевные заболевания), постоянные дефекты поведения. [7]
В этой связи ряд ученых приходят к общему мнению, что «норма» - это интервал, «оптимальная зона, в пределах которой система не переходит на патологический уровень». (Е.Э.Смирнов, В.Ф.Курлов, М.Д.Матюшкин и др.)[8, с.97-101]
В чем проявляется отклоняющееся, девиантное поведение? Как правило, в психологических трудностях, эмоциональных расстройствах и, как результат, - нарушениях поведения. Вместе с тем это неотъемлемая часть развития. Так, Л.Б.Шнейдер [9, с.336] утверждает, что на практике мы часто встречаемся не с девиантным поведением, а поведением детей, которое отвергается взрослыми. Особенно часто это встречается в семейном кругу, когда взрослые в отчаянии могут сказать: «Ты что ненормальный?!» Такие бытовые диагнозы, как известно, ни к чему хорошему не приводят.
А что думают сами дети о своем поведении, о своих эмоциональных состояниях, переживаниях, страхах, тревожности? Многолетний опыт работы с детьми показывает, что обычно дети считают свои эмоциональные проблемы или особенности «нормой», которая отражает желание чем-то отличиться от других, подурачиться, пошутить, «прикольнуться», испытать границы дозволенного. Важно отметить то, что среди гаммы эмоциональных чувств и переживаний нередко встречаются раздражительность, недовольство, агрессивность и др.
Возникает вопрос: «Как создать наиболее эффективную психолого-педагогическую среду, в которой ученик приобретает навык саморегуляции, самоуправления мотивами деятельности, поступков, отношений?» Но данная проблема уже давно стала и социальной. Одной из важнейших причин отклонений в психосоциальном развитии ребенка, на наш взгляд, являются неблагополучные семьи. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.
На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.
Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть появление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо уже в начальной школе. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.
По итогам организованной работы классного руководителя, социального педагога, психолога и родителей, проводится круглый стол, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.
В процессе работы выделяем категории таких семей, в которых родители или опекуны не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки), не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.), не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).
Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и школы. Сама по себе школа не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Поэтому ежегодно мы планируем мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения учащихся:
просмотр видео- и кинофильмов, отражающих ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления с обсуждением;
встречи со специалистами;
чтение и обсуждение публикаций о силе и стойкости человеческого духа;
тематические викторины;
конкурсы на лучшее сочинение «Человек – творец своего счастья» (нравственное и духовное здоровье человека);
выставки рисунков, стенгазет, направленных против вредных привычек;
нравственные классные часы;
В своей работе стараемся создавать благоприятный психологический климат на уроках, используем активные формы организации урока и внеклассных мероприятий. Обеспечиваем занятость таких детей в кружках и секциях, привлекаем к участию в общешкольных мероприятиях. Проводим тренинговые занятия по проигрыванию и анализу конкретных ситуаций, по отработке важнейших для подростка социальных умений: принятия решений, совладения со стрессами, способности тактично сказать «нет» даже близкому человеку по принципиальным соображениям и т.д.
Думаю, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.
Литература:
Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. – Ярославль Академия развития 2003 г.
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М.: Наука, 1978. -311 с. 10.
Л.Б. Шнейдер Девиантное поведение детей и подростков. Изд.: Академический проект, Гаудеамус. 2007. -336 с.
К. Леонгард Акцентуированные личности. М: Феникс, 1989
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков . Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 288-318.
Выготский Л.С. Вопросы возрастной психологии\\Собр. соч.: в 6 т. М., 1982-1984.-т.4
Голикова М.И. Кирсанова О.А «Изучение поведения девиантных детей» Ж. Классный руководитель №1, 1999 г.
Смирнова Е.Э., Курлов В.Ф., Матюшкина М.Д. Социальная норма и возможности ее измерения // Социологические исследования. 1999. №1. С. 97–101.
Л.Б. Шнейдер Девиантное поведение детей и подростков Изд.: Академический проект, Гаудеамус. 2007. -336