План-конспект занятия с воспитанниками «Агрессия. Гнев. Обида. Тревожность»


Программа групповой психокоррекционной работы по проблеме школьной тревожности
ЗАНЯТИЕ № 8
«Агрессия. Гнев. Обида. Тревожность»
Цели:
1. Обобщение всего, чему научились на занятиях по психологии в первом полугодии.
2. Отработка учащимися разных техник «выпускания пара» (ауторелаксации, саморегуляции, дыхательной гимнастики, самовнушения и др.)
3. Отработка развития умения анализировать собственное поведение, эмоции.
Время: 45 мин.
Ход занятия:
1.Упражнение «Новое, хорошее» (цель — актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы)
Ведущий по кругу просит ответить на вопрос «Что интересного произошло у вас на каникулах? Что красивого, смешного вы видели?»
Иногда кто-то из участников говорит, что у него ничего хорошего не было. В этом случае важно напомнить, что радости в жизни бывают не только большие и огромные: приятные эмоции может доставить любая мелочь, просто важно помнить об этом и обращать на такие мелочи свое внимание.
2. Что такое агрессия? (Учащиеся вспоминают что такое агрессия? Какого человека можно назвать агрессивным: как он выглядит, как ходит и разговаривает, как ведет себя?)Учащимся выдается портрет агрессивного человека, нарисованный каждым из них ранее.
Обсуждение рисунков
Вопросы для обсуждения: «Как понять по рисунку, что человек агрессивный?» «За что можно уважать агрессивного человека?» «За что нельзя уважать агрессивного человека?» «Как к такому человеку относятся окружающие?» «Как ты сам относишься к нему?» «Правильно ли то, что в некоторых случаях агрессия - это нормально?», «Приведите примеры из вашей повседневной жизни, когда у вас может возникнуть необходимость проявлять агрессивность по отношению к другим людям», «Можно ли в других случаях проявлять агрессию?».
3. Гнев и обида. Безопасные способы управления ими.
Вспоминаем просмотренный ранее мультфильм «Месть кота Леопольда»
Кот Леопольд не умел злиться на мышей, которые делали ему всякие пакости, и всегда прощал их. Для изменения ситуации он выпил лекарство «Озверин» - стал злым, страшным, грубым, мстительным. Но долго злиться на мышей не смог.
Обсуждение мультфильма
Учащимся задаются вопросы: «Как кот Леопольд вел себя в ситуации, когда его обижали в начале мультфильма?», «Как кот Леопольд вел себя в обидной ситуации в конце мультфильма, когда выпил «Озверин»?», «Какой из увиденных способов поведения правильный?»
В беседе с детьми необходимо подвести их к мнению о том, что ни первый способ (терпеть и прощать все обидные действия в свой адрес), ни второй способ (драться, ругаться в ответ на обидные действия) не приемлемы. Они являются крайними и нежелательными формами поведения. В первом случае страдает сам человек. Во втором случае – страдают окружающие. Выражать свое недовольство и обиду нужно, но надо уметь это делать правильно.
3.1. Упражнение «Опасно - безопасно»
Ребятам предлагаются возможные ситуации проявления агрессии. Им необходимо определить, являются ли предложенные в перечне способы выражения гнева, злости, обиды опасными или безопасными для окружающих людей и самого человека. С учащимися обсуждается вопрос о том, почему одни способы выражения гнева опасны, а другие безопасны.
Перечень возможных форм проявления гнева, раздражения, обиды:
- Ударить сильно обидчика
- Сломать игрушку или другую вещь одноклассника
- Наорать на товарища
- Отойти в сторону и постараться подумать о хорошем- Выйти из класса
- Скорчить лицо, показать язык
- Нагрубить
- Заворчать
- Спокойно сказать, что тебя не устраивает
- Заплакать
- Обидеться и надуться, потом еще долго не разговаривать с одноклассником
- Сдержаться в этот момент
- Стерпеть, но потом обидеть более слабого одноклассника
3.2. Упражнение «Волшебная фраза»
Вспоминаем правила построения волшебной фразы:

Обыгрываем ситуации в которых необходимо выразить свое недовольство с помощью «волшебной» фразы - «Я - высказывания»:
Ваня взял без спроса твою ручку.
Денис придумал тебе прозвище и начал обзываться. Тебе очень неприятно.
Твой друг повысил на тебя голос, и тебе стало обидно.
На уроке твой сосед по парте отвлекает тебя от выполнения заданий, а ты не хочешь получить замечание от учителя.
Ваш взвод строится на полдник. Сзади стоящий дергает тебя за плечо. Тебе это не нравится.
Коля нечаянно уронил все твои вещи со стола. Тебе стало неприятно.
Ты нечаянно столкнулся с пробегающим навстречу одноклассником. Тебе больно и неприятно.

4. Приемы, используемые для снятия гнева или злости.
Отработка упражнений на снятие гнева и злости.
4.1. Упражнение «Лимон». (упражнение позволяет сдержать первый импульс, побуждающий к физической агрессии.)
При выполнении упражнения «Лимон», ребята должны представить, что в руках они сдавливают лимон, выжимая лимонный сок – полностью, без остатка.
Необходимо встать прямо, опустить руки вдоль туловища, сильно, до боли, сжать кулаки и затем очень медленно их разжать. Дети рассказывают о своих впечатлениях.
4.2. Упражнение «Воздушный шарик» (упражнение также можно использовать для снятия гнева или злости. Если не поднимать руки наверх, то его можно делать совсем незаметно для окружающих.)Ребятам предлагается превратиться в воздушный шарик, для чего необходимо: поднять руки вверх, изображая воздушный шарик; глубоко вдохнуть – наполнить шарик воздухом и задержать дыхание, досчитать до 10. После – медленно выдохнуть, выпустив воздух из шарика, при этом руки медленно опускаются вниз. Шарик сдулся и стал похож на тряпочку: голова склонилась на грудь, руки расслабленно опущены вдоль туловища. Упражнение выполняется 2-3 раза.
Вспоминаем остальные известные учащимся способы правильного избавления от гнева.
5. Правила поведения и общения. Уровень комфорта.
Учащиеся вспоминают правила безопасного общения в группе, классе, соблюдение которых делает общение, взаимодействие комфортным (комфортно – значит хорошо, уютно, безопасно). Степень комфорта зависит от самих учащихся – прилагают ли они сами усилия.
Учащимся выдаются бланки термометра комфорта и предлагается отметить уровень комфорта для себя здесь и сейчас.
Учащимся выдается рисунок «Школа с правилами и без», нарисованный каждым из них ранее. Ребята отвечают на вопросы: «Безопасно ли в Школе без правил?», «В какой школе – с правилами или без – ребята чувствуют себя комфортнее и почему?», «В какой школе они хотели бы сами учиться?»
Обсуждаются правила общения в группе.
5.1. Правила общения в группе
В нашей группе можно:
В нашей группе нельзя:
1. Помогать друг другу в трудную минуту 1. Драться
2. Защищать друг друга от обидчиков 2. Обзываться друг на друга
3. Дружить между собой, уважительно относиться друг к другу 3. Брать без спроса вещи одноклассников
4. Бережно относиться к вещам одноклассников 4. Обращаться друг к другу по кличкам
5. Использовать в своей речи вежливые слова 5. Делать больно своим одноклассникам
6. Помогать по учебе своим одноклассникам 6. Обижать более слабых ребят
7. Называть друг друга по имени 7. Унижать достоинство своих одноклассников
8. Вместе общаться после уроков 8. Делать пакости другим ребятам
5.2. Вспоминаем прочитанный рассказ «История про Энни: Если ребенка дразнят» с последующим обсуждением
В рассказе говорится о девочке, над которой смеялись (дразнили, обзывали) в классе. Для разрешения этой ситуации мама ей предложила поменять свое отношение к происходящему и свое поведение – перестать обращать внимание на дразнилки. В результате изменилось поведение одноклассников – они перестали дразнить девочку.
Вопросы для обсуждения:
- Почему Энни не нравилась Мэри? (Она обзывалась, дразнилась, надсмехалась над Энни)
- Как Энни вела себя в подобных ситуациях (Краснела, бледнела, плакала, убегала, пряталась – т.е. обращала внимание на насмешки Мэри)- Что посоветовала мама Энни для исправления ситуации? (Провести небольшое психологическое исследование, в котором необходимо было понаблюдать за своим поведением, и как на это поведение реагируют обидчики)
- К какому выводу пришла Энни в ходе своего эксперимента? (Она поняла, что вела себя в ситуациях, когда ее обижали неправильно – обращала внимание на обидчиков, чем еще более раззадоривала их, от чего еще более страдала)
- Как стала вести себя Энни в ситуациях, когда ее обижали? К чему это привело? (Энни перестала обращать внимание на обидчиков, и после нескольких попыток обидеть ее, одноклассники просто перестали ее обижать)
6. Упражнение «Называй меня вежливо» (Учащимся предлагается вспомнить по составленному коллективному панно, как кто хотел, чтобы его называли в группе. 7. Обсуждение понятия «страх» (цель — осознание личностного смысла понятия «страх», принятие собственных страхов). Задается вопрос: «Какие ассоциации вызывает у вас это слово?» Обсуждаются вопросы о том, зачем страх нужен человеку, а чем он может мешать.
8. Сеанс релаксации – упражнение «Посылай хорошие чувства»
Инструкция:
Приходилось ли вам когда-нибудь заходить в помещение, где ощущается «напряженная атмосфера», т.е. находятся раздраженные, недовольные или разочарованные люди? По каким признакам можно определить, заметить это, даже если не знаем о том, что там произошло до нашего появления? И очень трудно самому сохранить хорошее настроение в такой ситуации. А по каким признакам мы замечаем, что в группе парит хорошее настроение? Передается ли и нам это хорошее настроение?
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
Теперь представь себе, что над твоей головой висит чудесная золотая звезда. Это – твоя звезда, она принадлежит тебе и заботится о том, чтобы ты был счастлив. Представь себе, что ты с ног до головы озарен светом этой звезды, светом любви и радости…Представь себе, что этот свет насквозь пронизывает все твое тело… Теперь последовательно приложи свою руку сначала к сердцу, потом – к груди и ко лбу. Почувствуй, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представь себе, что ты, как и твоя звезда тоже испускаешь во все стороны лучи ясного теплого света, и что этот свет идет ко всем ребятам в этой комнате…Подумай обо всех, кто находится в этой комнате, и пошли всем немного своего света…
Теперь пошли немного света людям, которых нет в этой комнате: твоим домашним, друзьям, а также близким и знакомым, живущим в других городах…
Теперь прислушайся к самому себе. Ощущаешь ли ты какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу?..
Сохрани в памяти эти чувства и обращайся к ним в тех случаях, когда ты устал, или у тебя грустное настроение, ты волнуешься, или тебе просто нужны свежие силы…
А теперь попрощайся со своей звездой и мысленно возвращайся назад, когда я досчитаю до трех, ты сможешь открыть глаза и снова оказаться в этой комнате. Раз…два…три…
Анализ упражнения:
- Какие ощущения ты испытывал, когда посылал свет другим людям?
- Кому ты посылал особенно много света?
- Было ли у тебя ощущение, что ты и сам получаешь свет от кого-то из ребят?
- Что было самым трудным для тебя?
9. Получение обратной связи. Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?»
10. Прощание – Упражнение «Скажи доброе пожелание»
Учащиеся по кругу друг другу говорят добрые пожелания, ведущий начинает первый, задавая правильный настрой.
Все хором прощаются друг с другом.
Мы сегодня были рады
Видеть каждого из нас!
Не пугают нас преграды,
В добрый путь и в добрый час!
За то, что сегодня не скучно нам было
Мы скажем друг другу: «Большое спасибо!».