«Природные материалы, используемые для изготовления одежды обскими уграми»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новохоперского муниципального района Воронежской области
«Новохоперская средняя общеобразовательная школа №2»
«Природные материалы, используемые для изготовления одежды обскими уграми»
(по материалам Всероссийской этно-экологической экспедиции 2014 год г. Ханты - Мансийск)
ВЫПОЛНИЛ:
Перевозников Никита – МОУ «Новохоперская СОШ №2»
РУКОВОДИТЕЛЬ:
Петрова Наталия Николаевна, учитель географии МОУ «Новохоперская СОШ №2»
Беляева Ольга Александровна, учитель химии МОУ «Новохоперская СОШ №2»
г. НОВОХОПЕРСК
2014 г.
План
I. Введение........................................................................................................3
II. Методика и материалы................................................................................4
III. 1.Особенности использования природных материалов………….…..….5
III.2. Использование шкур крупных животных………………………………..6
III.3.Использование шкурок пушных зверей……………………………...….7
III.4. Применение собачьих шкур……………………………………...…..…..7
III.5. Использование птичьих шкур……………………………………...…….8
III.6. Использование рыбьей кожи………………………………………..…......9
IV.1. Технология обработки материалов……………………………………...10
IV. 2. Средства выделки шкур………………………………………………..12
V. Заключение…………………………………………………………………..14
VI.Литература…………………………………………………………………..15
Приложение…………………………………………………………………….16
«Каждый и самый малый народ –есть неповторимая грань Божьего замысла.»
А.И. Солженицын
I. Введение.
Общим названием "обские угры" объединяются два современных народа: ханты и манси. Ханты и манси, за исключением групп, живут в бассейне Оби. Это - коренное население Ханты - Мансийского автономного округа Тюменской области в бассейне реки Обь, и по её притокам .Общая численность обских угров в Российской Федерации около 43 тысяч человек.
Традиционный костюм обских угров представляет собой уникальный комплекс, сочетающий архаичные элементы с современными материалами. На всем протяжении состав костюма был достаточно устойчив и включал рубаху, халат, кафтан, шубу, малицу, парку, пояса, штаны, женский пояс-повязку, обувь ,чулки, платок, шапки и капоры, венец, налобную повязку, накосные украшения, серьги, шейно-нагрудные украшения, кольца, рукавицы, охотничьи очки, налобник и боа. (См. приложение 1.) В конце XIX в. этот комплекс дополняется кофтами и юбками, а в начале XX в. - рубахой-платьем, что связано с началом широкого применения хлопчатобумажных тканей. Некоторые из этих элементов были общераспространенными, другие носили локальный характер.
Цель: Изучить природные материалы ,использовавшиеся для изготовления одежды в традиционно-бытовой культуре обских угров.
Задачи : 1) Определить общераспространенные и локально бытовавшие виды материалов для изготовления одежды и проследить динамику их использования.
2) Рассмотреть технологию обработки природных материалов.
3)Узнать основы организации и систематизации работы в полевых условиях.
4) Познакомиться с традициями неразрушающего природопользования.
Актуальность: Изучение традиционных природных материалов,
использовавшихся для изготовления костюма в историческом, социальном и знаковом аспектах позволяет определить специфику формирования человеческой культуры в целом и в ее локальных вариантах в частности. Использование природных ресурсов коренными народами ,проживающими вдали от цивилизации показывает возможность гармоничного сосуществования человека с природой.
II. Методика и материалы.
Экспедиционные исследования проводились на территории Ханты- Мансийского автономного округа в 2014 году. В процессе работы мы познакомились с литературой и источниками по данной теме. Провели опрос представителей коренных народов ханты и манси. Устные сведения в ходе полевых исследований получены от информантов среднего и пожилого возраста путем опроса. (См. приложение 7,8) Использовались сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, интервьюирования и аналитический методы.
Словарь
Ровдуга – замша из оленьей шкурыкамус оленя – шкура с ног оленякамус лосиный – шкура с ног лосянижняя часть камуса – это длина от копыта ноги оленя до коленаверхняя часть камуса – длина от колена до верхнего края бедрасухожильная нить – нить, скрученная вручную из предварительно высушенных и обработанных оленьих жилтучанг – мешок для рукоделиямездра – остатки пленки с изнаночной стороны шкуры
III. 1. Особенности использования природных материалов .
Одежда и материалы из которых она изготовлена, как часть материальной культуры, отражает особенности адаптации человека к окружающей среде. Обладая высокой степенью устойчивости в рамках традиционной культуры, они занимают особое место в ряду источников по культурному наследию. В то же время, изменяясь под влиянием природно-климатических условий, экономических, социальных и других процессов, они отражают динамику их развития. Традиционная одежда, как и многие культурные явления , не является чем-то застывшим и неизменным, с течением времени она меняется. Проживание на определённой территории предопределяет какие материалы являются основными для изготовления одежды и с каким типом хозяйственной деятельности они связаны. В условиях присваивающего хозяйства, ориентированного на охоту и рыболовство в таежной зоне, одними из доступных материалов для изготовления одежды были шкуры диких животных. Мясное и пушное направления охотничьего промысла давали возможность получать и использовать для шитья одежды шкуры крупных копытных: лося, дикого оленя, шкурки птиц и пушных зверей, ровдугу. Материалом для одежды, обеспечиваемым рыболовным промыслом, являлась рыбья кожа. Лосиные и оленьи шкуры являлись материалом для пошива одежды у групп угров, занимающихся оленеводством. В то же время широко применялись шкурки птиц и пушных зверей. Основные изменения в костюме, которые фиксируются в более поздние времена соотносятся с переориентацией традиционного хозяйства. (См. приложение 2,3,4.)
Влияние природно-климатического фактора на материал для одежды проявляется в двух аспектах. ( См.приложение 9-10 ) С одной стороны, это выражается в необходимости максимальной защиты от воздействия внешней среды, с другой в возможности получения этого материала в данных условиях ограничивается рамками хозяйственной деятельности и уровня существующих технологий.
III. 2. Использование шкур крупных животных : оленьих, коровьих, лосиных и лошадиных.
Оленьи шкуры были основным материалом для одежды у оленеводческих групп обских угров. ( См.приложение 11,12 ) Сфера использования шкур домашних оленей была достаточно широкой . У некоторых групп этот материал составлял альтернативу рыбьим кожам, птичьим и звериным шкурам, но уже в ХIХ в. он стал основным для шитья зимней промысловой одежды практически у всех групп ханты и манси. Ареал бытования одежды из этого материала включает территорию проживания групп, практиковавших оленеводство. Оленьи шкуры различались по качеству : шкура новорожденного олененка, шкура полугодовалого оленёнка, сменившего шерсть, шкура молодого оленя, шкура взрослого оленя. Каждая из этих шкур шла на пошив определенной части костюма. С оленеводческим хозяйством соотносится также широкое применение ровдуги. Ее получение было возможно в условиях охотничье-рыболовного хозяйства . Связь с оленеводческим комплексом хозяйства обнаруживает и технология обработки коровьих и лошадиных шкур у восточных и северных манси, северных и восточных хантов. Лосиные и оленьи шкуры по своим размерам, влаго-и-теплонепроницаемости являлись наиболее предпочтительными для таёжных охотников и рыболовов. Однако у обских угров одежда из лосиных шкур не получила широкого распространения, что объясняется рядом причин, в том числе сложностью обработки и их техническими качествами. Шкуры лосей и диких оленей использовались мало, их применяли для шитья обуви, иногда – рукавиц. Из кожи лося делали ремни. Традиция применения коровьих и лошадиных шкур соотносится с культурой населения южной лесостепной и степной зоны Западной Сибири и носит локальный характер.
III. 3. Использование шкурок пушных зверей.
Работник музея Торум маа Коротецкая Наталья Юрьевна (ханты родилась в с. Березово, ) рассказывает:« Нередко в одежде комбинировали различные виды шкурок : беличьи, заячьи, собольи и др. Отдельные части шкурок пушных зверей сшивали, в результате чего получался так называемый составной мех.» Кроме того, обским уграм была известна одежда, сшитая целиком из меха пушных зверей. Это лисьи, беличьи или собольи шубы. Собольи, бобровые шубы фигурируют в фольклоре обских угров в качестве нарядной, праздничной и богатой одежды. К причинам ее исчезновения можно отнести испромышление пушного зверя и замену пушнины шкурами домашних оленей. Кроме того, такая одежда, в силу эстетической привлекательности и высокой товарности, могла идти на продажу и постепенно вышла из обихода. Другая возможная причина существования традиции изготовления одежды из составного меха высокая социальная значимость её. В XX в. одежда из составного меха встречалась редко. Отдельные предметы сохранялись у восточных хантов, чаще в качестве детской, иногда нарядной, праздничной.
III. 4. Применение собачьих шкур.
Рассматривая традицию использования собачьих шкур для одежды у обских угров, отметим следующее: наибольшее распространение эта традиция получила в ХIХ –начале ХХ в. у северных групп. Шубы и малицы, обшитые по краю подола собачьим мехом, зафиксированы в ХVIII в. у северных хантов. В конце ХIХ в. одежду из собачьих шкур использовали тобольские ханты. В конце ХIХ- начале ХХ в. малицы с собачьей опушкой и рукавицами из собачьих шкур носили северные манси и ханты. Применение собачьих шкур для шитья одежды у северных групп хантов и манси соотносится с оленеводческим хозяйством и влиянием культуры тундровых ненцев. У северных хантов в ХIХ в. практиковалось выращивание «маленьких» собак для использования их меха в отделке одежды. Для опушки верхней одежды северные манси применяли шкуры «от своих старых и вообще не годных для службы собак» или покупали шкуры «за сравнительно дорогую цену». Кроме того у тех групп хантов и манси, чье хозяйство было ориентировано на охоту и рыболовство и для которых было характерно транспортно-промысловое собаководство с содержанием большого количества собак, употребление собачьих шкур для одежды не фиксируется. В то время у народов Амура, основу хозяйственной деятельности которых составляли охота и рыболовство, сопровождаемые собаководством, собачьи шкуры использовались достаточно широко. Это свидетельствует в пользу неразвитости у обских угров самой традиции применения собачьих шкур для одежды.
III. 5. Использование птичьих шкур.
Описания одежды из птичьих шкурок содержатся в этнографических источниках XVIII в. Ареал применения птичьих шкурок локализовался в бассейне Средней и Нижней Оби с притоками и включал территорию проживания северных и западных манси, северных и восточных хантов. Обские угры для шитья одежды применяли гусиные, лебединые, утиные и гагачьи шкурки. Обработка птичьих шкурок по сравнению со шкурами крупных животных связана с меньшими трудозатратами, однако шитьё одежды из них требовало больше времени и сноровки. В 2000 г. у среднеобских хантов зафиксированы сведения по обработке птичьих шкурок: их снимали, выщипывали крупные перья, обезжиривали, посыпая древесиной стружкой, затем сушили , смазывали рыбьим жиром, мяли руками и шкурок сшивали сухожильными нитками. Птичьи шкурки посвойствам не уступали шкурам крупных копытных. Кроме того, они были легче, что очень важно для одежды таёжного охотника. К числу негативных характеристик птичьих шкурок относят непрочность и недолговечность. Одежда из шкурок птиц и сами шкурки фигурируют в фольклоре манси и хантов.
Традицию изготовления одежды из птичьих шкурок можно определить как общесибирское явление с несколькими очагами. Это характерный признак культуры приречных жителей. В целом, одежда из шкурок птиц бытовала у многих народов Сибири и Дальнего Востока: барабинцев, ненцев, эвенков, ульчей, ительменов, чукчей, эскимосов .
III. 6. Использование рыбьей кожи.
Применение рыбьей кожи для одежды характеризуется как северно-хантыйское явление. Изученные материалы показывают, что одежда из рыбьей кожи являлась характерным элементом культуры рыболовов таёжной зоны, расселявшихся в бассейнах крупных сибирских рек. Возможность использования этого материала определяется наличием рыболовства и нужных пород рыбы. Для изготовления одежды из кожи рыбы ханты и манси использовали щучью кожу и кожу налима. ( См.приложение 5 ) Кожа этих рыб более толстая и грубая. Одежда из этой кожи была рыболовная, она не пропускала воду. По территориальной принадлежности использование рыбьей кожи было в большей степени присуще северным хантам. Одежда из рыбьей кожи фиксируется лишь у тех групп манси, которые проживали в непосредственной близости с хантами, т. е. у северных. Это дает возможность рассматривать её, как заимствование у хантов.
В ХVII-ХVIIIвв. рыбья кожа в Среднем Приобье была одним из наиболее распространенных материалов. В ХIХ – первой половине ХХ в. одежда из рыбьей кожи фиксируется в единичных экземплярах у северных хантов , которые шили из нее мужские штаны, а также использовали для подкладки одежды из птичьих шкурок. Кожи выделывали женщины руками и шили из них женские рубашки и мужские штаны. Верхняя одежда из налимьих кож бытовала в начале ХХ в. у среднеобских хантов. В мансийском фольклоре упоминаются рукавицы из осетровой кожи, а у северных манси были зафиксированы сведения о штанах из налимьей кожи. К середине ХIХ в. одежда из рыбьих кож выходит из массового употребления, территории ее бытования сокращаются. Кроме того, ханты в конце ХIХ начале ХХ в. рыбьей кожей обшивали края циновок.
IV. 1. Технология обработки материалов
Как и все сибирские народы, ханты были прекрасными мастерами в изготовлении ровдуги. Ровдугу изготавливают из зимней шкуры оленя. Отмечается также, что использование ровдуги предусматривало наличие оленеводства. Работа трудоёмкая, процедура протекала в несколько этапов. Сначала брали подержанную оленью шкуру, с поношенным мехом, с уплотненной мездрой. Шкуру на болоте погружали в открытый водоем, где она пролежит дней десять, а когда достают из водоема, шерсть сама отпадает. Если до конца шерсть не отпадет, снова погружают, выдерживают и, хорошенько прополоскав в водоеме, вывешивают шкуру на просушку в тени. Как только шкура просохла, её можно начать выделывать. Для этого клали её во влажное место, под мох на 4 – 6 часов. Затем разминаем её руками или тыльной поверхностью топора до тех пор, пока кожа не станет мягкой и сухой. Следующим этапом работы являлось удаление мездры скребком. Использовали полукруглый скребок с широким лезвием. С прямым лезвием уголки при неосторожном ведении лезвия, вонзаются в кожу, так могут появиться порезы на коже и она будет испорчена. Кожу постоянно передвигают с одного участка на другой. Выделанную кожу вывешивали для копчения над дымокуром от комаров на срок не меньше десяти дней.
Динисламова Светлана Селивёрстовна,( манси) рассказывает: « Для изготовления сахи забивают три штуки телят в начале августа, обычно после линьки и одного черного оленя двухгодичного возраста тоже после линьки. Обычно после рождения намеченных телят держат на примете белые, либо пестрые, черными шкурками пользуются только в случае отсутствия белых, либо пестрых, при этом при забое обязательно учитывается, чтобы мех был коротким, неплотным, в противном случае мех становится толстым. Можно пошить малицу и от зимних шкур, как бы такую шкуру хорошо не выделываешь он на малице колом стоит, т.к. мех густой, плотный, поэтому оленеводы предпочитают напулюй. Малица из няпулюя теплая зимняя одежда, не сковывающая движения. Капюшон для малицы шьют из пыжика, но передняя часть капюшона огибается поздним няпулюем. К рукавам пришивают рукавицы с одним указательным пальцем, такие рукавицы шьют из телячьего зимнего камуса, кожа тонкая, мех лохматее, густой, у старых оленей камус гладкий, кожа грубая, поэтому телячьи рукавицы теплые, чтобы малица не пачкалась к ней шьют верхонку темного цвета.»
Работник музея Торум маа Коротецкая Наталья Юрьевна (ханты родилась в с. Берёзово, ) рассказывает: «Шкуру животного снимали мужчины, а ее обработкой занималась женщина. Шкуры приколачивали мехом к стене, а птицы выклевывали остатки подкожного жира. Сушили летом эти шкурки . В любом чуме летом всегда есть жердь в тени, шкуру распрямляют, чтобы кромочки не коробились, собирают тонкие сосновые сухие веточки и начинают влеплять на свежую кожу шкурки, обычно на кромочке короткие и длинные в центральной части. Веточки присыхают к шкурке, а когда шкурка высыхает, их обламывают и удаляют. Во время сушки не надо допускать прямого попадания солнечных лучей, горячие солнечные лучи приваривают мездру к коже, такая шкурка трудно поддается выделке.»
По словам Матир Зинаиды Константиновны (1958 года рождении , ханты) «Сейчас шкуры выделывают смешивая растительное масло с уксусом.»
При обработке кожи рыб после снятия её подсушивали растянутом виде на плоской поверхности, затем разминали руками. Среднеобские ханты перед снятием кожи с налима у основания головы и на хребте делали надрезы. Обские угры употребляли для шитья одежды как очищенную, так и не очищенную от чешуи рыбью кожу. Ханты носили одежду из рыбьей кожи с чешуей, причем женская одежда окрашивалась в огненно- желтый или красный цвет соком растений. По другим источникам обработки рыбьей кожи немногочисленны. Известно, что ее разминали руками, смазывали смесью из язевой и сорожьей печени, натирали золой. В конце ХIХ в. манси выделывали рыбьи кожи , которые использовали для изготовления мешочков, следующим образом: очищали от чешуи, затем разминали мукой и жиром. Сушили и окрашивали в красный цвет. Нижнеобские и северные ханты еще в конце ХХ в. шили из налимьей кожи сумки и небольшие мешки, которые также окрашивали. У среднеобских хантов зафиксированы сведения по обработке птичьих шкурок: их снимали, выщипывали крупные перья, обезжиривали, посыпая древесной стружкой, затем сушили, смазывали рыбьим жиром, мяли руками и сшивали сухожильными нитками. Таким образом, из небольших по размеру птичьих шкурок получался составной мех.
IV. 2. Средства выделки шкур.
Самым универсальным средством для выделки шкур у ханты является салъынг. Для изготовления салъынг чаще всего собирают кишки язя или чебака. Хорошо язь или чебак ловится во время подъема на нерест, обычно в это время рыба очень жирная. В это время женщины ханты заготавливают салъынг :верхний конец кишки вместе с печенкой и желчью. Собрав определенное количество кишок и положив их в котелок, добавляют немного воды и начинают варить. Доводят до кипения и дальше кипятят на малом огне до получения сплошной массы. Такая масса не портится длительный период времени и обычно хранится в берестяной посуде, в кладовке.
Динисламова Светлана Селивёрстовна,( манси) рассказывает: «Салъыг нужен постоянно. Таким раствором замачивают не только шкурки, но и поношенную меховую обувь. В растворе содержатся дубильные вещества.»
Выделка шкур с толстой ножей имеет ряд своих особенностей. Например замачивали камус водой примерно при температуре 50°С, затем клали под пресс на 2-3 часа, потом мнем руками до тех пор, пока не будет скатываться мездра. При первичной обработке можно воспользоваться мхом: камус кладётся вверх кожей и обкладываем мхом, пролежав 4-5 часов, камус равномерно обмокает и становится мягким, в дальнейшем камус мнут руками пока не скатается мездра. Женщины выделывали шкуры скребком, который давался им в приданное ,вместе с резной доской. Доску и скребок делал отец. Почти также обрабатывается соболь, ондатра, только мездра удаляется ножом. Для выделки заячьих шкур необходимо было замочить их густым раствором салынг, затем положить под пресс на 30-40 минут. 3а это время шкурку хорошо пропитывает раствор, становится слегка влажной, эластичной. Затем начинают мять шкурку руками до тех пор, пока она не просохнет.
Кондин Вячеслав Юрьевич ( родился 29 августа 1977 годы в городе Ханты-Мансийске отец – ханты, мать – манси)рассказывает : (См.приложение 6): «Некоторые группы северных ханты и манси мазали шкуры печенью оленя и содержимым оленьего желудка, которые смешивали с чаем. Некоторые использовали также олений помёт, настой из коры ольхи, кедра, ивы, берёзового или дубового гриба.»
Работник музея Торум маа Коротецкая Наталья Юрьевна (ханты родилась в с. Березово, ) рассказывает:«Чтобы сделать сделать буро-красную краску, кору осины варили 10 часов в воде, а для получения голубого цвета варили голубику. Чтобы получить красный цвет используют кровь животных, в основном для обуви.
Можно сделать вывод , что различие в способах обработки шкур зависело не от национального признака ,а от территориальной принадлежности.
Заключение
Природно-климатические условия и хозяйственная вариативность, присущая культуре обских угров, предопределили использование различных материалов, в которых, вместе с тем, обнаруживается ряд общих признаков, свидетельствующих о единой основе. Сравнительно-типологический анализ технологии обработки природных материалов позволил вычленить материалы, соотносимые с культурой таежных охотников-рыболовов, оленеводов и скотоводов лесостепи.
Здесь через традиционную культуру ханты и манси идет осознание того, как нужно жить в гармонии с природой. Через свою культуру местные народы пропагандируют эту основополагающую составляющую нашей жизни. Ханты-Мансийский автономный округ одна из немногих территорий, где сохранились носители традиционной культуры ханты и манси. Маленький народ затерянный среди таёжных лесов сумел не только выжить вдали от цивилизации, но и сохранив свои самобытные традиции, показал, что сосуществование человека с природой может быть гармоничным и слаженным.
В своей работе мы определили общераспространенные и локально бытовавшие виды материалов для изготовления одежды и проследили динамику их использования. Рассмотрели технологию их обработки. Познакомились с традициями неразрушающего природопользования .Узнали основы организации и систематизации работы в полевых условиях.
Литература.
Богордаева A.A. Традиционная одежда обских угров как фактор самоидентификации // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Культура: личность и общество». Тюмень: Издательский центр Тюменского государственного университета, 1996. С. 118-121
Уроки Евдокии Ерныховой. Березово 1997год
Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. - Новосибирск: ВО «Наука», 1992. -136 с.
Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов. - Томск: Изд-во Том. унта, 1985.-384 с
Николаева Т.Г., Егорова Г.И., Технология Сбора и обработки природного материала. Ханты-Мансийск - 2006 год.
Сирелиус У.Т. Путешествие к хантам. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. - 344 с.
Соколова З.П. Путешествие в Югру. - М.: Мысль, 1982. - 173 с.
Источники
«Описание Тобольского наместничества», выполненное уездными землемерами в рамках топографического обследования Сибири в 1784-1790 гг. [Описание Тобольского..., 1982].
http://www.okrlib.ru/ Государственная библиотека Югры.
Интернет-ресурсы.