Внеклассное мероприятие Птичий калейдоскоп


МБОУ СОШ № 60
Авиастроительного района г. Казани РТ
Внеклассное мероприятие
«Птичий калейдоскоп»
7 класс
Выполнила работу: Горбачева Татьяна Семеновна
учитель биологии и химии
1 категории
Цель:
- расширить кругозор учащихся о многообразии птиц в игровой форме с использованием интерактивного оборудования.
Задачи:
образовательные:
- повторить и обобщить знания по теме «Птицы»;
- отработать умения и навыки самостоятельной работы учащихся группой;
- осуществить контроль определенных знаний;
- развивать умения преодолевать трудности;
развивающие:
- расширить кругозор учащихся 7-ых классов на основе полученных знаний и умений;
- формировать интеллектуальные умения: умение анализировать, обобщать, систематизировать, ставить и решать проблемы в игровой форме;
воспитательные:
- способствовать эстетическому воспитанию школьников;
- воспитывать чувство любви к родной природе, понимание ее хрупкости, необходимости защиты.
Методы:
словесный – конкурсы на основе знаний учащихся;
наглядный – демонстрация таблиц, наглядных пособий, презентации;
исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию.
Методические приемы:
логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;
организационный – групповая, индивидуальная работа учащихся;
технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.
Оборудование:
- презентация;
- выставка книг по данной теме;
- музыкальное сопровождение.
В каждой команде по 6 учеников (7-ые классы), остальные болельщики.
Ход мероприятия:
Звучат «Голоса птиц».
Ведущий № 1:
Вот птицы прилетают
И нам приятно ждать,
Что снег вот-вот растает,
Все оживет опять!
Ведущий № 2:
Ответьте на вопросы,
Решите 100 задач.
Для этого достаточно
Повадки птичьи знать.
Ведущий № 1:
Все наши конкурсы будет оценивать компетентное жюри (представление жюри).
Звучит музыка «Мы начинаем КВН».
Ведущий № 2:
Конкурс «Домашнее задание».
Представление команд: «птичье» название, соответствующие девиз и эмблема, краткий рассказ о выбранной птице.
Ведущий № 1:
Итак, мы начинаем
Все слушаем внимательно.
Тогда на все вопросы
Ответим обязательно.
Конкурс «Разминка».
Каждой команде задается по пять вопросов, если команда не сможет ответить, то на вопрос отвечает команда-соперник.
Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)
Где гнездятся скворцы, кроме скворечников? (в дуплах)
Из чего делают гнезда наши ласточки? (из грязи и слюны)
Какая птица самая большая в мире? (африканский страус)
У каких птиц поют самки и самцы? (у снегирей)
Ведущий № 2:
Назовите самых маленьких птичек в мире? (колибри)
Какая птица выдалбливает клювом дупло в дереве для своего гнезда? (дятел)
Какая птица быстрее всех летает? (стриж)
Какая птица кричит как кошка? (иволга)
Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
Ведущий № 1:
Пока жюри подводит итоги двух конкурсов, послушайте рубрику «В мире интересного».
- а знаете ли вы, что наиболее крупные птицы – африканские страусы, высота около 3 метров, вес до 90 кг;
- самые длинноногие птицы в мире – фламинго;
- самый быстрый бегун в мире – страус, он может развивать скорость до 120 км/час;
- самыми морозоустойчивыми птицами являются утки и гуси, они выдерживают температуру до –1100С, хотя белые медведи и тюлени выдерживают только до -800С;
- самый длинный хвост у кур породы светло-лиловой в Японской деревне Кате, хвост достигает длины 7 метров 50 сантиметров.
Ведущий № 2:
Следующий конкурс «Корзина загадок».
Командам задаются загадки о птицах.
Всю ночь летает, мышей добывает. А как станет светло – спать идет в дупло. (сова)
Не ворона, не синица, как зовется эта птица? Примостилась на суку, раздалось в лесу: «Ку-ку»! (кукушка)
Хочет – прямо летит, хочет – в воздухе висит, камнем падает с высот и в полях поет, поет! (жаворонок)
Пусть я птичка-невеличка, у меня друзья – привычка, как начнутся холода, прямо с Севера – сюда! (снегирь)
Птица сверху налетает и цыплят внизу хватает. (ястреб)
Ведущий № 1:
Длинноногий, длинноклювый, телом серый, а затылок – голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (аист)
Серенькая птичка, птичка-невеличка. Шеей вертишь ты всегда, разве в этом есть нужда? (вертишейка)
Он в своей лесной палате, носит пестренький халатик, он деревья лечит, постучит и станет легче. (дятел)
Нос белый, сам черный, к тому же проворный, друг садов он и полей, поедает он червей. (грач)
Пестрая крякушка, ловит лягушек. (утка)
Ведущий № 2:
Конкурс «Угадай птицу».
Командам раздают наборы карточек с буквами разного цвета. За 1 минуту нужно собрать слова – названия птиц.
(Соловей, ласточка, сорока, утка, зяблик. Грач, снегирь, пингвин, дятел, синица.)Ведущий № 1:
Птицы – наши верные друзья. Есть много примет, пословиц и поговорок о птицах.
∙ Если грачи сразу на гнездо летят, весна будет теплой.
∙ Весной грач прилетел – через месяц снег сойдет.
∙ Ранний прилет журавлей – ранняя весна.
∙ Против сотни воробьев довольно одного ястреба.
∙ Невидный соловей, да слышный.
∙ Нет птицы мудрее, чем сова, всем в лесу голова.
∙ Для дятла длинный язык – не порок.
∙ Как с гуся вода. Вышел из воды сухим.
∙ Седой как лунь.
∙ Глухая тетеря.
Ведущий № 2:
Птицы прилетели
И пришла весна.
И щебечут птицы
На все голоса.
Конкурс на внимание.
Прослушайте стихотворение «Вестники весны» В. Лукина
Март – и он же соковик –
Разбудил грачиный крик.
Дятел стукнул в барабан –
Птиц зовет из дальних стран.
Хоть и снег лежит на солнце,
В небе жаворонок вьется,
А в лесу до самой ночи
Зяблик радостно хлопочет.
Видно скоро и скворцы
Прилетят в свои дворцы.
Апрель – бок согрей,
Смел последний снег с полей.
День поднялся в полный рост,
Распевает песни дрозд.
Зацвели повсюду вишни,
Ласточки летят под крыши.
В мае зацветет сирень,
И кукушка целый день
Будет сидя на суку,
Щедро всем дарить «Ку-ку»!
Горихвостка тоже вскоре
Станет песней славить зори.
Мухоловка закричит:
«В печи – куличи!»
От рассвета допоздна
Песня соловья слышна.
Назовите птиц, которые упоминаются в стихотворении.
Ведущий № 1:
Жюри подводит итоги предыдущих конкурсов.
Игра со зрителями. Вопросы викторины.
- Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду, ни на ветки? (стрижи)
- Кто два раза родится? (птица)
- Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (дятел)
- В воде купался, а сух остался. (гусь)
- В названии какой птицы сорок букв «а»? (сорока)
- Какой город летает? (Орел)
- Днем спит, ночью летает, людей пугает. (филин)
- Какая птица носит фамилию писателя? (гоголь)
- Птица, о которой говорят, что она свое болото хвалит. (кулик)
- В пестром наряде ходит, как на параде, часов не имеет, а время разумеет. (петух).
Ведущий № 2:
Конкурс «Кто лишний?»
Команды выбрают из ряда слов лишнее и объясняют почему?
жаворонок, воробей, грач, утка, синица;
цапля, аист, скворец, выпь;
беркут, гриф, дятел, сокол, орлан;
тетерев, страус, фазан, куропатка;
гусь, утка, лебедь, дрофа;
курица, индюк, орел, цесарка.
Ведущий № 1:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Еще в недалеком прошломмир птиц был намного богаче. Только с 1885 по 1905 год исчезли птицы почти 20 видов. Вот некоторые из них.
Каролинский попугай.
Истреблен как садовый вредитель, потому что иногда птицы расклевывали зеленую завязь плодов.
Бескрылая гагарка.
Последняя пара была убита в Исландии в 1844 году.
Луговая курочка.
Стала жертвой освоения новых земель и промысловой охоты.
Дронт.
Уничтожен человеком и грызунами еще в XVII веке.
Странствующий голубь.
Последний погиб в 1900 году.
Ведущий № 2:
Эту истину знаю отроду
И ее никогда не таю,
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою!
Редкие виды птиц вносят в Красную книгу. В нашей Республике Татарстан можно встретить 290 видов птиц из 20 отрядов. В первое издание Красной книги республики Татарстан вошли 85 видов, среди них:
- беркут
- степной орел
- орлан-белохвост- скопа
- сапсан
- балобан
- сизоворонка
- зимородок
- черный аист
- змееяд
- поганка красношейная
и другие виды.
Ведущий № 1:
Конкурс «Отгадай кроссворд».
Кроссворд «Охрана птиц»:

    2   4 5 7 8 9   1                             6        
      3        п т  и ц10
  о х  р  а   н  а        
                 
                 
             
                    №1. Я в камзольчике изумрудном, проживаю у речки чудной. Сам себе я выкопал норку и смотрю за рыбешкою зорко! (зимородок)
№2. Белый журавль. (стерх)
№3. Кого называют царем птиц? (орел)
№4. Есть в степи бугры – курганы, есть и птицы – великаны: в одной тушке – три индюшки. (дрофа)
№5. Глазищи круглы, когтищи остры, носище кривой – разбойник лесной! (филин)
№6. На одной ноге ночует, по морской воде кочует. (фламинго)
№7. Хищная птица, которая гнездится вблизи водоемов. (скопа)
№8. Свое гнездо на крыше вьет, чем очень радует народ. (аист)
№9. Клюв какой птицы настоящий мешок? (пеликан)
№10. Птица с длинной шеей и длинными ногами. (цапля).
Ведущий № 2:
Жюри подводит итоги.
Меры по охране и привлечению птиц:
Изготовление и развешивание скворечников.
Привлечение птиц в сады и парки.
Покормите птиц зимой!
Стихотворение «Берегите птиц!»
Нас много, ребята,
Пусть кадый из нас
Подарит скворечник
Для малых скворчат.
Пускай песни льются
Пернатых гостей
И дети смеются
От птичьих вестей.
Так будем ребята
Гуманны к друзьям
Пернатые всюду
Поклонятся нам.
За нашу заботу,
За наши дела,
Красивые песни
Природа дала.
Сумей наслаждаться,
Сумей их хранить.
В природе порядок
И нам лучше жить!
Ведущий № 1:
Слово предоставляется жюри.
Ведущие вместе:
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса.
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Звучит песня «Аист на крыше».
Приложение №1.
Оценка знаний и умений учащихся:
№/пКонкурс команда «Канарейки» команда «Киви»
I Домашнее задание II “Разминка” III “Корзина загадок” IV “Угадай птицу” V Конкурс на внимание VI «Кто лишний?» VII «Отгадай кроссворд» Итог Место Критерий оценки:
конкурcные ответы оцениваются по 1 баллу за правильный ответ (№ 5);
№ с 1 по 4 – 5 баллов; № 6 – 6 баллов; № 7 – 8 баллов.
Приложение №2.
Ответы на кроссворд “Охрана птиц”.
  с   д ф с а п  з т   ри   к и е   и е   о л ф о с л     м ро ф и л пт и ц   о х ра н а а   к а   р  е     м а п  о   л     и н л   д       н я   о     г   к     о Список используемой литературы.
В.И. Даль «Пословицы, поговорки и прибаутки русского народа» С.-Петербург, «Литера», 1997
Ф.Н. Салахова «Урок» Казань, ИПКРО РТ, 2000
В.В. Балабанова и др. «Предметные недели в школе. Биология, зкология, здоровый образ жизни» Волгоград, «Учитель», 2001
Газеты «Биология».
С.А. Молис «Книга для чтения по зоологии», Москва, «Прсвещение», 1981
В.В. Балабанова и др. «Открытые уроки по биологии» 7-9 классы, Волгоград, «Учитель», 2003
Журналы «Биология в школе».
А.И.Никишов, И.Х.Шарова «Биология 7 класс. Животные» «Владос», 2002.