Разработка классного часа на тему Проступок.Правонарушение.Преступление.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Криворожской средней общеобразовательной школы»
Методическая разработка
классного часа
«Проступок. Правонарушение. Преступление»
Разработал:
классный руководитель 8 «а» класса
Осипов В.Ю.
2015 год
Классный час
Тема: Проступок. Правонарушение. Преступление.
Класс: 8
Цели: 1) Дать учащимся представление о проступке, правонарушении, преступлении, наказании за них, учиться различать данные понятия.
2) Развивать представление о том, что проступок, правонарушение, преступление отрицательно влияют на окружающих людей, совершение подобных действий может караться законом.
3) Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
Оборудование: Устав школы, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», «Уголовный Кодекс Российской Федерации», бланки тестов «Тест», проспекты «Права детей».
Литература: 1) Выбираю жизнь. Дети. Образование. Милиция / учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. Петрозаводск, ПетроПресс, 2001, авторы-составители С. В. Горанская, О. С. Баранова, с. 60–63, 126, 144–145.
2) Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации / под ред. В. М. Лебедева, Норма, Москва, 2002, с. 355–363, 370–373, 377.
3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Официальный текст. Москва, Норма, Издательская группа Норма-Инфра, 2002, с. 162.
Ход занятия
Учитель. -Здравствуйте ребята. Сегодня мы собрались на очередной классный час, вы знаете, что на каждом классном часе мы обсуждаем важные для нас с вами вопросы, вот и сегодняшний классный час не станет исключением. (Слайд 1)
А теперь вместе давайте определим тему и цели нашей сегодняшней беседы.
Для этого мы рассмотрим и проанализируем 2 ситуации из жизни:
Ситауция 1- Ученик 9 класса П., после ухода родителей на работу решил прогулять уроки, оставшись дома и проведя время за компьютерными играми. На вопрос родителей об отсутствии оценок за этот день, ответил - «Меня сегодня не спрашивали» (Слайд 2)
Ситауция 2- Группа подросток жестоко избивают своего сверстника на глазах у десятков прохожих.. (Слайд 3)
- Два этих случае вполне реальны и, к сожалению, периодически происходят. Но у них есть как схожие, так и отличительные черты. Постарайтесь их назвать.
(Ребята анализируют ситуации находя в них разницу и похожесть, учитель помогает определить, что это два различных правонарушения- проступок и преступление.) (Слайд 4)
Учитель. - Вы совершенно правильно разобрались в этих случаях. Ребята, сегодняшнее наше занятие будет посвящено теме:
Проступок. Правонарушение. Преступление.
(Слайд 5)
Учитель. – Сейчас я бы хотел выяснить, на каком уровне у вас находятся знания и представления по данной проблеме. Предлагаю выполнить небольшой тест. Мы выполним его дважды - сейчас и в конце нашего часа, полученные результаты сравним и поймем насколько наша работа была плодотворной. (выполняют тест, 2 мин).
Тест:
1.Уголовная ответственность за некоторые виды преступлений предусмотрена:
А) с 18 лет
Б) с 16 лет
В) с 14 лет
2. Школьник пришел в школу в форме, не предусмотренной Уставом школы. Он совершил:
А) гражданское преступление
Б) дисциплинарный проступок
В) административное правонарушение
3. Выберите из списка административное правонарушение:
А) угон автотранспорта
Б) опоздание на работу
В) порча скамьи в парке отдыха
4. Основным законом нашего государства является:
А) уголовный и административный кодекс
Б) указы президента
В) Конституция РФ
Г) гражданский кодекс
5. Нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке - это…
А) мораль
Б) нормы поведения в обществе
В) закон
Г) кодекс
- В нашем классе скоро всем вам исполнится по 14 лет. Вы получите паспорт. И ваши права расширятся, но вместе с ними увеличатся и обязанности и ваша персональная ответственность за совершенные поступки, особенно в случае нарушения вами закона.
- Что такое закон?
- Закон – это нормативный акт (документ), принятый высшим органом государственной власти в установленном Конституцией порядке
Мораль – это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека.(слайд7)
- В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Основной закон нашего государства называется Конституция РФ. (слайд 8)
- Кроме Конституции существуют: «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» в которых также содержатся правовые нормы и определены виды наказаний за них. (слайд 9)
- Данные нормативно-правовые акты дают нам определение правонарушения.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 летнего возраста.
(Слайд 10)
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ (А)
Проезд без билета в автобусе
Мелкое хулиганство
Употребление спиртных напитков в общественных местах
Появление в состоянии алкогольного опьянения
Нецензурная брань
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ (Г)
Невозвращение долга
Продажа некачественного товара в магазине
Создание шума в ночное время (после 23 часов)
ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ (Д)
Опоздание на урок
Пропуск занятий в школе без уважительной причины
Нарушение Устава школы(Слайд 11)
ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
ПРОСТУПКИ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ (Слайд 12)
ПРОСТУПОК - это нарушение правил поведения или вызывающее поведение. (Слайд 13)
ПРЕСТУПЛЕНИЕ
это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. (Слайд 14)
ВИДЫ НАКАЗАНИЙ
Штраф
Обязательные работы
Исправительные работы
Конфискация имущества
Ограничение свободы
Арест
Лишение свободы на определенный срок
Пожизненное лишение свободы
Смертная казнь
(Слайд 15)
- Для того, чтобы лучше разобраться в этих понятиях предлагаю сыграть в игру «Фото дня». Вашему вниманию будет предложен ряд фотографий, на которых изображены моменты правонарушений, вы должны определить их вид и степень вины.
1. вскрытие чужого автомобиля (слайд 16)
2. распитие пива в общественном месте (слайд 17)
3. грабеж (слайд 18)
4. не уступил место пожилому человеку (слайд 19)
5. громкая музыка соседей (слайд 20)
6. ограбление банка или кассы (слайд 21)
7. ученик прогулял уроки (слайд 22)
Учитель. – Я уже говорил о возложении вас с получением паспорта серьезных обязанностей, в том числе обязанностей перед законом. Дело в том, что с 14 лет по законам нашей страны наступает уголовная ответственность.
(Просмотр социального ролика): (Слайд 23).
Учитель. – Кстати, уголовная ответственность по всем статьям начинается с 16 лет.
3. Итог занятия.
Учитель. – Подведем итог урока. Проверим правильность выполнения «двойного теста». Ответы на экране.(проверяем правильность ответов, ребята делают вывод о результативности занятия). (слайд 24-28)
Учитель – А теперь сыграем в игру «Продолжи фразу».
Продолжите одну из предложенных фраз:
- Я не знал, но сегодня узнал, что...
- Меня удивило, что...
- Я сделал вывод, что...
- Новым для меня было... (слайд 29-30)
- Классный час подошел к концу. Спасибо.(слайд 31)