Чтение — окошко, через которое видят, познают мир и самих себя.


Чтение – это окошко, через которое видят,
познают мир и самих себя.

Абдрахманова Айгуль Таймысовнаучитель начальных классов
школы – гимназии № 94
города Алматы
Чтение сегодня – это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Работая в школе 25 лет, убедилась: основа всему и чтению тоже – семья. Именно в семье начинается читатель. Если мама-бабушка не учили, не прививали тот самый вкус к чтению – ни одна школа не поможет, любовь к книге не рождается в одночасье. Как говорил талантливый педагог В. Сухомлинский: «Ребёнок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота отца и матери».

Снимок: Праздник в 1 классе «Прощай, Букварь!» 30.01.2016г.
Книга – главная составляющая интеллектуального развития человека, и по полноте содержания, эффективности восприятия она не имеет себе равных среди других источников информации. Есть целые тома высказываний выдающихся людей о чтении. И все они сходятся на признании роли книг и чтения: в расширении кругозора, развитии мысли, нравственности, познании самих себя и многом другом.
Для того чтобы ребёнок полюбил книги ещё до того, как выучит алфавит, рядом должен быть читающий родитель. Семейное чтение книг повышает навыки ребёнка в грамматике и, в целом, его успеваемость по всем предметам в школе. В подтверждение приведу результаты зарубежных исследований.
Если детям в возрасте 4-5 лет родители ежедневно читают книги, то они опережают в развитии своих сверстников на 12 месяцев. Если читают 3-5 раз в неделю, то даже это даёт им преимущества быть впереди сверстников на 6 месяцев (Университет Мельбурна, 2014г.)
Ребёнок, мать которого не участвует или частично участвует в его развитии в течение первых пяти лет его жизни, отстаёт в развитии когнитивных навыков от своих сверстников на 1,8%
(Bernal, 2008).
Многие родители уделяют главное внимание тому, чтобы ребёнок был одет и накормлен, а не созданию условий для его развития. Они считают, что чтение – пустая трата времени. А дети, чьи родители очень активно занимались с ними до их поступления в школу, научились читать с 3-5 лет. Они показывают успешные результаты при поступлении в школу.
Школьники, у которых с детства заложена привычка читать, умеют слушать и говорить, рассуждать и анализировать, критически оценивать ситуацию и принимать самостоятельное решение, у них грамотная речь, отличная память, богатое воображение.
Таких успехов может достичь и ваш ребёнок, уважаемые родители! Не упускайте любознательный период ребёнка для его раннего приобщения к чтению. Читайте сами, читайте вместе с детьми, и ваши старания окупятся сторицей. В руководстве детским чтением старайтесь придерживаться следующих практических рекомендаций.
Сделайте процесс чтения игрой, радостным событием. Не делайте чтение наказанием.
Во время чтения активизируйте внимание ребёнка. Пусть ребёнок отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации.
Не отказывайте просьбам малыша почитать, несмотря на занятость.
Устраивайте семейные чтения, обсуждение прочитанного.Развивайте воображение вашего ребёнка на материале книги.
Читайте детям вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником.
Полутора – двухгодовалый ребёнок может сосредоточиться на книге 1-2 минуты, детям постарше читают не более 15-20 минут.
Не всегда спешите сразу отвечать на детские вопросы – посоветуйте поискать ответы в книгах самостоятельно.
Вырабатывайте у ребёнка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
Собирайте домашнюю библиотеку. Пополняйте её вместе с ребёнком. Посещайте библиотеку вместе с ребёнком.
Читающий ребёнок – это сегодня успешный ученик, а завтра – состоявшаяся личность! Величайшее счастье, которое родители могут подарить своим детям, - это пробудить в них интерес к чтению!
Последствия нечтения более чем печальны. Нежелание читать, которое сегодня наблюдается у огромного количества неоперившейся молодёжи, рождает у неё же множество проблем: неумение выразить свою мысль и облечь её в нужные формы, отсутствие так необходимого словарного запаса. И как следствие – незнание элементарного.
Моя первая учительница в своей речи употребляла слово «книголюбие». Теперь я понимаю какое – это красивое, ёмкое слово, жаль, забытое сегодня. А сколько людей могли бы под ним подписаться! Ведь чтение – наслаждение. Чтение – учёба. Чтение – отдых. Чтение – труд. Для учителя – все вместе взятое.