РефератПроблемы повышения качества обучения физико-математическим дисциплинам – актуальная проблема организации образования


Проблемы повышения качества обучения физико-математическим дисциплинам – актуальная проблема организации образования

Последние годы являются очень важными в развитии Казахстана в целом, и в системе образования в частности. Так, 7декабря 2010 года утверждена Государственная Программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, в которой утверждается, что образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
Международный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют существенным отдачам для экономики и общества.
Сложно спорить с тем, что ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Неслучайно при оценке качества образования особое внимание уделяется именно предметам естественно-математического цикла. Так, выдающийся философ и мыслитель Иммануил Кант еще в 18-м веке очень мудро сказал: «В любой науке столько истины, сколько в ней математики». Поэтому, высокие достижения учащихся в области математики и естествознания рассматриваются многими странами как показатель конкурентоспособности страны в области фундаментальных наук и новейших технологий. Вот и в Программе развития образования 2011—2020 вв. качестве одного из целевых индикаторов выделено, что доля учащихся, успешно освоивших образовательные учебные программы по естественно-математическим дисциплинам, должна составить к 2020 году 70%. Помимо этого в Программе оговаривается, что будет обеспечено участие школьников Казахстана в международных исследованиях качества образования: PISA (оценка математической грамотности и грамотности чтения и естествознания 15-16 - летних учащихся), TIMSS (оценка качества математического и естественнонаучного образования учащихся 4 и 8 классов), PIRLS (сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира), TIMSS ADVANCED (оценка математической и естественнонаучной грамотности (физика) в классах с углубленным изучением этих предметов учащихся 11 классов), ICILS (оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов).
А, учителя математики будут участвовать в международном сравнительном исследовании TEDS-M (Teacher Education and Development Study in Mathematics) - оценка качества профессионального образования учителей математики начального и среднего звена средней школы.
Но государство намерено не только строго спрашивать с нас, с учителей, но много делает для того, чтобы поднять уровень образования на должный уровень. В Программе определено, что для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
-разработка новых механизмов финансирования образования, направленных на повышение качества и доступности образования;
-обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами;
-усиление государственной поддержки и стимулирование труда педагогических работников;
-совершенствование менеджмента в образовании, в том числе внедрение принципов корпоративного управления, формирование системы государственно-частного партнерства в образовании;
-совершенствование системы мониторинга развития образования, в том числе создание национальной образовательной статистики с учетом международных требований;
-создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса;
-создание условий для обучения в течение всей жизни, образования для всех;
Знаменательно, что в мае 2011 года произошло очень большое событие в педагогической общественности нашей страны, в Астане, был проведён первый съезд преподавателей-предметников в истории Казахстана, основная цель которого — дать старт качественным преобразованиям в математическом образовании.
И не случайно первым стал съезд именно учителей математики: Президент Казахстана Н. А. Назарбаев в своих выступлениях неоднократно подчёркивал приоритетное развитие точных и инженерных наук. В своём выступлении на съезде министр образования Б. Т. Жумагулов отмечает: «С качества обучения математике и надо начинать процесс совершенствования качества всего образования. Поднимем математическое образование — будут подтягиваться и другие предметы, как естественного, так и гуманитарного цикла. Это касается не только школьного уровня, но и дальнейших ступеней образования — технического, профессионального и высшего».
В ходе работы съезда были выявлены проблемы, решение которых возможно только на уровне Министерства.
-необходимость увеличения часов математики;
-улучшение качества школьных учебников по математике;
-разработка новых форм оценивания математических компетенций;
-повышение статуса учителя в новой системе ценностей рыночной экономики.
Очень отрадно, что все эти и многие другие проблемы были озвучены, и я уверена, не останутся без должного внимания. Но вопросы не могут быть решены только на уровне Министерства, их решение зависит от работы каждого учителя.
Время требует от нас для повышения качества обучения перехода на компетентностную модель обучения. Здесь планируется смена самой парадигмы образования – от «знаниевого» подхода к компетентностному подходу, то есть умению использовать знания в самых разнообразных жизненных ситуациях.
Говоря непосредственно о математике, в своей практике общения с детьми сталкиваешься с тем, что ученики плохо умеют работать с информацией. Их ставит в тупик не только «нешкольная» форма подачи теста — в виде схем, диаграмм, графиков, (что собственно и требуется в повседневной жизни), но и требование сделать обобщение, оценить текст. Одна из причин, на мой взгляд, в том, что многие учителя, ориентируясь на современные формы контроля, часто сводят обучение к однотипным упражнениям по готовым образцам, не обеспечивающим понимания учениками смысла своих действий. Алгоритмичность математики позволяет организовывать деятельность по «натаскиванию», но не деятельность по развитию мышления. Школьники привыкли получать чёткие задания: решите уравнение, найдите расстояние, вставьте пропущенные числа… Шаг в сторону — и они уже не понимают, что от них требуется. Еще в 1905 году Уильям Джеймс в книге «Психология» писал: «Знание, приобретенное путем простого зубрения, почти неизбежно забывается совершенно бесследно».
На мой взгляд, можно выделить следующие факторы способствующие повышению качества обучения и развитию компетентости:
-Мотивация обучающихся к образованию;
-Интерес к предмету;
-Предметное обучение;
-Эффективные технологии
Проблемы отношений между учениками и учителями всегда актуальны. В наши дни они приобретают все большее значение как в связи с усложнением общей ситуацией воспитания, изменения ребенка, положения учителя, так и с осознанием и научным осмыслением роли и значения общения и взаимопонимания в развитии растущего человека. Ни для кого не секрет, что личность педагога, его способность устанавливать контакт с учеником, могут сказаться на состоянии комфорта учащегося на уроке и на его учебной деятельности. Я считаю, что без создания психологического комфорта учащихся на уроке, без использования эффективного стиля общения добиться повышения качества обученности учащихся будет трудно.
Но чтобы выпускник был конкурентоспособен в современном обществе, на первый план при изучении математики выходят не ЗУНы, а развитие навыков анализа и синтеза, умение выдвигать гипотезы решения проблемы, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы и применять их для решения новых проблем. И очень важно обучить математическому моделированию жизненно важных процессов. В 5–6-х классах на уроках математики важно уделять внимание формированию личности школьника, воспитанию у него таких черт характера, как трудолюбие и настойчивость, воля, активность, любознательность, а также развитию мышления, памяти, эмоций, воображения.
Как указывают многие международные эксперты, наблюдаемое во всем мире понижение уровня обучения математике объясняется тем, что методика преподавания не успевает за быстрым развитием самой математики как научной дисциплины.
Следовательно, на данном этапе речь должна идти, наверно, не только и не столько о преподавании современной математики, сколько о современном преподавании математики.
Для реализации компетентностного подхода в обучении на уроках математики необходимо применять различные педагогические технологии: модульное, проблемное обучение, проектную деятельность, информационно-коммуникационные технологии, КСО и т.д.
Инновационные технологии в наше время немыслимы без использования компьютеров. Учителя школ грамотно используют возможности мультимедийных кабинетов и интерактивных досок. В этом случае обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, развитие самостоятельности.
Одной из таких современных технологий является педагогическая технология «Трехмерной методической системы обучения» Караева, сущность которой заключается в том, что обучение должно быть организовано на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Каждый ученик должен достичь обязательного уровня обучения (задаваемого государственным стандартом) и иметь возможность дальнейшего развития с учетом индивидуальных способностей. По мнению Караева «обучение будет развивающим только в том случае, когда будет организовано по траектории, устремляющейся от низкого уровня к высшему, поскольку при этом развиваются умения, мотив, активность, качества знания и мышление».
Использование этой технологии позволяет:
-Совершенствовать мотивацию учебной деятельности посредством использования мотива достижения успеха (достигнутый успех рождает у ученика веру в свои силы и побуждает его стремиться дальше);
-Разрешить проблему требований, предъявляемых учащимся (каждый ученик работает на уровне своих возможностей, позволяющих ему справиться с данными требованиями);
-Создать условия для более глубокого усвоение материала, для максимального развития учащихся, проявляющих интерес к предмету;
-Выявить одарённых детей и проводить с ними систематическую индивидуальную работу
Другое направление работы — отбор содержания образования. Чрезмерный объем и неоправданная сложность изложения материала приводят к непониманию многими школьниками того, чему их учат, их неверию в свои способности. И нам главное – не оттолкнуть учеников от математики. Ведь в результате мы не только лишимся притока «свежих сил» в наши математические ряды, но и нанесем непоправимый ущерб изучению многих других предметов естественно-математического цикла. Основной приоритет в этом направлении в том, чтобы математика, как дисциплина задач, вернулась к математике, как дисциплине проблем, чтобы в рамках школьного образования мы обсуждали с учениками не только технические аспекты преобразования выражений, но и те проблемы, из которых эти вещи возникают. Очень важно, чтобы математика осталась наукой деятельной, чтобы те задачи, которые возникают в ее контексте, возникали бы, как это странно не звучит, из жизни. Особое внимание уделяется межпредметному компоненту, т. е. включение в содержание данного предмета учебного материала из других областей знания и практики: физики, информатики, химии, истории.
Особая роль развитию ключевых компетенций учащихся отводится средствам внеклассной работы. Существование школы олимпийского резерва и потенциальные возможности наших учителей позволяют предоставить возможность каждому ученику развивать свои способности.
В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, принята новая программа развития образования, проведён первый съезд учителей математики. Я уверена, что все эти события привнесут положительную динамику в развитие математического образования и повышения качества обучения физико-математическим дисциплинам. Поставленные государством и Президентом задачи предстоит решать нам, учителям математики. Знаменитый французский ученый С.Д. Пуассон как-то сказал: «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и ее преподаванием». Вот этим прекрасным и трудным занятием предстоит нам заниматься в новом учебном году.