«Поликультурное образование дошкольников через музыкальную культуру»


СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННУЮ КУЛЬТУРУ
В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА .
Музыкальный руководитель Федорова Л. А.
МДОУ № 6 х.Зайцев Курского муниципального района Ставропольского края
Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к отказу от идей этнокультурной унификации и утверждению идеала культурного многообразия человечества. Сегодня общепризнанно: подлинную культуру можно строить лишь в соответствии со своим собственным прошлым, имея при этом в виду свое собственное будущее, а укрепление культурной самостоятельности народов благоприятствует расширению контактов и сближению культур. Россия исторически объединила в своем составе множество народов и народностей, которые различаются по языку, культуре и вероисповеданию.
Оценивая состояние поликультурного воспитания в Российской Федерации, следует признать, что оно не является приоритетом образования в культуре и педагогики. В политических декларациях и педагогических трудах содержатся верные призывы к воспитанию в духе поликультурности, однако не всегда и не везде они внедряются в практику. Ученые-педагоги, школьные учителя, музыкальные руководители и руководители кружков нередко замалчивают такие «неудобные вопросы», как межэтнические конфликты, культурные предрассудки, национализм. Между тем поликультурность человека отнюдь не генетического происхождения. Она социально детерминирована и должна быть воспитана.
3472815528002500
Проблему образования и воспитания детей в полиэтническом обществе трудно переоценить, поэтому необходимо создать в каждом детском саду концепцию культурного синтеза и интеграции детей в единую нацию – нацию россиян. Для любого дошкольного учреждения это предполагает решение ряда приоритетных воспитательных задач, таких, как:
личностное развитие каждого ребенка;
развитие этнической и культурной грамотности, то есть достижение детьми
определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры всех народов
3625850-560705-561975-561975
представителей в кружковом коллективе;
формирование этнокультурной компетентности, то есть не только позитивное
отношение к наличию в коллективе различных этнокультурных групп, но и умение
понимать их представителей и взаимодействовать с партнерами из других культур;
осознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире.
Считаю, что решение этих задач, позволит позитивно повлиять на взаимоотношения детей разных национальностей. Поскольку передача знаний о культурно-этническом разнообразии мира уже недостаточна для ребенка, он должен путем своего жизненного опыта открывать для себя сходство и различие с «другими».
Известно, что к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры человек приходит путем приобщения к национальной культуре. Осознание детьми того, в какой культуре мы живем, какой культуре принадлежим, является важнейшей задачей современного воспитания, ибо культура – это то, что, как отмечал академик Д.С. Лихачев, «делает людей, населяющих определенное пространство, из простого населения – народом, нацией». В осознании принадлежности к своей национальной культуре находятся корни духовности, нравственности, гражданственности и самобытности личности .
-13716046710600029705304669790
Поликультурное воспитание, собственно, не является для нас культ -организаторов чем-то новым. Россия – одна из первых стран, где были высказаны идеи интернационального воспитания, предусматривающие защиту и покровительство этнических меньшинств. Результатами поликультурного воспитания, как и интернационального, должны стать:
понимание и уважение иных народов, культур, цивилизаций, жизненных ценностей,
включая культуру быта;
осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами;
способность общаться;
осознание не только прав, но и обязанностей в отношении иных социальных и
национальных групп;
понимании особенностей различных культур;
достижение взаимодействия и взаимообмена;
готовность участвовать в решении проблем другого сообщества и этноса.
Подобно интернациональному, поликультурное воспитание имеет в виду налаживание связей между сообществами людей, исходит из необходимости взаимообогащения различных культур. Становление поликультурной личности дошкольника возможно через музыкально-художественную культуру в условиях посещения музыкальных, танцевальных кружков и народно прикладного искусства.
К настоящему времени накоплен значительный опыт по музыкальному и художественному образованию на различных уровнях: в системе дополнительного образования. При этом вопрос о воспитательных возможностях музыкально-художественной деятельности поднимается слишком редко, что дает основания предположить преобладание у педагогов образовательных целей над воспитательными. А ведь именно песня и танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о песнях и танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы и песни, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

10369557194550
Музыкально-народное творчество, любимое детьми. Ежегодно много детей хотят посещать хоровой и танцевальный кружок Занятия музыкальные чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному, эстетическому развитию - дети раскрывают для себя все традиции, нравы, обряды, характер различных народов, и их образ жизни, культуру.
Бесспорно, кружки пения и танца - это самая доступная и массовая база музыкально- народного образования детей, юношества, это тот "фундамент", на котором будет в дальнейшем воздвигаться все "здание" духовной культуры современного, гармонически развитого человека.
Какую же роль должно выполнять музыкально- народное творчество в поликультурном воспитании подрастающего поколения? Должно ли оно быть предметом образования или воспитания?
Социализирующие функции современного музыкально-народного творчества тесно связаны и взаимодействуют между собой. Каждое песенно- хореографическое направление, живя в обществе и воздействуя на него, осуществляет не одну, а одновременно несколько функций, и среди них обязательно – воспитательную, ведь хореография так или иначе воспитывает исполнителей, формирует, преобразовывает их духовный мир.
Мы педагоги музыкально- художественной культуры и музыкальные руководители в сельских МДОУ обучая детей одному из самых любимых видов искусства – песни и танцу, также вносим свой вклад в поликультурное воспитание. В основе этого лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения.