Презентация к открытому уроку. Тема урока: «Россия в правление Ивана Грозного»
ОБОУ СПО «Железногорский ПК» Открытый урокпо историиПреподавателя: Кобзевой О.А.Железногорск 2015 Когда начал он подрастать лет в 12 сначала проливал кровь животных, швыряя их с большой высоты. А когда стало ему 15, тогда он начал и людей бросать, и собрав вокруг себя толпы молодежи из детей и родственников, стал разъезжать по улицам, бить и грабить простой люд. (Ключевский) Основные методы этого царя: террор и насилие в отношении всех слоев населения, лишь бы сохранить самодержавие. (Ключевский) Васнецов В.М «Россия в правление Ивана Грозного» Тема урока: Цели урока:1. Раскрыть значение реформ 1550-х гг и вхождение в состав России народов Поволжья, Приуралья и Западной Сибири;Показать, что Ливонская война велась Российским государством за земли западной Руси, за выход на морское побережье, дать представление об опричнине и ее отрицательных последствиях.2. Продолжить работу над формированием навыков и умений работы с атласом, умением реферировать.3. Воспитывать потребность для страны, в духовном освоении истории своей страны. Повторение пройденного материалаI.Соотнеси даты и события 1. 1480 А. стояние на Угре 2. 1478 Б. битва при Шелони 3. 1471 В. Начало правления Василия III 4. 1505 Г. Присоединения Новгорода Ответ. 1. 1480 А. стояние на Угре 2. 1478 Г. Присоединения Новгорода 3. 1471 Б. битва при Шелони 4. 1505 В. Начало правления Василия III II. Какое утверждение можно отнести к ИвануIII1. Ивану III был сыном Ивана Калиты2. Ивану III присоединил Рязанское княжество3. Ивану III стал первым русским царем4. Ивану III принял титул государя всея Руси Ответ.II. Какое утверждение можно отнести к ИвануIII4. Ивану III принял титул государя всея Руси III. В каком месте произошла битва между русскими и литовскими войсками в 1500году1. на реке Москве2.Близ реки Пьяна3.Близ реки Ведроши4. на реке Вожи Ответ.III. В каком месте произошла битва между русскими и литовскими войсками в 1500году3.Близ реки Ведроши IV. В какой период правил Василий III1. 1505-15302.1505-15223.1505-15154.1505-1533 Ответ. IV. В какой период правил Василий III4.1505-1533 V. Какие земли вошли в состав Московского великого княжества при Василий III1. Пермские земли2. Вятка3. Смоленские земли4. Тверские земли Ответ.V. Какие земли вошли в состав Московского великого княжества при Василий III3. Смоленские земли VI. Судебник Ивана III….1. сохранял старое деление на княжества и земли2. вводил деления на губернии и провинции 3. вводил деления на уезды, станы и волости4. вводил деления на департаменты Ответ.VI. Судебник Ивана III…. 3. вводил деления на уезды, станы и волости Царь Иван IV Грозный Коронация Ивана Грозного. Фотографическая репродукция Материал из Википедии – свободной энциклопедии Русские цари короновались, как правило, в Успенском соборе Московского Кремля. Коронационный обряд продолжался три дня и состоял из венчания правителя на царство и собственно коронации. Венчание на царство и коронация заключались в возложении царских регалий: барм, шапки и цепи Мономаха, позднее короны. Короновал царя патриарх или митрополит. Царский престол передавался в России по наследству от отца к сыну. Символы [знаки] царской власти жезл и шар с крестом сверху (все из золота) 'Шапка Мономаха' – царский головной убор для торжественных случаев - это скипетр и держава : Ивану Грозному вручают трофеи Объяснение нового материала 1 группаПочему в середине XVI в. назрела необходимость проведения реформ? Кто проводил реформы? Перечислите важнейшие из этих реформ. Каково было их значение? 2. Почему для России жизненно необходимой стала борьба с Казанским ханством? Как завершилась эта борьба? Каково было значение присоединения к России Казанского и Астраханского ханств? П.Коровин Взятие Казани 3. Как началось присоединение Сибири к России? 2 группа1.В чем состояли причины Ливонской войны? Почему война оказалась неудачной для России? 2. Что такое опричнина? Как она была введена? Как осуществлялась? Каковы были ее последствия? 1565 – 1572 гг. ОПРИЧНИНА Гравирование по металлу на поддоне подсвечника XVII века. Опричник на коне с метлой и пёсьей головой Н.В. Неврев ОПРИЧНИКИ 3.Почему и как зарождалось в России крепостное право? Юрьев день. С.В. Иванов Обобщение изученного материала Знаете ли вы, … Почему Ивана IV называли Грозным ? Знаете ли вы, … Кто стал управлять государством после смерти Василия III ? Знаете ли вы, … После смерти Глинской начинается правление … Знаете ли вы, … Кто стал первым русским царём ? Знаете ли вы, … Особый порядок управления страной называется … Знаете ли вы, … Кто ввёл опричнину в России ? Знаете ли вы, … Насилие (вплоть до уничтожения) по отношению к политическим противникам называется … Знаете ли вы, … Кто ввёл «Указ о заповедных летах» ? Иван IV Грозный вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий, музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Храм Христа Спасителя в Москве Подведение итогов урока А) Что вы сегодня узнали нового на уроке?Б) каким вы увидели Ивана Грозного? Каким он был человеком?В) нужно ли изучать жизнь царей или достаточно изучить его политику7Г) смогли ли вы выделить положительные стороны Ивана?Д) Иван Грозный – это тиран или реформатор? Е) остались ли у вас вопросы? Решили ли мы свою задачу? Домашнее задание.Подберите цитаты историков, литераторов об Иване, выразите свое мнение.Составить таблицу: реформа, год, суть.Параграф 26 читать,1ч. В.В. Артемов, Ю.Н.Лубченков. История для профессий и специальностей технического, естественно научного, социально-экономического профилей : учебник для нач. и сред. Проф образования: в 2 ч. М.:Издательский центр «Академия»2. http://ru.wikipedia.org Автор презентации: Кобзева Ольга Анатольевна В презентации использованы материалы Википедии – свободной энциклопедии, а также других сайтов Интернет. Используемая литература:В.В. Артемов, Ю.Н.Лубченков. История для профессий и специальностей технического, естественно научного, социально-экономического профилей : учебник для нач. и сред. Проф образования: в 2 ч. М.:Издательский центр «Академия»Н.И. Павленко, И.Л. Андреев. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебник, Москва, Дрофа, 2002. Кобрин Н.С. Иван Грозный. Москва, 2000 Иван Грозный (реконструкция М. Герасимова)