Презентация по русскому языку Методическая разработка раздела программы Лексика. Культура речи (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеБелбажская основная общеобразовательная школаМетодическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку«Лексика. Культура речи»5 классВыполнила:Догадова Галина Викторовна,учитель русского языка и литературыс. Белбаж, 2013 год
Пояснительная записка Цель: помочь учителям русского языка в организации уроков в 5 классе по теме «Лексика». «Лексика. Культура речи» – 5-я тема курса русского языка, 5 кл. (программа Т. А. Ладыженской) и представлена 10-ю уроками. Это один из самых интересных разделов языкознания, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов. Освоение важных знаний и овладение умениями и навыками по теме пополняет фундамент знаний для изучения дальнейшего курса русского языка. Начальная школаОсновная школа
Структура содержания тематических модулей образовательной программы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}М. М. РазумовскаяТ. А. Ладыженская«Лексика. Словообразование. Правописание» 5 класс – 27 часов«Лексика. Культура речи»5 класс – 10 часов 6 класс – 13 часов Лексическое значение слова.Переносное значение слова.Способы образования слов.Слова – омонимы.Профессиональные слова.Диалектные слова.Устаревшие слова.Этикетные слова.Толковые словари. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слов.Омонимы.Синонимы.Антонимы.Общеупотребительные слова.Профессионализмы.Диалектизмы.ЖаргонизмыУстаревшие слова и неологизмы.Исконно русские и заимствованные слова.Фразеологизмы. Толковые словари.
Актуальность«Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них» Лев УспенскийРечевые ошибкиупотребление слова в несвойственном ему значении;нарушение лексической несовместимости;неоправданный повтор слов;неправильное использование многозначных слов, омонимов;бедность и однообразие синтаксических конструкций. Бессистемные знания о функциональных возможностях языковых средств Низкий уровень речевой культуры Ограниченность словарного запаса
сформировать умение находить в тексте, различать и употреблять однозначные и многозначные слова, слова с прямым и переносным значением, омонимы, синонимы, антонимы; расширять лексикон обучающихся.ЦЕЛЬ:Образовательные: познакомить учащихся с лексическими разрядами слов и показать через работу с текстом их функцию; научить пользоваться словарями различных типов; научить создавать текст на основе исходного и уметь описывать изображённое на картине. Развивающие: учить правильно выражать свои мысли и строить высказывания в соответствии с речевой ситуацией, тем самым способствуя развитию связной речи и обогащению словарного запаса учащихся.Воспитательные: воспитывать интерес и сознательное отношение к родному языку; совершенствовать культуру речи.ЗАДАЧИ
Поурочное планирование{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}№ урокаТема урокаТип урока Основные цели 78Слово и его лексическое значениеКомбини- рованный урок- Показать важность изучения лексики;- Представить слово как единство лексического и грамматического значений;- Развивать навыки работы с толковым словарём.79Однозначные и многозначные словаИзучение нового - Дать понятие об однозначных и многозначных словах;- Учить находить общее в значениях многозначных слов.80Прямое и переносное значение словИзучение нового - Дать понятие о прямом и переносном значении слов; - Показать употребление переносных значений в речи. 81Омонимы Изучение нового - Учить различать многозначные слова и омонимы;- Дать понятие об омоформах и омофонах;- Развивать навыки работы с толковым словарём.82Синонимы Изучение нового - Дать понятие о синонимах;- Учить различать лексические оттенки синонимов;- Развивать навыки работы с толковым словарём.
Поурочное планирование{3C2FFA5D-87B4-456A-9821-1D502468CF0F}83 Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»Развитие речи - Развивать интерес к произведениям живописи;- Развивать навыки монологической речи;- Развивать умение употреблять синонимы в речи.84Антонимы Изучение нового- Дать понятие об антонимах;- Показать роль антонимов в речи;- Развивать навыки работы с толковым словарём.85Изложение «Первый снег»Развитие речи- Развивать навыки составления плана текста, навыки устного и письменного изложения текста.86Обобщение по теме «Лексика». Урок - зачётКомбинированный - Повторить и обобщить знания, полученные при изучении раздела «Лексика»; - Уметь применять знания на практике; - Формировать логическое мышление, интерес к слову, его значимости в нашей речи.87Диктант по теме «Лексика» Урок-контроль- Проверить степень усвоения изученного материала, корректировка знаний.- Развивать навыки составления плана текста, навыки устного и письменного изложения текста.
Ожидаемые результатыЗнать: Уметь:Пользоваться словарями различных типов;Употреблять слова в свойственном им значении; Соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала;Создавать текст на основе исходного и описывать изображённое на картине с использованием языковых средств. Многозначные и однозначные словаЛексическое значение словаПрямое и переносное значение словОмонимыСинонимыАнтонимыЧто такое
Психолого-педагогическое обоснованиеОтрочество – это беспокойство: «Вдруг я не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?» (Е. Винокуров) Любознательность, способность самостоятельно мыслить, рассуждать; Гиперактивность утомляемость кратковременная память, рассеянное внимание Активизация познавательной деятельностиУровень мотивации школьников при переходе из начальной школы в основную(методика П. И. Третьякова)
Применяемые технологииПроблемная ИгроваяЗдоровьесберегающая Информационно-компьютерная
Виды деятельности {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПознавательнаяФормы, методы, средства обучения, стимулирующие активность и самостоятельность учащихся:игровые технологии, объяснительно-иллюстративный метод, исследовательская деятельность учащихся.ПреобразующаяМетоды, развивающие способности к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению: эвристическая беседа, решение проблемных задач.ОбщеучебнаяИспользование следующих форм и методов: работа со словарями, выполнение упражнений, выразительное чтение, анализ текста, задания по занимательной лингвистике, словарная работа.СамоорганизующаяРабота в паре, самостоятельная работа, устное сочинение, овладение навыками контроля и самоконтроля.
Методы, формы, приёмы организации учебной деятельности Методы:Формы:Приёмы: Словесный Наглядный Частично-поисковый Практический Индивидуальная Парная Фронтальная Диктанты Составление кроссвордов, ребусов Игры Самостоятельная работа Тесты
Виды упражнений при работе с учебникомПомогают:закрепить полученные знания;отработать орфографические умения и навыки;обнаружить типичные ошибки;развивать логическое мышление, память, речь и вниманиеВоспроизведениеУстные и письменныеКомментирование ГрафическиеТренировочные
Дидактический материалСловарно-орфографическая работаДиктантыРазноуровневые карточки (для индивидуальной работы)«Молчаливые» (орфографические);Творческие;Свободные;Выборочные;Словарные;Диктанты с грамматико-лексическим значениемЛексические упражненияРабота с различными типами словарейИгры, кроссворды, ребусы, загадкиТесты (тематические, контрольные)
Обобщающий урокТема: Обобщение знаний по теме «Лексика». Урок-зачёт.Тип урока: комбинированныйФорма урока: урок-путешествиеЦель урока: повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Культура речи».Задачи: Образовательные: - повторить термины и обобщить знания учащихся по теме «Лексика»; - формировать умение применять на практике полученные знания; - совершенствовать умение работы с толковыми словарями.Развивающие:- развивать познавательные интересы: творческое мышление, воображение, внимание и память учащихся;- совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки.Воспитательные: - воспитывать любовь к родному языку, желание знать и изучать его.
Структура урока1. Организационный момент. 1.1. Положительный настрой на урок-путешествие по стране «Лексика» (станции: «Словарная», «Занимательная», «Переменка», «Интеллектуальная», «Контрольная»). 1.2. Постановка цели и задач урока.2. Словарно-орфографическая работа. 2.1. Терминологический диктант. Игра «Вспомни определения» (с применением компьютера). 2.2. Фронтальная работа по вопросам (с опорой на схемы). (См. приложение) 3. Обобщение знаний по теме «Лексика». 3.1. Индивидуальная работа по карточкам. Игра «Перевёртыши». (См. приложение) «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов» (К. Паустовский)
3.2. Самостоятельная работа. Игра «Бумеранг». (См. приложение) 3.3. Работа в парах. Игра «Сыщики». (См. приложение)4. Физкультминутка.5. Закрепление изученного. Рефлексия. 5.1. Упражнение № 366. Работа с толковыми словарями. (частично-поисковый метод) 5.2. Работа по карточкам: разгадывание кроссвордов. Игра «Спрятанные слова» (по вариантам). (См. приложение) 5.3. Фронтальная работа: разгадывание ребусов. (См. приложение)6. Контрольный тест в режиме онлайн. Тема «Лексика». (См. приложение) 7. Творческое задание на дом. (См. приложение) 8. Подведение итогов урока.
Вспомни определенияСинонимыСлово, совпадающее с другимпо значению, но расходящееся с ним по написаниюОмонимыОднозначныеслова АнтонимыМногозначныеслова Слова с противоположнымзначениемСлова, имеющие только одно значениеСлова, имеющие несколько лексических значенийСлово, совпадающее с другимпо звучанию, но расходящееся с ним по значению ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Лексика – это словарный состав языка.Лексикология – это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.Лексическое значение слова – это смысловое выражение слова, то, что обозначает слово.Лексикон – это словарный запас человека.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Слово Грамматическое значениеЛексическое значениеСловарная статьяТолковый словарьСловарный составЛексикология
Игра «Перевёртыши» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗаданиеЗамени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении:Железный гвоздь, румяная девочка,кудрявый малыш, сладкий пирог,стальная балка, золотые часы, колючий ёж{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗаданиеЗамени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрёл переносное значение:Загорелась дача, гаснет свеча, птица поёт, малыш улыбается, дети играют, отец спит{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗаданиеЗамени в словосочетании зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и втором словосочетаниях стали омонимами:Гибкий лук, ржавый ключ, вкусные лисички, песчаная коса, хлебный ток, водопроводный кран{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЗаданиеЗамени в каждой паре слов синонимы – антонимами, а антонимы - синонимами:Грусть, тоска; мрак, темнота; близко, рядом; храбрый, смельчак; похвала, порицание; жара, холод; ложь, вымысел; работать, трудитьсяИгра «Бумеранг»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Найди синоним:Простой человек …; простая задача …; простая истина …;Беспокойный человек …; беспокойный взгляд …;Крепкая дружба …; крепкая подошва …{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Найди антоним:Близкий берег …; близкий человек …;Весёлая комедия …; весёлое настроение …;Глубокий колодец …; глубокие знания…{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Замени прилагательное таким словом, чтобы оно не только называло признак, но и давало яркое, образное представление о предмете:Берёзка высокая …; трава зелёная …; вьюга февральская …;туча грозовая …; русский язык …; сорока пёстрая …; осина тонкая …ПРИЛОЖЕНИЕ
Игра «Сыщики»БирюзовыйОпаловый Лиловый Лазоревый Сделанный из бирюзы – драгоценного камня голубоватого или зеленоватого цветаМолочно-белый, с голубизной или желтизнойУпотребляется в народной и поэтической речиСветло-фиолетовый; цвет сирени или фиалкиС1И2Н3О4Н5И6М7Игра «Спрятанные слова»Заполните по горизонтали клетки А) СИНОНИМАМИ ДАННЫХ НИЖЕ СЛОВ: Б) АНТОНИМАМИ ДАННЫХ НИЖЕ СЛОВ: 1.ТОРОПИТЬСЯ; 2. УЧИТЬ; 3. ДОГНАТЬ; 4. ОСИЛИТЬ; 1. СУХОЙ; 2. НАЧИНАТЬ; 3. ВЕТЕР; 5. ИЗВЕСТИЕ; 6. УДИВИТЬ; 7. ДУМАТЬ 4. РЫХЛЫЙ; 5. ТРУДОЛЮБИВЫЙ; 6. КОРОТКИЙ; 7. СВЕТ А1Н2Т3О4Н5И6М7ПРИЛОЖЕНИЕ
Отдохнём?ПРИЛОЖЕНИЕПоморгай глазами, сосчитай до пяти.Сильно зажмурь глаза, сосчитай до трёх.Посмотри в окно. Найди самую дальнюю точку. Сосчитай до пяти.Разгадайте ребусы. К какой профессии относятся эти слова?
Контрольный тест по теме «Лексика»Лексика. 5 класс.Вопрос 1 из 19 Что такое лексика?Запас слов одного человекаСловарный состав языка То, что обозначает слово Значимая часть слова Главная Тесты для детейВопрос 2 из 19 Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?Омонимы Синонимы Многозначные Антонимы Вопрос 3 из 19 Укажите словосочетание, в котором прилагательное употребляется в переносном значениисеребряное кольцо жемчужное ожерелье золотое сердце рябиновые бусы Благодарим за тестирование!Тест: Лексика. 5 класс. (тест для детей)Дата тестирования: 17.12.2012 10:44:57Пользователь: ГостьРезультат тестаКоличество баллов: 18Результаты тестирования:Ваша оценка "4". Вам есть над чем поработать!ПРИЛОЖЕНИЕ
Домашнее задание Почему лисички не могут махать хвостом? Какой лук не поместится в кастрюлю? Всегда ли кусается рысь? Придумайте свой вопрос – шутку. Запишите его вместе с ответом.ПРИЛОЖЕНИЕ
РезультативностьТворческие работы детей
Результативность
ЛитератураБрагина А.А. «Лексика языка и культура страны» М:Просвещение, 1984 г.Бройде М.Г. «Занимательные упражнения по русскому языку 5-9 кл.» М:Вако, 2012 г.Васильева Е.В. Открытые уроки по курсу «Русский язык» 5-11 кл. М: «5 за знания», 2008 г.Введенская Л.А., Баранов М.Т. «Русское слово» М:Просвещение, 1999 г.Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку», 5 класс, М:Вако, 2011 г.Лозинская Т.П. «Русский язык–это интересно» М:Московский лицей, 2000 г.Разумовская М.М., Львова С.И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 5 класс, М:Дрофа, 2000 г.Соколова Г.П. «Уроки русского языка и словесности» М:Просв., 2003 г.Электронные образовательные ресурсы: Интернет-сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»-Справочно-информационный портал «Русский язык»- Грамота.РУ http://www.gramota.ru-Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://rus.1sentember.ru