Методическая разработка раздела программы истории России (7 классс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА
«РОССИЯ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
ДЛЯ 7 КЛАССА
Пояснительная записка
Методическая разработка раздела образовательной программы по истории России для 7 класса общеобразовательных учреждений составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программы по истории.
Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, 6-9 классы.
Основной целью авторского курса является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих его народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Фактологический материал способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирует желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
Задачи изучения истории России в 7 классе:
— овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII—XVIII вв., понимание ими места и роли Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
— воспитание учащихся в духе уважения к истории России и гордости за героические свершения предков;
— развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России первой четверти ХVIIIв.
Цели и задачи изучения раздела «Россия в первой четверти XVIII века»
1.Познавательная
Учащиеся должны знать особенности данного периода истории государства Российского; основные исторические понятия; хронологию данного периода.
2. Развивающая
Учащиеся должны уметь применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений периода истории России первой четверти ХVIII века; изучать и систематизировать информацию из различных источников; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности; давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны; устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями.
3. Воспитывающая
Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа и убедиться в необходимости сохранения культурных и исторических традиций Отечества.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии
с возрастными особенностями.
Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.
После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.
Ожидаемые результаты освоения раздела программы
В результате изучения раздела учащиеся должны:
— получить целостное представление об историческом пути России первой четверти XVIII века;
— научиться применять понятийный аппарат (рекрутская система, «потешные войска», посессионные крестьяне, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм, меркантилизм, ассамблеи, кунсткамера), и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Петра Великого, утверждение абсолютизма;
— уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников по тематическому блоку «Эпоха Петра Великого»;
— получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Петра 1;
— уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России начала XVIII в.
Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов,
форм организации деятельности учащихся.
Для развития творческих способностей учащихся используется не одна отдельно взятая технология или подход, а совокупность методов и приёмов нескольких, что дает большую эффективность и позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества. При изучении раздела «Россия в первой четверти XVIII века» используются технологии или элементы:
-проблемного обучения;
-критического мышления;
-эвристического обучения;
- дифференцированного обучения.
Данные технологии используются с целью развития у учащихся творческих мыслительных способностей; способностей искать образы в уже имеющемся личном знании или практическом опыте, применять их в новых условиях и создавать новый, ни на что не похожий продукт; способность самостоятельной работы при изучении нового материала. Дифференцированное обучение позволяет использовать индивидуальный подход к детям с разными способностями в одном классе. В соответствии с этим применяются методы:
-объяснительно-иллюстрированный;
- проблемный;
- эвристический;
- модельный.
Целесообразно использование следующих форм:
- организации деятельности учащихся (коллективная, фронтальная, индивидуальная);
- организации урока (рассказ, объяснение, беседа, практическая работа).
VI. Система знаний и система деятельности
Учащиеся приобретают следующие исторические знания:
- ключевых исторических событий истории Россия первой четверти XVIII века (время, место, участники, обстоятельства);
- периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
- основных информационных источников по периоду;
- наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий и личностей периода первой четверти XVIII в. в истории России;
- понятий и терминов как фундаментальных базовых знаний по истории.
При использовании образовательных технологий: проблемного обучения, технологии критического мышления, эвристического обучения - в результате познавательной деятельности у учащихся развивается техника мышления, интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез. обобщение), причинно-следственные связи, наблюдение, опыт, постановка проблемы, выдвижение гипотез.
Развиваются способности делать открытия, используя при этом естественно-научные методы познания и методы чувственного познания.
Учащиеся приобретают навыки методов учения: организации учебного места, способов поиска информации (документы, дополнительная литература), работы с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование), навыков общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать. задавать вопросы), методов взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления).
У учащихся формируются навыки самостоятельной деятельности: постановки целей, техники планирования, видов деятельности (самоанализ, самооценка, осознание своего продвижения).
Место раздела в тематическом планировании
История России. Конец XVI-XVIII в.
(7 класс 42 часа)
1.Введение (1 час)
2.Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4 часа)
3.Тема 2. Россия в XVII в (9 часов)
4. Итоговое повторение и обобщение (1 час)
5.Тема 3. Россия в первой четверти XVIII в. (9 часов)
6.Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. (5 часов)
7. Тема 5. Россия в 1762-1801 гг. (11 часов)
8.Итоговое повторение (2 часа)
Календарно- тематическое планирование по разделу
«Россия в первой четверти XVIII века» (9 часов)
№ урока
Тема урока
Тип урока
Способы, приёмы организации учебной деятельности Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Дата
1 Предпосылки петровских преобразований. Урок изучения нового Рассказ. Работа со схемами и картой
Объяснить, в чем заключались предпосылки петровских преобразований.
Характеризовать реформаторские замыслы и проекты русских государственных деятелей второй половины XVII в. 2 Петр I. Россия на рубеже веков. Урок изучения нового материала
Рассказ. Работа с текстом учебника Характеризовать географическое и экономическое положение России на рубеже XVII- XVIII вв., используя историческую карту. Начать составление характеристики Петра I.
Давать оценку Азовским походам и Великому посольству. 3 Северная война. Урок изучения нового материала
Рассказ. Работа с текстом учебника и картами Рассказывать о причинах, об этапах, основных событиях и итогах Северной войны, используя историческую карту.
Давать оценку внешнеполитической деятельности Петра I. 4 Реформы Петра I. Комбинированный Школьная лекция Характеризовать важнейшие политические и социальные преобразования Петра I и систематизировать учебный материал (в форме таблицы «Петровские преобразования»).
Использовать тексты исторических источников (отрывки из петровских указов, Табели о рангах и др.) для характеристики политики власти. Продолжить составление характеристики Петра I. 5 Экономика России в первой четверти XVIII в. Комбинированный Практикум. Работа с документами и материалами учебника Объяснять смысл понятий и терминов: протекционизм, меркантилизм, приписные и посессионные крестьяне.
Характеризовать особенности хозяйственного механизма, сложившегося в России в период правления Петра I.
Объяснить сущность царского указа о подушной подати и его последствия. 6 Социальные движения первой четверти XVIII в. Комбинированный Самостоятельная работа с учебником, атласами, контурными картами Показывать на исторической карте районы народных движений. Характеризовать причины, участников и итоги восстаний. Сравнивать народные движения первой четверти XVIII в. и аналогичные движения XVII в. 7-8 Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Комбинированный Презентация. Характеризовать основные преобразования в сфере образования и науки, культуры и быта. Объяснить значение Кунсткамеры, Академии наук, первой научной библиотеки для развития науки и образования в России. Раскрывать смысл понятия ассамблея и роль ассамблей в реформировании российского быта. Оценивать петровские преобразования в сфере образования и науки.
Составлять описания нравов и быта Петровской эпохи с использованием информации из исторических источников («Юности честное зерцало», изобразительные материалы и др.) 9 Повторите
льно-обоб-щающий урок по теме
« Пётр Великий» Урок обобщения и повторения Дифференциация, групповая и фронтальная работа.
Инструктаж учителя, оперативный контроль знаний, анализ типичных ошибок, коррекция, подведение итогов. Систематизировать исторический материал по изученному периоду.
Давать оценку и обосновывать итоги реформаторской деятельности Петра I.
Участвовать в дискуссии о значении деятельности Петра I для российской истории.
Выполнять тестовые контрольные задания по периоду правления Петра I.