Методическая разработка раздела образовательной программы «Религии России» темы «Христианство» (учебная)

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра истории и обществоведческих дисциплин
Квалификационные модульные курсы
«Современные подходы в преподавании истории и обществознания»



Методическая разработка раздела образовательной программы «Религии России» темы «Христианство» (учебная)








Составила:
Файзрахманова Ольга Серафимовна,
МБОУ СОШ №175, Ленинского района






Нижний Новгород 2012
Содержание

1.Пояснительная записка....3
2.Цели и задачи раздела..5
3. Психолого-педагогическое обоснование......7
4. Ожидаемые результаты...9
5.Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов......12
6. Поурочное планирование по разделу......20
7. Разработка урока........27
8. Список литературы34
9. Приложение35 1.Пояснительная записка

Раздел программы «Христианство» является своего рода логическим развитием и продолжением курсов истории древнего мира и средних веков, новой и новейшей истории зарубежных стран, истории России, а также «Мировой художественной культуры» в плане изучения вопросов христианства, но вместе с тем он призван обеспечить решение ряда принципиально новых задач по завершению формирования у учащихся реалистической, целостной картины истории религий во всём его многообразии, без которых трудно ориентироваться в современной жизни.
Данный раздел программы базируется на принципе историзма и делает акцент на социальной антропологии, истории культуры, повседневного быта людей, ценностных ориентаций, поведенческой культуры.
Он даёт возможность привести в систему знания и представления о христианстве, побуждает к самостоятельному постижению знаний о нем.
Раздел программы является составной частью учебно-методического комплекта по предмету «Религия России»- НИРО, 2006г.
Раздел программы составлен на основе требований к обязательному минимуму содержания данного курса школьной программы и в соответствии с объёмом времени, которые отводятся на изучение темы «Христианство» по учебному плану.
Новизной данного курса является обращение к духовным и историческим корням Россиян; стремление ликвидировать тот пробел периода атеизма в нашем сознании, который складывался на протяжении десятков лет в нашей стране; желанием избавиться от ксенофобии и развитием толерантности; стремление возродить духовность, нравственность, как отличительную черту христианина вообще и православного человека в частности, попытками вернуть значение духовного богатства человека при обдуманном и осторожном сочетании светской направленности обучения с влиянием христианства как культурно – историческом явлении нашей жизни.
Исходя из вышеизложенных целей раздела программы, а также соответствие её общему смыслу главной целью моей методической разработки является раскрытие форм, средств , методов и методик современных педагогических технологий обучения применительно к разделу «Христианство» учебной программы курса «Религия России» (8-9 класс).
Для методической разработки мною была выбрана 6 тема программы по курсу «Религии России». На изучение данной темы отводится 4 часа. Я взяла 5часов,используя 1час из резерва.
Обоснование выбранной темы:
а) большинство в России составляют христиане ;
б)остро стоит вопрос духовно – нравственного развития нашего общества и цивилизации в целом;
в)в этой теме можно найти ответы на многие вопросы нашего бытия;
г)прослеживается зримая связь христианства с жизнью россиянина
д) тема данного раздела хорошо подходит для интерактивного и проблемного методов обучения при деятельном подходе изучения данной темы.
Положительными моментами таких видов обучения являются взаимосвязь учителя и учеников, умение работать в группах и отвечать за результаты своей работы и работы всей команды в целом, наличие большого потенциала такого обучения, самостоятельная поисковая деятельность, высокий познавательный уровень, личностная включенность всех участников в процесс обучения, его духовная направленность.
Педагогическими условиями успешности такого обучения является следующее:
создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям учащихся; обеспечение обучаемых.
Хочется надеяться, что моя работа поможет в становлении нравственных и духовных качеств учащихся нашей школы так и тем неравнодушным педагогам, которые работают творчески и любовью к детям.

2.Цели и задачи раздела
Поскольку граждане России в основном исповедуют Православие, которое возникло при разделении Христианской церкви на католическую и православную, я считаю, что в этом случае тема христианства может являться основополагающей в курсе «Религии России». При этом я нисколько не умоляю роль других религий как мировых, так и не вошедших в эту категорию.
Исходя из вышесказанного считаю, что цель данного раздела программы состоит в следующем: изучив историю возникновения Христианства, изучение Иисуса Христа и превращение Христианства в мировую религию, способствовать формированию у учащихся устойчивых представлений о Христианстве, их взаимосвязи с другими религиями, содействовать развитию толерантности

Основные цели курса:


формирование устойчивых представлений об основных этапах становления христианства и его ключевых событиях, о жизни, земных и духовных подвигах Иисуса Христа, его роли в нашей жизни, утверждения догматики и культов в христианстве, закономерностях превращения христианства в мировую религию и утверждении духовных основ религии для последователей этого учения и всего человечества в целом..
воспитание доброты, чувства сострадания, любви, утверждение лучших качеств, при духовно- нравственном становлении личности: толерантности, позитивных социальных установок в обществе.


Исходя из вышеизложенных целей раздела программы, а также соответствие её общему смыслу главной целью моей методической разработки является раскрытие форм, средств и методах обучения, элементов современных педагогических элементов технологий обучения применительно к разделу «Христианство» учебная программа курса «Религия России» (8-9 класс).
Задачи данного раздела:
Познавательные:
содействовать развитию мыслительных способностей у учащихся, включающих в себя знания, умения и навыки по данной теме,
углубить знания учащихся по данной теме как в теоретическом, так и в фактологическом смысле, значительно расширить понятийный аппарат учащихся при изучении как данной темы;
применять на практике формы и методы, методику и приемы работы при изучении темы «Христианство»;

Развивающие:
способствовать развитию умений творчески анализировать и оценивать факты и явления христианства, аргументировать свои суждения при формировании нравственных качеств личности;
способствовать формированию толерантности на основе усвоения социального опыта, потребности беречь и приумножать то лучшее, что дает нам христианство, развивая позитивные жизненные позиции;
формировать у учащихся умение излагать и аргументировать собственные суждения о христианстве как мировой религии и особенности христианства в России;
Воспитательные
приобщать школьников к ценностям национальных культур христианства;
воспитывать религиозную терпимость на основе знакомства с основными принципами свободы совести.
способствовать формированию чувства сопричастности, сострадания, доброты, побуждения того прекрасного, что дает нам христианство как часть нашей культуры


Концепция изучения темы «Христианство» должна основываться на взвешенном, исторически объективном подходе к рассмотрению роли и места христианства – формировании российской государственности и менталитета.
Предоставленный материал в разделе темы «Христианство» соответствует проблемно-хронологическому принципу построения курса.


3.Психолого-педагогическое обоснование
Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. В подростковом возрасте существенно перестраивается характер учебной деятельности. Причем не только усложняется сама учебная деятельность: увеличивается количество учебных предметов, вместо одного учителя с классом работают 56 учителей, у которых разные требования, разный стиль ведения урока, разное отношение к учащимся. Главное, постепенно нарастающая взрослость подростка делает неприемлемыми для него привычные младшему школьнику старые формы и методы обучения. Если ученик еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у учащегося скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, он стремится теперь излагать материал своими словами и протестует, когда учитель требует точного воспроизведения (формулы, закона, определения). Расширение связей с окружающим миром, широкое всепоглощающее общение со сверстниками, личные интересы и увлечения также часто снижают непосредственный интерес подростков к учению. Сознательно-положительное отношение ребят к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности, благодаря чему знания приобретают для них определенный смысл как необходимое и важное условие подготовки к будущей самостоятельной жизни. Однако здесь порой наблюдается расхождение: стремление к приобретению знаний может сочетаться с безразличным или даже отрицательным отношением к школьному учению. Это может быть своеобразной реакцией на те или иные неудачи в учении, на конфликт с учителем. Подросток обычно остро переживает учебные неудачи и из-за самолюбия иногда маскирует подлинное отношение к этим неудачам: делает вид, что к успехам в учении он совершенно безразличен и равнодушен. Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, являющимися предпосылкой для достижения успеха.
Лучший способ организовать внимание подростка связан не с применением учителем каких-либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.



















4.Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты данной работы – это моё профессиональное совершенствование как учителя, распространение моего педагогического опыта, который будет полезен другим учителям, преподающим Религию России и помощь в работе при ведении нового предмета.
Хочется надеяться, что моя работа поможет в становлении нравственных и духовных качеств учащихся нашей школы, а также творчески работающим учителям.

В результате изучения темы в 8 классе ученик должен знать:
историю возникновения христианства, основы его учения;
формы и типы культуры, основные культурно- исторические центры и регионы мира по распространению христианства, его место в системе мировой религии и цивилизации в целом;
факты, основные термины и догматы в христианстве;
основные даты и ключевые события при утверждении христианства как мировой религии;

Понимать и объяснять:
феномен христианства, его роль в человеческой жизнедеятельности;
способы приобретения, хранения и передачи базовых ценностей христианства;
значение христианства в оценках простых людей и в исторической науке;
причины успеха учения Иисуса Христа и превращения христианства в мировую религию;

Уметь:
работать с разнообразными источниками и литературой;
грамотно излагать свои мысли и вести дискуссию;
аргументировано высказывать свои суждения, опираясь на основные источники отечественной историографии;
заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового христианского наследия;
соотносить общие исторические процессы, отдельные факты и явления христианства, выявлять существенные сходства и различия христианства от других религий; группировать имеющиеся факты, явления по заданному признаку; объяснять смысл и значение изученных понятий, терминов, явлений, выявлять общее и различия при изучении данной темы, определять на основе изученного материала причины и следствия утверждения христианства и его роли в духовно-нравственном развитии человека
называть и объяснять характерные черты религии в целом христианства в частности и их влияние на развитие всего человечества
объяснять значение основных понятий, взять их из учебника
определять цели учения Иисуса Христа смысл его учения и превращения десяти заповедей в основу жизни как верующих, так и не являющихся таковыми

Результатами изучения темы «Христианство» следует считать:
усвоение учащимися информации о христианстве, как учении;
знание основ вероучения в христианстве, представление об основных особенностях культа и христианских организациях;
знание основной терминологии и понятийного аппарата, относящихся к теме «Христианство»;
умение ориентироваться в истории развития взаимоотношений Христианства с другими религиями распространёнными на территории России (сравнительно-исторический аспект);
умение самостоятельно формулировать свою позицию;
приобретение навыка аналитического мышления в области изучаемой темы;
воспитание веротерпимости, уважение прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере в целом;
развитие нравственных начал личности, этической культуры, уважения к традициям и обычаям народов России;

Раздел программы составлен на основе требований к обязательному минимуму содержания данного курса школьной программы и в соответствии с объёмом времени, которые отводятся на изучение темы «Христианство» по учебному плану.

Новизной данного курса является обращение к духовным и историческим корням Россиян; стремление ликвидировать тот пробел периода атеизма в нашем сознании, который складывался на протяжении десятков лет в нашей стране; желанием избавиться от ксенофобии и развитии толерантности; стремление возродить духовность, нравственность, как отличительную черту христианина вообще и православного в частности, попытками вернуть значение духовного богатства человека при обдуманном и осторожном сочетании светской направленности обучения с влиянием христианства как культурно – историческом явлении нашей жизни.
5.Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов
Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать: « Я сам под руководством преподавателя добываю и усваиваю новые знания, сам исследую факты и делаю выводы». Иными словами, высокая эффективность знания достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино активность и творчество педагога и учащегося. Организация высокой платности урока вызывает устойчивый интерес к учению. Большинство подростков воспринимает материал не по принципу «трудно» или «легко», а «интересно» или «неинтересно».
Эффективное обучение – не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся.
Формы и методы, используемые при изучении раздела «Христианство».
При изучении темы я считаю, что необходимо придерживаться «мягкой», ненавязчивой формы предоставления материала и контроля успеваемости учащихся. Учитывая теории психического реагирования, для достижения основных целей курса важно избегать «жестких» методов преподавания и контроля знаний, проявления мировоззренческой требовательности при раскрытии его содержания. В противном случае это может привести к отторжению его учащимися.
Ведущим принципом изучения темы «Христианство» является принцип историзма, позволяющий раскрыть условия возникновения и существования христианства в мире вообще, в России, в частности историческую последовательность смены форм религиозного сознания. Основные виды учебных занятий – уроки различного типа с обязательным использованием лекций, практикумов, семинаров и игровой деятельности. Таким образом, формы организации учебного процесса традиционны для гуманитарных дисциплин: урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-закрепление материала. Особенности учебного курса предполагают организацию текущего и итогового контроля за усвоением материала учащимися.


Использование системы приемов работы на уроках Религии России с целью формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся
Дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель – руководить этим самостоятельным трудом, давать для него материал.
Под самостоятельной учебной работой понимаю организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний.
Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебные задания, то есть то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – формы проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого выражения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее не известного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.
Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке следующие:
- каждая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель; каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы ( с этим его знакомит учитель);
- самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой;
- обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельной работы и управлении самим процессом работы;
- назначение самостоятельной работы- развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления; поэтому подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение;
- содержание работы, формы ее выполнения должны вызывать интерес учащихся, желание выполнить работу до конца;
- самостоятельная работа организуется так, что бы она вызывала навыки и привычку к труду.
По форме организации самостоятельную работу можно разделить на индивидуальную, фронтальную и групповую.
В соответствии с уровнями самостоятельной деятельности учащихся можно выделить четыре вида самостоятельных работ: воспроизводящая (работа по образцу), реконструктивно-вариативная (на основе общей идеи найти новые способы разрешения проблемы), эвристическая (поиск ответа за пределами образца), творческая (получение принципиально новых знаний ).
В практике обучения каждый вид самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов деятельности, используемых в системе урочных и внеурочных занятий.
Рассмотрим их.
1.Работа с печатными источниками.
В наше время книга остается основным источником знаний. Поэтому развитию навыков самостоятельной работы с книгой, учебником, историческими документами следует уделять особое внимание, начиная со среднего звена школы. При объяснении учебного материала учебник всегда используется очень активно.
Составляется система вопросов, на которые в тексте нужно найти ответ. Если в младших классах подбираются такие задания, что бы ответ содержался в одном предложении текста, то в старших классах предполагаются ответы обобщающего характера.
Если урок проблемного характера, то учащиеся сначала знакомятся с вопросами после параграфа, а затем, читая материал, ищут ответ.
Для развития речи, логического мышления младших и средних классов используются прием пересказа своими словами основной мысли прочитанного абзаца .
Необходимо учить разделять текст на смысловые части и выделять в них главное короткими, точными фразами, подводя тем самым учащих к умению создавать различные планы (простые, развернутые, устные, письменные, в виде вопросов, цитат, тезисов), а так же работать над написание конспектов. Целесообразно использовать памятку «Как составить конспект».
2. Техника активно-продуктивного чтения.

Итак, какие технологические приемы используются в технике активно-продуктивного чтения?
Отсроченная отгадка
Оценка текста
Задай вопрос .
Составь задание
Кубик Блума
Аналитик
Пометки на полях


3.Техника сжатия полученной информации
Дай определение
Многие современные учебники ряд важных понятий, терминов преподносят без определений. Эти термины выделены жирным шрифтом или курсивом. Иногда на одной-двух страницах идет пояснение, а вот четкого определения нет.
Прием «Дай определение» - один из эффективных репродуктивных механизмов обучения. Современные учебники грешат описательностью, избытком второстепенной информации. Ученикам предлагается дать определение того или иного термина, события, явления. Естественно, учитель накануне не объяснил, что определение понятий это выявление наиболее важных, существенных и повторяющихся признаков предмета или явления.
В определении исторического понятия, как правило, обязательным атрибутом должны стать временные рамки, а возможно, и исторические персонажи, с кем связано данное явление.
Сжатая информация(резюме)
Резюме как известно, это краткое изложение чего либо. Ученикам предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чем данный параграф. Порой очень не просто одной фразой изложить суть, самое главное. Лаконичности надо учиться.
4.Техника интерактивного обучения
В научно-метадической литературе немало статей, посвященных интерактивным методам обучения. Как методистов, так и учителей практиков привлекает техника интерактивного обучения, основанная на интересе и приносящая удовлетворение всем участникам педагогического процесса, в том числе и учителю, обучение. Оно проходет в формать СУБЪЕКТ СУБЪЕКТ. Существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над учебной задачей, а учитель КООРДИНАТОР. Он направляет их работу. Помогает разработать стратегию поиска, контроллирует при необходимости промежуточные этапы как индивидуальной работы, так и деятельности учебной группы
5.Игры.
Одним из продуктивных методов, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся не только на творческо-поисковом уровне, но и в будничных «шагах» по изучению и усвоению фактов, дат, имен является дидактическая игра; актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности с
·овременного школьника информацией. Телевидение, радио, компьютерные технологии значительно увеличили поток получаемой детьми информации. Но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Мною на уроке используются следующие игры.
Игра «Аукцион»
Игра «Реставрация»
Игры -головоломки.
Игра «Слово по вертикали»
Игра «Дерево мудрости»
Игра «Чистая доска»
Игра «Переводчик»
Игра «Три предложения»
Игра «Три предложения»- это несложная игра с некоторыми правилами в ее основе лежит логическая операция по выделению главного. Условный компонент, делающий игру занимательной, достигается по средствам правила – изложить это «главное» в трех простых предложениях. Без него нет игры – есть обычное учебное задание. Один из вариантов этой игры – работа с печатным текстом. Это может быть пункт из параграфа учебника, или документ. Прочитав текст, учащиеся передают его содержание тремя простыми предложениями. Побеждает тот , у кого рассказ короче, при этом точно предается содержание. Предложение можно записать в тетради. В этом случае удобнее выделить победителя. Например, поучение Иисуса Христа или особенности его жизни.
И так, при использовании игр в процессе изучения нового материала на уроках Религии России можно выделить следующую методику:
Постановка учебно-игрового задания перед изучением нового материала. Это адресованное учащимся задание может быть направленно на выполнение одной из логических операций (выделение главного, сравнение и д.р.)или на развитие исторического воображения. А также задание работает и на занимательность обучения, таким образом мотивируя, стимулируя, активизируя познавательные процессы школьников.
Организация самостоятельной работы учащихся по выполнению учебно-игрового задания при изучении нового материала .
Применение полученных учащимися знаний в ходе кульминации и заключительного этапа игры (при этом происходит объединение в единый процесс изучение нового материала и его закрепление).
Достоинство такой методики урока состоит в следующем:
Игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников: внимание, восприятие, мышление, запоминание, воображение;
Игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
Одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся класса;
Посредством игры задействуется «ближняя перспектива в обучении»;
Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям Религии России:
- способность к ретроспективному мышлению, мысленной реконструкции картины исторического исследования;
- способность к историческому сопереживанию;
6. Игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные и осознанные знания.
6.Техника обратной связи
Рефлексия - («обращение назад», «отражение») - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.
Матрица контроля
Контроль проводится в высоком темпе для выявления усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы. В такую блиц контрольную входит проверка владения терминами, фактами, причинно-следственными связями, другими нестандартными умениями. Включает в себя каждый раз одинаковое количество заданий, на каждое их которых дается по минуте. Задания записываются заранее на доске, или на плакате. Еще лучше распечатать и раздать на листочках каждому ученику. Это экономит время и улучшает психологический климат на уроке. Ученик не должен переписывать вопрос. Пишет номер задания и сразу выполняет его, выделив ответ. На каждого ученика заводится своеобразная матрица, где фиксируются результаты каждой такой блиц контрольной. Получая лист контроля, ученик пишет дату и напротив номера вопроса пишет правильный вариант ответа. Учителю достаточно тщательно проверить первую контрольную, а затем, совмещая матрицы, быстро просмотреть остальные. Это помогает ускорить проверку тестов и наглядно выстроить индивидуальную трассу успеха каждого ученика. Добившись от учеников аккуратности в выполнении тестовых заданий, можно допустить и возможность самоконтроля, когда ученики сами проверяют свои работы. В данном случае никакие исправления не допускаются. Это тоже помогает учителю в дальнейшей проверке. Любая помарка будет влиять на понижение оценки. Учитывая современную тенденцию перехода на «тотальное» тестирование, ученикам не помешает овладеть высокой культурой выполнения таких заданий.
Базовый лист контроля
В любом учебном предмете есть основной «понятийный аппарат», определенная минимальная база знаний, без которых невозможно формирование общеучебных умений, навыков, целостного представления об исторических событиях, их анализе, оценке и пр.
Составлением такой таблицы мы проводим своеобразную инвентаризацию данной темы, расставляем акценты. Все это работает на дальнейшую систематизацию знаний. Заполнение таблицы возможно как и закрепление изученной темы.

ПОПС-ФОРМУЛА
Этот потрясающий по своему потенциалу интерактивный прием, направленный на рефлексию учащихся, создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном. В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС формулы:
П позиция
О объяснение (или обоснование)
П пример
С следствие (или суждение)
«Пять строчек» (синквэйн)

Еще один эффективный прием, рассчитанный на рефлексию учащихся. Как и в случае с ПОПС-формулой, ребятам предлагается задание, не требующее много времени на его выполнение. Необходимо составить небольшую схему из пяти строчек, напоминающую белый стих. Не зря синквэйн часто называют «пятистишием».
.
Буриме
Игровой прием, который позволяет развивать у детей фантазию, импровизацию. В отличие от традиционной игры «Буриме» в данном случае ребятам предлагаются не готовые рифмы, а помимо известных ключевых слов, слова и выражения, делекие от «оригинала».

Угадай слово («Да-нетка»)
Эта старая и очень популярная у студентов игра. Учитель или ученик (если играют две команды) загадывают слово, событие, какой-то термин, географическое название, теорему и т.п. Ученики задают вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет».
Можно ограничить время на вопрос в пределах 1 минуты или количество вопросов.




.
6.Поурочное планирование по разделу
Тема 6. Христианство
Общественно – исторические причины возникновения. Идейные предпосылки. Христианские источники. Священное писание христиан- Библия (Ветхий и Новый Завет). Иисус Христос и его учение. Социальная сущность христианства. Превращение христианства в мировую религию. Вселенские соборы. Догматика и культ.

Поурочное планирование
№ урока
Название тем, разделов
Количество часов

1(22)
Возникновение христианства. Основные христианские источники
1

2(23)
Иисус Христос и его учение
1

3(24)
Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа
1

4(25)
Обобщающие уроки


5(26)
урок- игра
2. урок- семинар
2


Технологическая карта
Номер урока
Тема урока
Количество часов
Тип урока
Элементы содержания
Знания и умения
Вид контроля

1
Возникновение христианства. Основные христианские источники.
1 ч.
Урок изучения новой темы с решением познавательных задач при знакомстве с христианскими источниками – Библией и Евангелием. Вид урока- беседа и самостоятельная работа .Тип ур.- урок ознакомления с новым материалом.
Причины возникновения христианства, возможности и значение изучения христианства, истории его развития в I в. на Ближнем Востоке, истоки христианства – иудейское сектантство, идейные предпосылки христианства – концепции иудаизма, древневосточные религии и философские воззрения.
Уметь разбираться в причинах возникновения христианства, понимать значение изучения христианства; знать историю его развития, развивать умение работать с источниками и учиться делать выводы по теме.
Методы обучения – эвристические, частично исследовательские.
Беседа, работа с источниками, с последующим заполнением таблицы саморефлексии.
Знал
+
Не знал
-
/-
Хочу знать









2
Иисус Христос и его учение
1 ч.
Комбинированный с проблемными вопросами (по типу.) По дидактическим задачам- урок изучения нового материала и формирования умений и навыков. По виду это самостоятельная работа с учебником и источником.
3 подхода к личности Иисуса Христа; кто есть Иисус Христос – Богочеловек; источники жизни и учения Иисуса Христа; суть учения Иисуса Христа; успех учения Иисуса Христа – его личность, социальная направленность учения и его злободневность; причины успеха – любовь к Богу, к человеку, к ближнему. Главное – обращение к внутреннему нравственному началу в человеке.
Знать источники жизни и учения Иисуса Христа; понимать суть учения, причины его успеха, уметь объяснять социальную направленность его учения, уметь формулировать и комментировать значение его учения, объяснять причины успеха его учения; учиться применять свои знания в жизни и давать оценку собственным знаниям и поведению
Заполнение таблицы, составление схем, ответы на проблемные вопросы:
Почему учение Иисуса Христа легло в основу христианства?
Почему люди пошли за Иисусом Христом и поверили ему?
«Жизнь и учение Иисуса – образец для сегодняшней молодежи или нет?
Интерактивное занятие.

3
Христианство как мировая религия, утверждение догматики культа
1 ч
Комбинированный урок с элементами эвристической беседы, исследования и проблемных вопросов(это тип урока) По дидактическим задачам- это урок изучения нового материала и формирования умений и навыков По виду это комбинированный урок.
Этапы превращения христианства в мировую религию и основные события этих этапов с I века н. э. до раскола христианства на православную и католическую веру; объединение в централизованные церковные организации; формирование культовых обрядов и правил новой религии, структура группы свещннослужителей; деление христиан на мирян и священнослужителей, появление монашества в IV веке и унификация и утверждение единства христианского вероучения и культов. Отдельно рассматриваются 2 первых Вселенских собора – Никейский (325 г.) и Константинопольский (387г.) – где был принят Символ веры.
Знать этапы превращения христианства в мировую религию и их основные события, уметь комментировать Символ веры, давать оценку деятиельности христианской церкви, священнослужителей и мирян, уметь проектировать свои действия с нравственными постулатами христианских заповедей, уметь применять христианские заповеди в сегодняшних условиях, уметь давать оценку разделению христиа
Заполнение таблицы
Этапы
Основное содержание







Работа с источником – Символ веры(по хрестоматии), изучение основ понятий, ответы на проблемные вопросы:
Церковь – это священнослужители или прихожане?
В чем значение Символа веры, можно ли обойтись без его значения?

Аналитическая беседа и фронтальный опрос.

4.
«Что значит быть христианином сегодня?»
1 ч
Урок повторения и закрепления изученного материала .Урок с дидактической игрой .Вид игры- контролирующая и обучающая По типу это урок применения умений и знаний..
1игра- «Чудо-фраза.»2команды.Каждая выбирает себе зад.10 заповедей или Символ веры и достраивает на доске правильные ответы.
2 «Странные рассказы.» Одна команда начинает рассказывать о жизни или учении останавливается ,другая команда должна продолжить и обосновать свое выступление.3 «Шаг за шагом.»4Ролевое обсуждение признаков христьянина. И т.д.
Развитие познавательных навыко в;умение работать по правилам игры в команде(умение общаться); побуждение интереса к изучаемому материалу; умение проявлять личностные качества; научиться усваивать единые для всех людей социокультурные ценности и нормы человеческого общежития ;расширять кругозор, сопоставлять и находить аналоги; принимать оптимальные ;развивать фантазии и творческие способности.
Проверка знаний с применением активных менодик.(игра.)В итоге учащ-ся должны ответить на воп-сы :что значит хрис-во влияет на духовный мир человека ?Рефлексия-эссе (д/з.)

5.
Роль Христианства в формировании духовного и нравственного развития личности .
1 ч
Контрольно-проверочный урок по дидактическим задачам. По типу –урок- практикум ,по виду- семинарское занятие.
Вводится воп-с темы (он изестен уч-ся заранее). Даются задания:1найти связь м/у хрис-вом и духовностью;2почему происходит падение нравственности ?3какая существует связь м/у основными заповедями и нравственностью?
В ходе итерактивного метода обучения развивается диалоговое общение ,взаимопонимание ,взаимодействие умение слушать и принимать совместные решения ,умение критически мыслить и анализировать.
Подведение итогов по теме. Диалоговое общение. Проверка знаний. Практическая работа и рефлексия.(составление синквейна, кластера и т.д.) Фронтальный опрос и работа в группах с последующим обсуждением ответов.

7.Разработка урока
Тема урока: Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа.

Класс: 8-а

Место урока: блочно-тематическая планировка. 3 урок 6 теме – «Христианство».

Тип урока: комбинированный. Имеет две дидактические цели.

Цель урока: проверив знания учащихся о личности Иисуса Христа и его учении, показать формирование христианства как мировой религии и утверждение догматики и культа в нем.

Задачи урока:
Способствовать формированию представление о христианстве как мировой религии и основных догматов в ней.
Развивать навыки работы с источниками, умение работать в группах и индивидуально, используя различные приемы и средства на уроке.
Способствовать развитию интереса и уважения к христианству и его основам – духовности и морали.

Дидактические средства: Учебник, хрестоматия, раздаточный материал (карточки, таблицы, документы, доска).

Средства: рассказ, диалог, беседа, учебник, литература, документы.

Форма организации деятельности: Предметно-графическая иллюстрация. Индивидуальное, фронтальное и групповое обсуждение.

Методы:
1)Словесный – рассказ, беседа, диалог.
2)Печатно-словесный – учебник, хрестоматия и раздаточный материал..
3)Наглядный – картинки, кубик Блума.

Приемы: анализ документа «Задай вопрос», кубик Блума, пометки на полях, «Знал +» , «Узнал –» , «Хочу узнать» , ключевые слова, ПОПС, текст, базовый лист контроля, синквейн, кластер, Буриме (лишнее слово).
(Базовый лист контроля: Этапы/Даты/ Основное содержание)


Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика

1) Организационный момент.
Приветствие, настройка на урок (психология).

Объявить тему урока.
Подготовка к уроку – физиологически и психологически.

Эпиграф: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимый же всеми и невидимым.»

2) Проверка домашнего задания по материалам предыдущего урока.
Давайте вспомним, что мы с вами изучали на предыдущем уроке, ответим на вопрос (фронт. вопрос)
С чем мы можем ассоциировать имя Иисуса Христа?
Что такое Христианство?














3)Далее работаем с документом Христианства, используем прием: «Анализ документа».

Работаем, маркируем ответы.




4)О личности Иисуса Христа не прекращаются споры на протяжении всей истории Христианства.

Вопрос к классу:
Какие вы знаете подходы к решению этого вопроса?

(см. учебник на странице 118-119)


5)Кто попробует сделать синквейн об Иисусе Христе?

(смотри приложение)


















6)Какие чудеса происходят в жизни Иисуса Христа?














7) Поработаем с кубиком Блума. Ответим на вопросы, которые составляли ребята на предыдущем уроке ( они вошли в кубик Блума).




8)А теперь поговорим об учении Иисуса Христа.
Основа его учения заложена в 10 заповедях, хотя в основном он общался с людьми через притчи и афоризмы, иносказания.

Мы работали с хрестоматией на прошлом уроке. Назовите 10 заповедей.

Не убий, не кради, не ходи в темное время суток, не сотвори себе кумира, не разговоривай с посторонними, почитай отца своего, не поминай Бога понапрасну, не прелюбодействуй, не преступай клятвы, будь совершенен, будь красив, научись прощать, поступай с людьми так, как хочешь чтобы поступали с тобой.

9)Теперь я хочу вам предложить следующее задание: «Вставьте недостающие слова»
(смотрите приложения)

10)Завершение проверки домашнего задания.

ПОПС-формулой «Учение Иисуса Христа главное учение для христиан»
Ответы учащихся:



С Христианством.


2)
А) Это учение о Богочеловеке Иисусе Христе, сыне Божьем, который пришел к людям с добрыми деяниями, и заповедовал им законы праведной жизни.

Б)Это религия в основе которой лежит вера в то, что 2 тыс.лет назад Бог пришел в мир.


3)Ребята читают документ, выделяют ключевые, главные слова и готовят ответы на вопросы.

Причины возникновения Христианства
А) служителей культа
Б)историков

4)Учащиеся рассказывают о трех подходах: мифологическом, историческом, религиозном.








5)В это время:
1) Один ученик составляет схему религиозной точки зрения об Иисусе Христе (на доске)

Иисус Христос = Бог

Иисус Христос


Бог Человек
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Богочеловек

2)Ученики составляют синквейн «Иисус Христос» (смотрите приложение)

6)Ребята называют 5 чудес:

А)Ангелы – в момент рождения.
Б) Симеон узнал в нем Мессию.
В)Мудрые рассуждения в детстве.
Г)С 30 лет начинает путь проповедника.
Д)Во время крещения с небес сошел дух Божий в виде голубя и раздался голос Бога «Се есть сын Мой возлюбленный»

7) Отвечают на вопросы «Кубика»

1)Учил народ новым истинам, в Палестине исцелял неизлечимо больных, воскрешал умерших.

2)Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Иуда Фардей, Симон Зелот, Иуда Искариот.

3)Вера в Бога и любви к другим людям.

4)Иуда Искариот.

5)На холме Голгофа.

6)Затмилось солнце, началось затмение.

















8) Учащиеся называют 10 заповедей.
Можно использовать прием «Рыбалка» или «Буриме». Называют 12-15 словосочетаний, где 10 являются заповедями, а 3 лишнее.
Найти лишнее и объяснить почему.















9) Ребята в группах работают с заданиями.




10) Ребята доказывают утверждение, используя прием ПОПС-формулы.





3) Актуализация






4)Изучение нового материала (цель урока)
Вопросы к классу:
Как вы считаете, учение Иисуса Христа нашло свое продолжение?
)Эта деятельность проходила мирно?
И во что она «обернулась» для миллионов людей на земле?

Сегодня на уроке мы с вами посмотрим как христианство стало одной из мировых религий, как в ней утверждались догматы и культ.
Вопрос: Что можно отметить в учении Иисуса Христа?
Может поэтому люди так потянулись к Его Учению и христианство стало распространяться так широко в мире.

Рассмотрим таблицу «Распространение христианства по странам» (см.приложение)

Кто приготовил сообщения по теме «Распространение христианства и превращение его в мировую религию»?
На основании докладов и моего объяснения давайте составим таблицу по превращению христианства в мировую религию.
Что у нас получилось в результате этой работы?

А теперь первая группа будет составлять кластер по становлению христианства.

Вторая группа составляет кластер христианской иерархии (руководства)


В результате составления кластеров и таблицы мы увидели, что уже на 2 этапе утверждения христианства формируются культовые обряды и правила новой религии.
Вопрос: давайте назовем их и составим схему.


На 3 этапе, самыми значимыми вехами в христианстве стали вселенские Соборы, где был принят «Символ веры», в котором изложены основные догматы христианской церкви.
Давайте прочтем этот документ и найдем 12 основных догматов.
Да, его сторонники и после смерти Иисуса Христа продолжали проповедовать его учение.
Нет, это было трудным делом, так как в это время была языческая религия.
Результатом стало утверждение христианства.



Любовь к человеку.














Учащиеся выступают с сообщениями по 3 – 5 минут.




Учащиеся в группах работают над таблицей, используя раздаточный материал по 3 теме «Христианство», стр.125-129.


Каждый зачитывает свой «базовый лист контроля» и вместе составляем таблицу. Эту таблицу делают все группы.


Учащиеся на основе материала и рефератов составляют кластер №1 (см.приложение)

Вторая группа работает над этим кластером (см.приложение «Христианская иерархия» Кластер №2)



Учащиеся продолжают работу с текстом учебника и составляют схему (см. приложение)











Учащиеся работают по хрестоматии с «Символом веры», выписывают основные догматы и в результате беседы мы выясняем в чем смысл этих догматов.
Догматы выписываем в тетрадь.

8.Список литературы

Учебники, учебные пособия

Введение в общее религоведение. – М., 2001.
Галицкая, И.А. Новые религиозные культы и школа : пособие для руководителей образование и учителей / И.А. Галицкая, И.В. Метлик. – М., 2001
Гараджа, В.И. Религоведение / В.И. Гараджа. – М., 1995.
Елисеев, Г.А. История религий : 10- 11 классы / Г.А. Елисеев. – М., 1997.
Закон Божий. – Н.Новгород, 2003
История религии : в 2 т. – М., 2004.
История религии в России. – М., 2004.
История религии : лекции, прочитанные в Санкт- Петербургском университете. – Спб., 1998.
Кулаков, А.Е. Религии мира : 10- 11 классы / А.Е. Кулаков. – М., 1998.
Основы религоведения. – М., 2000
Библия - Ветхий Завет : Бытие, Исход, Книга Иова, Притчи Соломона, Книга Екклесиаста, Песнь песней Соломона;
Новый Завет: Евангелия (от. Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна);

Публикации по проблеме «Школа и религия»

Бездухов, В.П. И.В. Киреевский, А.С. Хомяков: принципы соборности в воспитании / В.П. Бездухов // Педагогика. – 1998. - №7
Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2001. - №4.
Иоанн (Экономцев) (игумен). Православное образование в России : традиции и развитие , уроки и перспективы / игумен Иоанн (Экономцев) // Педагогика. – 1999. - №4
Метлик, И.В. Религия и образование в светской школе / И.В. Метлик. – М., 2004
Донини, А.У истоков христианства : (от зарождения до Юстиниана) / А. Донини. – М., 1989.
Мень, А.В. Мировая духовная культура. Христианство, Церковь : лекции и беседы / А.В. Мень. – М., 1997
Курбатов, Г.Л. Христианство : Античность. Византия. Древняя Русь / Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. – Л., 1988.









13PAGE 15


13PAGE 143315








































15