Данная методическая разработка предназначена для проведения интегрированного урока по математике по теме: «ОБЪЁМЫ ТЕЛ», «КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ» по специальности 23.01.03- Автомеханик. Занятие рассчитано на 1 академический ч

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий техникум городского хозяйства и отраслевых технологий»








Методическая разработка
интегрированного урока по дисциплине: «Математика»
НА ТЕМУ «ОБЪЁМЫ ТЕЛ», «КЛАССИФИКАЦИЯ И
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ».






Автор: преподаватель математики,
Андреева Ольга Ивановна





Рассмотрено на заседании методического объединения протокол №___ от «__» ____ 2016 г.
Председатель методического
объединения
_________________ Андреева О.А.
(роспись)










Рецензент: преподаватель математики
ГОБ ПОУ «Липецкий техникум городского
хозяйства и отраслевых технологий»
Андреева О.И.










Содержание

стр.

Аннотация. 4
Пояснительная записка 5
Цели, задачи. 6-7
Хронологическая карта урока.... 8-10
4.Приложение. 11-17
5.Литература 18
6.Рецензия 19


















Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для проведения интегрированного урока по математике по теме: «ОБЪЁМЫ ТЕЛ», «КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ» по специальности 23.01.03- Автомеханик.
Занятие рассчитано на 1 академический час.
Метод обучения: словесно-наглядный, с использованием самостоятельной работы студентов.
Тип урока: интегрированный, деловая игра.
В методической разработке представлен организационный блок, который содержит цели занятия, хронологическую карту занятия, оснащение занятия, а также список рекомендуемой литературы.
Информационный блок представлен методическими рекомендациями для преподавателя, материалом для студентов по изучаемой теме.
Контролирующий блок представлен заданиями, позволяющими систематизировать и закрепить полученные знания; прилагаются эталоны ответов.
На занятии используется наглядный материал: мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Контроль успешности обучения студентов проводится в виде решения учебных задач.
Методическая разработка предполагает использование на занятии различных форм работы студентов: работы в парах.














Пояснительная записка
На современном этапе развития образования главные задачи общеобразовательных дисциплин состоят в том, чтобы дать обучающимся глубокие знания основных наук, совершенствовать их диалектико-материалистическое мировоззрение, развивать творческие способности и трудовые навыки, прививать желание и умение самостоятельно приобретать и углублять свои знания. Решение этих задач требует всемерной активности их учебной деятельности, осмысленного изучения материала. В настоящее время значительное внимание уделяется вопросам совершенствования организационных, психолого-педагогических и методических подходов к повышению качества обучения подрастающего поколения.   Чем выше уровень сформированных знаний, в том числе математических, там легче обучающемуся приспособиться к условиям современного общества. И поэтому главной общеобразовательной задачей обучения математики является овладение обучающимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием на всю жизнь.
Представления обучающихся о взаимосвязи математики и окружающего мира достигается сочетанием теоретического и современного прикладного аспекта курса математики. Этому способствует и тот факт, что в программе отражены внутрипредметные и межпредметные связи. На уроках математики, как правило, готовится весь аппарат, необходимый для изучения смежных дисциплин на достаточно высоком уровне. Большой интерес представляют те понятия, которые находят применение в нескольких учебных дисциплинах. Одним из таких понятий является понятие объема. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка, поэтому изучение темы «Объемы фигур» очень актуально, так как они необходимы для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Тема «Объемы» – одна из центральных тем в курсе стереометрии. Проблема организации уроков по изучению объемов многогранников одна из самых актуальных, так как она занимает значительную часть в курсе стереометрии. Именно при изучении объемов должно быть уделено больше внимания, потому что многогранники дают особенно богатый материал для развития пространственных представлений, для развития того соединения живого пространственного воображения со строгой логикой, которая составляет сущность геометрии.











Учебная дисциплина: «Математика»
Специальность: 23.01.03 «Автомеханик»
Курс: II
Тема: «Объёмы тел», «Классификация и общее устройство автомобилей».
Вид занятия: практическое
Тип занятия: интегрированный, деловая игра.
Форма занятия: групповая (работа в малых группах), фронтальная, индивидуальная
Продолжительность занятия: 45 мин
Место проведения: кабинет математики
Цель:
Обучающая: продолжить формирование представления обучающихся о понятиях объема, закрепить формулы объемов основных пространственных фигур, научить решать задачи на нахождение объемов куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы и цилиндра, научить применять интегрирование функций в качестве способа решения геометрических задач на нахождение объёмов.
Развивающая: получить представление о широте применения геометрии в различных областях человеческой деятельности, обеспечивать гармоничное развитие творческих и индивидуальных способностей обучающихся, способствовать развитию логического мышления, закреплять приёмы анализа, синтеза и сравнения, развивать устойчивый интерес обучающихся к математике, развивать у обучающихся творческое мышление, пространственное воображение, умения действовать по алгоритму, составлять алгоритмы действий
Воспитательная: воспитывать познавательную активность, самостоятельность способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности, воспитывать у обучающихся чувство коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной; способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе
Междисциплинарные связи: связь с учебными дисциплинами «Устройство автомобилей»
Внутридисциплинарные связи: связь с дисциплинами «Алгебра», «Начала математического анализа»
Опорные умения и навыки: - умение объяснить, что такое объём тела, перечислить его свойства и применять эти свойства в несложных ситуациях;
- умение применить формулы нахождения объёмов куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы и цилиндра при решении задач, а также воспроизводить способ вычисления объёмов тел с помощью определённого интеграла;
-умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно - популярной литературой;
- умение логически мыслить и строить краткое и точное высказывание
Приобретаемые умения и навыки: расширение кругозора обучающихся, общий подъём математической культуры, интеллектуального уровня обучающихся
Методы обучения: словесные, наглядные, практические
Методы контроля: вопросно – ответная форма
Оснащение: компьютер; мультимедийный проектор, интерактивная доска (или экран), презентация занятия (выполнена Microsoft Power Point 2007)
























Хронологическая карта урока
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Приветствие преподавателя, сообщение студентам темы и целей урока.
Преподаватель: На территории городского парка требуется восстановить дорогу и благоустроить парк. Объявлен конкурс на право осуществления перевозок строительных материалов среди автотранспортных компаний. Предлагаем вам сегодня на уроке быть представителями трёх автотранспортных компаний.
На участие в конкурсе подали заявки ОАО «Поршни», ОАО «Карбюры»,
ОАО «Механики»
Конкурс состоит из двух туров: теоретического и практического. Каждый тур будет премироваться и по итогам двух туров у вас будет находиться определённая сумма, которую вы справедливо разделите между членами компании.
2. Актуализация опорных знаний (теоретический тур).
В теоретическом туре каждая компания должна показать свои знания по определённому кругу вопросов.
Что такое автомобиль?
-Назовите формулу для нахождения массы тела? (13 EMBED Equation.3 1415
Какие виды А(автомобилей) по назначению Вы знаете?
Что обозначаем p ?(
·  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Какие специализированными( для перевозки определенных видов груза)
Чему равно число
·?
Где хранятся специальные (спецмашины)? (В отапливаемых боксах)
-Назовите формулу для вычисления объема конуса? 13 EMBED Equation.3 1415
Какие виды строительных грузов перевозят грузовые машины?
Что можно рассчитать с помощью формулы 13 EMBED Equation.3 1415(объём куба)
Что такое грузоподъемность?
В чем она измеряется?
Назовите формулу для расчёта прямоугольного параллелепипеда? ( V=abc)
Что обозначают a, b, c  в формуле расчёта прямоугольного параллелепипеда? (abc измерения прямоугольного параллелепипеда.)
Что такое колесная формула?
Как рассчитать вместимость кузова? (перемножить длину, ширину, высоту)
Какие отечественные грузовые машины Вы знаете?
Какими заводами они выпускаются?
Какие зарубежные грузовые машины Вы знаете?
К какому геометрическому грузу относиться: берёза? (Геометрическое тело: прямая призма) песок? ( конус) Цемент? (прямоугольный параллелепипед)
Перечислите виды кузовов (бортовая платформа, самосвал, тентованный полуприцеп,эвакуатор, рефрижератор, фургон, открытая платформа, цистерна)
По типу кузова
закрытый тип
контейнер
тентованный
рефрижератор (изотермический кузов)
микроавтобус
открытый тип
бортовой
самосвал
автотранспортер (эвакуатор)
цистерна
лесовоз
седельный тягач
Видео
Слово предоставляется Министру транспорта.
Подводятся итоги теоретического тура. Каждая компания премируется определённой суммой рублей.
3. Формирование умений, навыков (практический тур).
Переходим к практическому туру. Его цель проверить умение применять знания, полученные на уроках геометрии по теме «Объёмы тел» при решении профессиональных задач.
Для строительства бассейна поступил заказ на перевозку песка, брёвен, цемента и керамической плитки. Каждая компания имеет четыре грузовых автомобиля: ЗИЛ – 4333, ГАЗ – 3307, КАМАЗ – 53215, ЗИЛ – 5301. Перевезти рациональным способом заказанный груз.
На экране при помощи мультимедийного проектора проецируе
·тся четыре способа складирования груза: Приложение1.
1) на участке, имеющим квадратную форму со стороной 4м, в виде прямой треугольной призмы уложены брёвна из сосны, высота укладки 1,3 м;
2) куча песка имеет конусообразную форму, диаметр основания равен 3м, высота кучи – 2м;
3) цемент в порошке упакован в мешки и уложен на поддон размерами 3,2м ( 1,9м, высота укладки 0,5м;
4) керамическая плитка уложена в контейнер кубической формы с ребром 1,4м.
Работа в группах. Каждой компании предлагается карта поиска решения и основные технические характеристики автомобилей. Приложение2. В случае необходимости каждая компания может получить платную консультацию. Приложение3.
На решение задач отводится 20 минут. В помощь каждой группе могут быть предложены математические модели задач. По истечении времени каждая компания защищает свой проект. Один представитель (можно два) от каждой группы подходит к плакату, на котором изображены четыре марки грузовых автомобилей и прикрепляют груз к той марке автомобиля, на котором они будут перевозить груз, устно аргументируя свой выбор.
Заслушав защиту проектов трёх компаний, подводятся итоги.
3. Заключительная часть урока. Итог урока.
Преподаватель: Что нужно знать, чтобы осуществить рационально грузовые перевозки?
Ответы студентов:
- ориентироваться в марках грузовых автомобилей;
- знать технические характеристики грузовых автомобилей;
- уметь вычислять вместимость кузова, зная формулу объёма прямоугольного параллелепипеда;
- знать, что масса грузу не должна превышать грузоподъёмности автомобиля;
- полезно иметь определённый запас математических навыков;
- знать формулы для вычисления объёмов;
- уметь делать математическую модель задачи;
- уметь сравнивать величины.
Преподаватель: Автомобильный транспорт занимает ведущее место среди других видов транспорта. Современные автомобили оснащены сложными механизмами, поэтому вы должны приложить все усилия, чтобы стать высококвалифицированными специалистами, мастерами своего дела. Это невозможно без математических знаний, без знаний физики, химии, литературы, истории. Малообразованный человек в условиях нынешнего рынка труда не востребован.
Представитель финансов Денис Сергеевич, подводить финансовые итоги, а министерство транспорта подводит итоги работы компаний и эффективность проведённой сделки.
Слово предоставляется представителю финансов Денису Сергеевичу.
Компания ОАО «Поршни»
Компания ОАО «Карбюры»
Компания ОАО «Механики»
Слово предоставляется представителю Министерства транспорта.
Выставляются оценки за урок, задаётся домашнее задание.

Ответ: КАМАЗ – брёвна; ЗИЛ – 4333 – песок; ГАЗ – 3307 – цемент; ЗИЛ – 5301 – керамическая плитка.








Приложение
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
Приветствие

Компания ОАО ««Карбюры»»
Компания ОАО «Поршни»
Компания ОАО ««Механики»

1




Теоретический тур

1




2




3




4




5




6




7




8




9




10




11




12




Практический тур

1




2




3





Приветствие оцениваем:
1место 15 тысяч
2место 10 тысяч
3 место- 5 тысяч

Теоретический тур оцениваем в сумму 5 тысяч один верный ответ.

Практическая часть

1место 30 тысяч
2место 20 тысяч,
3 место 10 тысяч











КАРТА ОТВЕТА
Груз
Геометрическое тело прямая призма
Размеры высота призмы Н = 4м, сторона основания а = 4м, высота основания h = 1,3м
Формула для вычисления объёма .
Объём данного тела (груза)
Плотность груза
·= 700кг/м3
Масса груза

Сравниваем вычисленный объём и массу груза с вместимостью кузова и грузоподъёмностью автомобиля. Делаем выбор марки автомобиля.

Формулы для справок: 13 EMBED Equation.3 1415
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ
Показатель
Автомобиль


ЗИЛ-4333
ГАЗ-3307
КАМАЗ-53215
ЗИЛ-5301

Грузоподъёмность, т
6
4,5
8
3

Внутренние размеры платформы, мм:
длина
ширина
высота

3752
2326
575

3740
2170
680

5200
2320
850

3750
2215
490

Вместимость кузова (найти самостоятельно, перемножив размеры платформы), м3



















КАРТА ОТВЕТА
Груз
Геометрическое тело конус
Размеры D = 3м, Н = 2м
Формула для вычисления объёма 13 EMBED Equation.3 1415 , D = R : 2
Объём данного тела (груза)
Плотность груза
·= 1300кг/м3 .
Масса груза

Сравниваем вычисленный объём и массу груза с вместимостью кузова и грузоподъёмностью автомобиля. Делаем выбор марки автомобиля.

Формулы для справок: 13 EMBED Equation.3 1415
ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ АВТОМОБИЛЕЙ
Показатель
Автомобиль


ЗИЛ-4333
ГАЗ-3307
КАМАЗ-53215
ЗИЛ-5301

Грузоподъёмность, т
6
4,5
8
3

Внутренние размеры платформы, мм:
длина
ширина
высота

3752
2326
575

3740
2170
680

5200
2320
850

3750
2215
490

Вместимость кузова (найти самостоятельно, перемножив размеры платформы), м3





КОНСУЛЬТАЦИЯ №1
Груз: брёвна
Геометрическое тело: прямая призма
Размеры: высота призмы Н = 4м, сторона основания а = 4м, высота основания h = 1,3м
Формула для вычисления объёма: V = SH, 13 EMBED Equation.3 1415.
Объём данного тела (груза): 13 EMBED Equation.3 1415.
Плотность груза:
·= 700кг/м3 .
Масса груза: m = V
·, подставить и вычислить.

Сравниваем вычисленный объём и массу груза с вместимостью кузова и грузоподъёмностью автомобиля. Делаем выбор марки автомобиля.


КОНСУЛЬТАЦИЯ №2
Груз: песок
Геометрическое тело:
Размеры: D = 3м, Н = 2м
Формула для вычисления объёма: 13 EMBED Equation.3 1415, D = R : 2
Объём данного тела (груза): 13 EMBED Equation.3 1415.
Плотность груза:
·= 1300кг/м3 .
Масса груза: m = V
·, подставить и вычислить.

Сравниваем вычисленный объём и массу груза с вместимостью кузова и грузоподъёмностью автомобиля. Делаем выбор марки автомобиля.
КОНСУЛЬТАЦИЯ №1
Груз: брёвна
Геометрическое тело:
Размеры: высота призмы Н = 4м, сторона основания а = 4м, высота основания h = 1,3м
Формула для вычисления объёма: V = SH, 13 EMBED Equation.3 1415.
Объём данного тела (груза): 13 EMBED Equation.3 1415.
Плотность груза:
·= 700кг/м3 .
Масса груза: m = V
·, подставить и вычислить.
КОНСУЛЬТАЦИЯ №3
Груз: цемент
Геометрическое тело: прямоугольный параллелепипед
Размеры:
Формула для вычисления объёма: V = abc
Объём данного тела (груза): 13 EMBED Equation.3 1415.
Плотность груза:
·= 1400кг/м3 .
Масса груза: m = V
·, подставить и вычислить.
Сравниваем вычисленный объём и массу груза с вместимостью кузова и грузоподъёмностью автомобиля. Делаем выбор марки автомобиля.
КАРТА ОТВЕТА №4
Груз керамическая плитка
Геометрическое тело куб
Размеры а=1,4м
Формула для вычисления объёма V=a3
Объём данного тела (груза) V=1.43=2.744
Плотность груза
·= 1100кг/м3 .
Масса груза m=1100*2.744=
Сравниваем вычисленный объём и массу груза с вместимостью кузова и грузоподъёмностью автомобиля. Делаем выбор марки автомобиля.


КОНСУЛЬТАЦИЯ №3
Груз: цемент
Геометрическое тело: прямоугольный параллелепипед
Размеры: а = 3,2м, b = 1,9м, с = 0,5м
Формула для вычисления объёма: V = abc
Объём данного тела (груза): 13 EMBED Equation.3 1415.
Плотность груза:
·= 1400кг/м3 .
Масса груза: m = V
·, подставить и вычислить.
Сравниваем вычисленный объём и массу груза с вместимостью кузова и грузоподъёмностью автомобиля. Делаем выбор марки автомобиля.
КАРТА ОТВЕТА
Груз керамическая плитка
Геометрическое тело куб
Размеры а=1,4м
Формула для вычисления объёма V=a3
Объём данного тела (груза) V=1.43=2.744
Плотность груза
·= 1100кг/м3 .
Масса груза m=1100*2.744=
Сравниваем вычисленный объём и массу груза с вместимостью кузова и грузоподъёмностью автомобиля. Делаем выбор марки автомобиля.

Ответ: КАМАЗ – брёвна; ЗИЛ – 4333 – песок; ГАЗ – 3307 – цемент; ЗИЛ – 5301 – керамическая плитка.
КАРТА ОТВЕТА
Груз
Геометрическое тело прямоугольный параллелепипед
Размеры а = 3,2м, b = 1,9м, с = 0,5м
Формула для вычисления объёма
Объём данного тела (груза)
Плотность груза
·= 1400кг/м3 .
Масса груза

Сравниваем вычисленный объём и массу груза с вместимостью кузова и грузоподъёмностью автомобиля. Делаем выбор марки автомобиля.

Формулы для справок: 13 EMBED Equation.3 1415
КАРТА ОТВЕТА
Груз керамическая плитка
Геометрическое тело куб
Размеры а=1,4м
Формула для вычисления объёма V=a3
Объём данного тела (груза) V=1.43=2.744
Плотность груза
·= 1100кг/м3 .
Масса груза m=1100*2.744=

Сравниваем вычисленный объём и массу груза с вместимостью кузова и грузоподъёмностью автомобиля. Делаем выбор марки автомобиля.

Формулы для справок: 13 EMBED Equation.3 1415






































МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗАДАЧИ








БРЁВНА ПЕСОК
(прямая треугольная призма) (конус)












ЦЕМЕНТ

ПЛИТКА
(прямоугольный параллелепипед) (куб)




















Литература

Атанасян Л.С. и др. Геометрия 10-11 класс. М. Академия, 2014
А.В.Погорелов Геометрия 10-11 . Москва « Просвещение» 2013
С. Б. Веселовская, В. Д. Рябчинская Дидактические материалы по Г-11. М «Просвещение» 2010 г.
И. Ф. Шарыгин, В. И. Голубев. Факультативный курс по математике. Решение задач 11 класс. М. «Просвещение», 2000 г.
Учебное пособие для учащихся 11 класса средней школы.














Рецензия
на методическую разработку теоретического занятия по математике по теме: «Объёмы тел», «Классификация и общее устройство автомобилей»

Методическая разработка теоретического занятия по теме «Объёмы тел», «Классификация и общее устройство автомобилей». Предназначена для проведения интегрированного занятия с использованием мультимедийной презентации. Разработка включает в себя организационный, информационный и контролирующий блоки, приложение, список использованной литературы.
Цели занятия четко сформулированы, разработано поэтапное содержание занятия, позволяющее достичь эти цели.
В информационном блок содержит вопросы фронтального опроса исходного уровня знаний и проверки уровня успешности по изучаемой теме, геометрические задачи, требующие применения изученных формул при решении задач, также представлены задания для работы студентов в группах. Ко всем заданиям приведены эталоны ответов.
Структура методической разработки предполагает использование по изучаемой теме. Она позволяет не только углубить знания студентов, но и расширяет их кругозор.
В методической разработке можно проследить межпредметные связи с такими дисциплинами, как устройство автомобилей связь изучаемой темы с будущей профессией.
Данная методическая разработка может быть рекомендована для проведения занятия по изучаемой теме.

Рецензент – преподаватель математики Андреева О.И.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Root Entry