Урок по литературному чтению для 3 класса «Басни И.А.Крылова» 
Урок по литературному чтению для 3 класса «Басни И.А.Крылова»
Цель:  обобщить знания детей по изученному материалу; прививать любовь и интерес к чтению, к книгам. 
Наглядность и оборудование:  портрет И.А.Крылова, карточки с заданиями, рисунки учащихся, выставка книг, разные издания басен И.А.Крылова. 
Ход урока. 
Организационный момент. 
Разминка. 
Чтение скороговорки с ускорением, вполголоса. 
               Белый снег.  Белый мел. 
               Белый сахар тоже бел. 
               А вот белка не бела, 
               Белой даже не была. 
Сообщение темы и цели урока. 
     - Сегодня на уроке мы вспомним и повторим замечательные басни великого русского писателя Ивана Андреевича Крылова.  А для начала скажите, что такое басня?
(Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. Басня заканчивается или начинается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.) Повторение и обобщение изученного материала. 
- Что вы знаете о жизни и творчестве И.А.Крылова? 
- Какие басни вам особенно запомнились? Почему? 
- Какие пороки любил «пощипать» И.А.Крылов?
- Какие басни вы знаете наизусть? Прочитайте. 
(Чтение басен учащимися наизусть)
- Сейчас проведем викторину по басням И.А.Крылова.  Вы должны определить, в какой басне была такая мораль.
Викторина.
«Уж сколько раз твердили миру, 
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, 
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
(«Ворона и Лисица»)
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука».
(«Лебедь, Щука и Рак») 
«За что же, не боясь греха, 
Кукушка хвалит Петуха? 
За то, что он кукушку хвалит».
(«Кукушка и Петух») 
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь, 
Все в музыканты не годитесь»
(«Квартет») 
«У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в Истории мы тьму примеров слышим, 
Но мы Истории не пишем; 
 А вот о том как в Баснях говорят»
(«Волк и Ягненок») 
     - Крыловские образы не оставляют никого равнодушными.  Известные художники посвятили его басням множество рисунков. Вот некоторые из них. 
(На доске иллюстрации к басням «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет») 
  -  Вы тоже приготовили к уроку свои рисунки. Давайте определим,  к каким басням. 
(На доске работы учащихся. Учащиеся соотносят их с баснями.) Работа в парах. 
(Учащимся раздаю карточки с заданиями) 
- На карточках записаны русские народные пословицы и названия басен. Соотнесите  пословицу и басню.
Пословицы: 
Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.
Лето прохлопали, осень протопали, а тут снег на голову. 
Других не суди, на себя погляди. 
Худо овцам, где волк воевода. 
Не смейся чужой беде, своя на гряде. 
На языке мёд, а на сердце лёд.
На мышку и кошка зверь. 
Лучший дар – ум, худшая беда – невежество. 
В одно ухо слушает, а в другое выпускает. 
Названия басен:
«Лебедь, Щука и Рак».
«Стрекоза и Муравей». 
«Зеркало и Обезьяна» 
«Волк и Ягненок» 
«Чиж и Голубь»
«Ворона и Лисица» 
«Мышь и Крыса» 
«Мартышка и Очки» 
«Кот и Повар»
- Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Прочитайте самые привычные. 
(На доске: А воз и ныне там.
У сильного всегда бессильный виноват .А Васька слушает да ест.
Вперед чужой беде не смейся, Голубок!
Сильнее кошки зверя нет. )- Приведите примеры из нашей жизни, которые соответствуют этим выражениям. 
- А сейчас посмотрите  сценку к басне «Волк и Лисица» .(Инсценирование басни «Волк и Лисица» учащимися.) 
                           Басня «Волк и Лисица» 
Охотно мы дарим 
Что нам не надобно самим.
Мы это басней поясним,
Затем, что истина сноснее вполоткрыта.
Лиса, курятинки накушавшись досыта 
И добрый ворошок припрятавши в запас, 
Под стогом прилегла вздремнуть в вечерний час.
Глядит, а в гости к ней голодный Волк тащится. 
«Что, кумушка, беды! – он говорит,- 
Ни косточкой не мог нигде я поживиться;
Меня так голод и морит;
Собаки злы, пастух не спит, 
Пришло хоть удавиться!»
«Неужели?» «Право так.»«Бедняжка куманек!
Да не изволишь ли сенца? Вот целый стог:
Я куму услужить готова».
А куму не сенца, хотелось бы мяснова – 
Да про запас Лиса не слова.
И серый рыцарь мой, 
Обласкан по уши кумой, 
Пошел без ужина домой. 
Итог урока.
 - Как вы думаете, для чего надо изучать басни? 
- Чему учат нас басни? 
- До сегодняшнего дня живы крыловские образы и широко известны в быту, их знают по все стране. С того дня, когда Крылов написал их, прошло больше ста лет, а басни Ивана Андреевича Крылова живут, их знают, любят и ценят. Они не могут состариться, потому что настоящие, правдивые, поэтически сильные и правдивые слова не стареют. Они становятся достоянием всего народа.