Выступление на тему:ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ МИНИМАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИЗАРТРИИ

Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник»
















ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ
МИНИМАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИЗАРТРИИ

Методические рекомендации

Разработчик
Соломеина Наталья Анатольевна,
логопед первой квалификационной категории













Сургут
2011
Методические рекомендации
по проведению обследования состояния устной речи
и моторных функций у детей с дизартрией

Нарушения произносительной стороны речи у детей с дизартрией имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
Изучение зависимости состояния звукопроизношения от уровня развития моторной сферы у детей с дизартрией позволяет количественно и качественно оценить речевое развитие ребенка, определить содержание коррекционной работы.
Методика исследования состояния устной речи и моторных функций у детей с дизартрией составлена с опорой на методические рекомендации Н.М. Трубниковой. Используемые приемы и методы учитывают принципы анализа речевой патологии (Р.Е. Левина), методы обследования нарушения речи (Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина), тесты по исследованию двигательных функций (А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкий).
Логопедическое обследование рекомендуется начинать с изучения медицинской и педагогической документации, сбора сведений о ребенке. Затем проводить исследование состояния общей моторики и моторики пальцев рук, артикуляционного аппарата, фонетической стороны речи и фонематических процессов. В ходе обследования на каждого ребенка заполняется речевая карта, составляется логопедическое заключение, разрабатывается план индивидуальной работы.


Методика обследования моторных функций

При изучении моторной сферы обследуемый выполняет ряд проб. Все предлагаемые задания сначала выполняются по показу, затем по словесной инструкции. Отмечается объем, точность, плавность и легкость движения, темп, устойчивость конечного результата, переключение с одного движения на другое. Характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторной сферы.
При обследовании анатомического строения артикуляционного аппарата отмечаются отклонения, указывается вид и характер выявленных отклонений. Используются приемы исследования лицевой моторики, которые позволяют обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи.
Выполнение проб оценивается в баллах, результаты обследования заносятся в речевые карты.
Приемы обследования состояния общей моторики:
Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб:
руки вперед, вверх, в стороны, на пояс;
повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного движения.
Исследование произвольного торможения:
маршировать и остановиться внезапно по сигналу.
Исследование статической координации движений:
стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед (время выполнения 5 секунд, по 2 раза для каждой ноги);
стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед (время выполнения 5 секунд).
Исследование динамической координации движений:
маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями (хлопок производить в промежутке между шагами);
выполнить подряд 3-5 приседаний (пола пятками не касаться, выполнять только на носках).
Исследование пространственной организации двигательного акта:
повторить за логопедом движения: ходьба по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева;
то же выполнить слева;
по словесной инструкции проделать эти же задания.
Исследование темпа:
в течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук, по сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился (движения рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить);
письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе, в течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в первоначальном темпе.
Исследование ритмического чувства:
простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок;
музыкальное эхо: логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту (бубен, барабан и т.д.), ребенок должен точно повторить услышанное.
Оценивание:
1 балл – выполнение движений не удается;
2 балла – нарушение переключаемости с одного движения на другое, последовательности выполнения движений, удержание позы с напряжением, балансировка, ошибки в пространственной координации, несоблюдение темпа и ритма движений;
3 балла – правильное выполнение.
Приемы обследования произвольной моторики пальцев рук:
Исследование статической координации движений:
распрямить ладонь со сближенными пальцами и удержать в вертикальном положении под счет от 1 до 15 (выполнить на правой руке, на левой руке, на обеих руках одновременно);
распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет от 1 до 15 (выполнить в той же последовательности);
выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет от 1 до 15 (выполнить в той же последовательности);
показать второй и третий пальцы, остальные пальцы собрать в щепоть – «зайчик», удержать эту позу под счет от 1 до 15 (выполнить в той же последовательности);
второй и пятый пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак, удержать эту позу под счет от 1 до 15 (выполнить в той же последовательности);
сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать эту позу под счет от 1 до 15 (выполнить в той же последовательности);
положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать эту позу под счет от 1 до 15 (выполнить в той же последовательности).
Исследование динамической координации движений:
под счет пальцы сжать в кулак – разжать (выполнить 5-8 раз на правой руке, на левой руке, на обеих руках);
держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы – соединить вместе (выполнить в той же последовательности);
сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь (выполнить в той же последовательности);
попеременно соединять все пальцы с большим (выполнить в той же последовательности);
менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак (выполнить 5-8 раз);
положить вторые пальцы на третьи на обеих руках (выполнить 5-8 раз).
Оценивание:
1 балл – выполнение движений не удается;
2 балла – нарушение переключаемости с одного движения на другое, напряженность, скованность движений, несоблюдение темпа выполнения движений, наличие гиперкинезов, синкинезий;
3 балла – правильное выполнение.
Приемы обследования анатомического строения артикуляционного аппарата:
Наблюдение за мимической мускулатурой в покое.
Осмотр органов артикуляционного аппарата:
губы;
зубы;
прикус;
строение челюсти;
язык;
подъязычная уздечка;
маленький язычок;
небо.
Приемы обследования двигательных функций артикуляционного аппарата:
Исследование двигательной функции губ:
сомкнуть губы;
округлить губы, как при произношении звука «о» (удержать позу под счет до 5);
вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у» (удержать позу под счет до 5);
вытянуть губы и сомкнуть их – «хоботок» (удержать позу под счет до 5);
растянуть губы – «улыбка» (зубов не видно) (удержать позу под счет до 5);
поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы) (удержать позу под счет до 5);
опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы) (удержать позу под счет до 5);
одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю (удержать позу под счет до 5);
многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п».
Исследование двигательной функции челюсти:
широко раскрыть рот, как при произношении звука «а», закрыть;
сделать движение нижней челюстью вправо;
сделать движение нижней челюстью влево;
выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
Исследование двигательных функций языка:
положить широкий язык на нижнюю губу (удержать позу под счет до 5);
положить широкий язык на верхнюю губу (удержать позу под счет до 5);
переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ;
сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким);
упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку;
поднять кончик языка к верхним зубам (удержать позу под счет до 5), опустить к нижним зубам;
выдвинуть широкий язык вперед, затем занести назад в ротовую полость;
стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу, закрыть глаза (логопед поддерживает спину ребенка) (удержать позу под счет до 5).
Исследование двигательной функции мягкого неба:
широко открыть рот и четко произнести звук «а»;
провести шпателем по мягкому небу
при высунутом между зубами языке надуть щеки и сделать сильный выдох (как будто задувается пламя свечи).
Исследование продолжительности и силы выдоха:
сыграть на любом духовом инструменте-игрушке;
сделать выдох на легкий предмет.
Оценивание:
1 балл – выполнение движений не удается;
2 балла – недостаточный объем движений, нарушение переключаемости, напряженность, скованность, быстрая истощаемость, асимметрия движений, наличие тремора, гиперкинезов, саливации, синкинезий;
3 балла – правильное выполнение.
Приемы обследования динамической организации движений органов артикуляционного аппарата:
оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижнюю зубы, закрыть рот;
широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы;
широко раскрыть рот, затем полузакрыть и закрыть его;
широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить на нижние зубы и закрыть рот;
положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка на нижние зубы и закрыть рот;
повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется): «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», «па-ка-та», «пла-кло-тлу», «рал-лар-тар-тал», «скла-взма-бцра».
Оценивание:
1 балл – выполнение движений не удается;
2 балла – замена одного движения другим, поиск артикуляции, «застревание» на одном движении, напряженность, быстрая истощаемость, наличие тремора, гиперкинезов, саливации, синкинезий;
3 балла – правильное выполнение.
Приемы обследования лицевой моторики:
Исследование объема и качества движений мышц лба:
нахмурить брови;
поднять брови;
наморщить лоб.
Исследование объема и качества движений мышц глаз:
легко сомкнуть веки;
плотно сомкнуть веки;
закрыть правый глаз, затем левый;
подмигнуть.
Исследование объема и качества движений мышц щек:
надуть левую щеку;
надуть правую щеку;
надуть обе щеки одновременно;
втянуть щеки в рот.
Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз:
выразить мимикой лица удивление;
радость;
испуг;
грусть;
сердитое лицо.
Исследование символического праксиса:
свист;
поцелуй;
улыбка;
оскал;
плевок;
цоканье.
Оценивание:
1 балл – выполнение движений не удается;
2 балла – недостаточный объем движений, напряженность, изолированное надувание одной щеки не удается, движение выполняется с одной стороны, наличие тремора, гиперкинезов, саливации, синкинезий;
3 балла – правильное выполнение.


Методика обследования фонетической системы языка

При изучении фонетической системы языка обследуемый выполняет ряд заданий. При обследовании произношения обращается внимание на то, как ребенок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применяются задания, состоящие в многократном повторении одного звука, что позволяет обнаружить трудности иннервации артикуляционного акта, особенно в случаях «стертой» дизартрии. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях есть слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, середине и конце слова. На основе полученных данных определяется характер нарушения произношения: отсутствие, искажение, замена, смешение звуков.
Выполнение заданий оценивается в баллах, результаты обследования заносятся в речевые карты.
Обследование произношения звука [с]:
Изолированное произнесение звука.
Произнесение звука в слогах:
повторить за логопедом: са, аса, ас, ста.
Произнесение звука в словах:
назвать картинку: самолёт, бусы, нос, стол;
повторить за логопедом: самолёт, бусы, нос, стол.
Употребление звука в собственной речи:
составить предложение по сюжетной картинке: Слава рисует самолёт.
Обследование произношения звука [с']:
Изолированное произнесение звука.
Произнесение звука в слогах:
повторить за логопедом: си, иси, ись, сти.
Произнесение звука в словах:
назвать картинку: сирень, лисята, гусь, письмо;
повторить за логопедом: сирень, лисята, гусь, письмо.
Употребление звука в собственной речи:
составить предложение по сюжетной картинке: Вася читает письмо.
Обследование произношения звука [з]:
Изолированное произнесение звука.
Произнесение звука в слогах:
повторить за логопедом: за, аза, зва.
Произнесение звука в словах:
назвать картинку: замок, коза, звонок;
повторить за логопедом: замок, коза, звонок.
Употребление звука в собственной речи:
составить предложение по сюжетной картинке: Лиза кормит козу.
Обследование произношения звука [з']:
Изолированное произнесение звука.
Произнесение звука в слогах:
повторить за логопедом: зи, изи, зди.
Произнесение звука в словах:
назвать картинку: зебра, газета, корзина;
повторить за логопедом: зебра, газета, корзина.
Употребление звука в собственной речи:
составить предложение по сюжетной картинке: Зина читает газету.
Обследование произношения звука [ш]:
Изолированное произнесение звука.
Произнесение звука в слогах:
повторить за логопедом: ша, аша, аш, шта.
Произнесение звука в словах:
назвать картинку: шуба, машина, душ, шкаф;
повторить за логопедом: шуба, машина, душ, шкаф.
Употребление звука в собственной речи:
составить предложение по сюжетной картинке: Малыш играет машиной.
Обследование произношения звука [ж]:
Изолированное произнесение звука.
Произнесение звука в слогах:
повторить за логопедом: жа, ажа, жда.
Произнесение звука в словах:
назвать картинку: жук, лыжи, ножницы;
повторить за логопедом: жук, лыжи, ножницы.
Употребление звука в собственной речи:
составить предложение по сюжетной картинке: На столе лежат ножницы.
Обследование произношения звука [ц]:
Изолированное произнесение звука.
Произнесение звука в слогах:
повторить за логопедом: ца, аца, ац, цва.
Произнесение звука в словах:
назвать картинку: цапля, курица, огурец, цветы;
повторить за логопедом: цапля, курица, огурец, цветы.
Употребление звука в собственной речи:
составить предложение по сюжетной картинке: Курица гуляет с цыплятами.
Обследование произношения звука [ч]:
Изолированное произнесение звука.
Произнесение звука в слогах:
повторить за логопедом: ча, ача, ач, чка.
Произнесение звука в словах:
назвать картинку: чашка, туча, ключ, очки;
повторить за логопедом: чашка, туча, ключ, очки.
Употребление звука в собственной речи:
составить предложение по сюжетной картинке: Девочка пьет чай из чашки.
Обследование произношения звука [щ]:
Изолированное произнесение звука.
Произнесение звука в слогах:
повторить за логопедом: ща, аща, ащ.
Произнесение звука в словах:
назвать картинку: щука, ящик, плащ, борщ;
повторить за логопедом: щука, ящик, плащ, борщ.
Употребление звука в собственной речи:
составить предложение по сюжетной картинке: В ящике лежат овощи.
Обследование произношения звука [л]:
Изолированное произнесение звука.
Произнесение звука в слогах:
повторить за логопедом: ла, ала, ал, лка.
Произнесение звука в словах:
назвать картинку: лампа, голубь, стул, белка;
повторить за логопедом: лампа, голубь, стул, белка.
Употребление звука в собственной речи:
составить предложение по сюжетной картинке: Белка нашла яблоко.
Обследование произношения звука [л’]:
Изолированное произнесение звука.
Произнесение звука в слогах:
повторить за логопедом: ли, или, иль.
Произнесение звука в словах:
назвать картинку: лимон, телефон, ель, туфли;
повторить за логопедом: лимон, телефон, ель, туфли.
Употребление звука в собственной речи:
составить предложение по сюжетной картинке: Любе купили туфли.
Обследование произношения звука [р]:
Изолированное произнесение звука.
Произнесение звука в слогах:
повторить за логопедом: ра, ара, ар, рда.
Произнесение звука в словах:
назвать картинку: роза, корова, топор, ведро;
повторить за логопедом: роза, корова, топор, ведро.
Употребление звука в собственной речи:
составить предложение по сюжетной картинке: Корова ест траву.
Обследование произношения звука [р’]:
Изолированное произнесение звука.
Произнесение звука в слогах:
повторить за логопедом: ри, ири, ирь.
Произнесение звука в словах:
назвать картинку: репа, верёвка, дверь, брюки;
повторить за логопедом: репа, верёвка, дверь, брюки.
Употребление звука в собственной речи:
составить предложение по сюжетной картинке: На грядке созрела репа.
Оценивание:
1 балл – нарушение произношения более десяти звуков;
2 балла – нарушение произношения до десяти звуков;
3 балла – правильное произношение всех звуков в любых позициях.


Методика обследования фонематических процессов

При изучении фонематических процессов используется ряд специальных усложненных заданий. Обследуется: состояние фонематического слуха; способность различать звуки, близкие по артикуляционным и акустическим признакам; умение дифференцировать слова, близкие по звуковому составу, слова-паронимы. При изучении функций фонематического слуха проводится обследование навыка звукового анализа слова, так как эти процессы взаимосвязаны.
Выполнение заданий оценивается в баллах, результаты обследования заносятся в речевые карты.
Приемы обследования фонематических процессов:
Опознание фонем:
свистящие: «Подними руку, если услышишь звук с: з, ш, с, ч, ж», «Подними руку, если услышишь звук з: с, ж, в, з, ш»;
шипящие: «Подними руку, если услышишь звук ш: ф, с, ч, ш, з», «Подними руку, если услышишь звук ж: з, в, ж, с, ш»;
аффрикаты: «Подними руку, если услышишь звук ц: с, щ, т, ц, ш», «Подними руку, если услышишь звук ч: ш, ф, т, ч, ц», «Подними руку, если услышишь звук щ: ф, с, щ, ж, з»;
соноры: «Подними руку, если услышишь звук л: в, р, г, л, у», «Подними руку, если услышишь звук р: д, г, л, р, х».
Различение фонем, близких по артикуляционным признакам:
свистящие – шипящие: «Покажи, где крыша, а где крыса», «Покажи, где роза, а где рожа»;
свистящие – аффрикаты: «Покажи, где цапля, а где сабля»;
шипящие – аффрикаты: «Покажи, где кочка, а где кошка»;
соноры: «Покажи, где рожки, а где ложки», «Покажи, где малина, а где Марина».
Различение фонем, близких по акустическим признакам:
звонкие - глухие: «Покажи, где суп, а где зуб», «Покажи, где шар, а где жар»;
твердые - мягкие: «Покажи, где сани, а где сени», «Покажи, где зубры, а где зебры», «Покажи, где лук, а где люк», «Покажи, где хор, а где хорь».
Повторение слогового ряда:
свистящие – шипящие: са-ша-са, за-жа-за;
свистящие – аффрикаты: ца-са-ца;
шипящие – аффрикаты: ша-ча-ча;
соноры: ра-ла-ра, ря-ля-ря;
звонкие – глухие: са-за-са, жа-ша-жа;
твердые – мягкие: са-ся-са, зя-за-зя, ла-ля-ла, ря-ра-ря.
Выделение исследуемого звука среди слогов:
свистящие: «Подними руку, если услышишь слог зо звуком с: за, ша, са, ча, жа, са», «Подними руку, если услышишь слог со звуком з: са, жа, ва, за, ша, за»;
шипящие: «Подними руку, если услышишь слог со звуком ш: фа, са, ша, ча, ша», «Подними руку, если услышишь слог со звуком ж: за, ва, жа, са, жа»;
аффрикаты: «Подними руку, если услышишь слог со звуком ц: са, ща, ца, ца, та, ша», «Подними руку, если услышишь слог со звуком ч: ча, фя, тя, ча, фя, ся», «Подними руку, если услышишь слог со звуком щ: фя, ся, ща, зя, ща»;
соноры: «Подними руку, если услышишь слог со звуком л: ва, ра, га, ла, фа, ла», «Подними руку, если услышишь слог со звуком р: да, ра, га, ла, ра, ха».
Выделение исследуемого звука среди слов:
свистящие: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком с: заяц, суп, шапка, колбаса, нос, цапля», «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком з: сажа, заяц, ваза, шапка, зубы»;
шипящие: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком ш: шуба, фартук, салат, карандаш, груша», «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком ж: забор, ваза, жаба, лужа, чашка»;
аффрикаты: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком ц: сапоги, цапля, щука, огурец, курица», «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком ч: чашка, тигр, мяч, овощи, девочка», «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком щ: плащ, синица, щавель, шалаш, филин»;
соноры: «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком л: вагон, лампа, молоток, рука, укол», «Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком р: дуб, рыба, губы, гора, забор».
Определение наличия звука в названии картинок:
свистящие: «Покажи, в названиях каких картинок есть звук с: заяц, суп, шапка, колбаса, нос, цапля», «Покажи, в названиях каких картинок есть звук з: сажа, заяц, ваза, шапка, зубы»;
шипящие: «Покажи, в названиях каких картинок есть звук ш: шуба, фартук, салат, карандаш, груша», «Покажи, в названиях каких картинок есть звук ж: забор, ваза, жаба, лужа, чашка»;
аффрикаты: «Покажи, в названиях каких картинок есть звук ц: сапоги, цапля, щука, огурец, курица», «Покажи, в названиях каких картинок есть звук ч: чашка, тигр, мяч, овощи, девочка», «Покажи, в названиях каких картинок есть звук щ: плащ, синица, щавель, шалаш, филин»;
соноры: «Покажи, в названиях каких картинок есть звук л: вагон, лампа, молоток, рука, укол», «Покажи, в названиях каких картинок есть звук р: дуб, рыба, губы, гора, забор».
Оценивание:
1 балл – задание не выполнено;
2 балла – ошибки в опознании и различении фонем, неправильное повторение слогового ряда и выделение звука среди слогов и слов, ошибки в определении наличия звука в названии картинок;
3 балла – правильное выполнение.
Приемы обследования навыка звукового анализа и синтеза:
Определение количества звуков в словах:
«Сколько звуков в слове рак (луна, шапка)».
Определение последовательности звуков в словах:
«Назови последовательно каждый звук в слове мак (шуба, крыша)».
Определение позиции звука в слове:
выделение ударного гласного в начале слова: «Назови первый звук в слове утка (аист, облако)»;
выделение ударного гласного в конце слова: «Назови последний звук в слове рука (грибы, кольцо)»;
выделение согласного в конце слова: «Назови последний звук в слове кот (стул, щенок)»;
выделение согласного в начале слова: «Назови первый звук в слове сапоги (ракета, ландыш)»;
выделение согласного в середине слова: «Назови третий звук в слове сосна (белка)».
«Определи количество гласных и согласных звуков в слове рыба (сумка)».
Сравнение слов по звуковому составу:
подобрать картинки, названия которых отличаются только по одному звуку: мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук, стол;
сказать, в чем отличие этих слов.
Оценивание:
1 балл – задание не выполнено;
2 балла – ошибки в определении количества и позиции звуков в словах, неправильное сравнение слов по звуковому составу;
3 балла – правильное выполнение.

































Карта обследования
состояния устной речи и моторных функций
у детей с легкой степенью дизартрии

I. Общие сведения
Дата проведения обследования _______________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество _____________________________________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________________________________________
Домашний адрес ____________________________________________________________________________________
Заключение психиатра ______________________________________________________________________________
Диагноз невропатолога ______________________________________________________________________________
Состояние органов слуха и носоглотки _________________________________________________________________
Данные окулиста ___________________________________________________________________________________
Заключение медико-педагогической комиссии __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Посещает (посещал) дошкольное учреждение (специальное или нет) _______________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Посещает (посещал) школу (специальную или нет), класс обучения ________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Краткая характеристика ребенка по данным педагогических наблюдений ___________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Жалобы родственников ______________________________________________________________________________
Данные о родителях ребенка _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Общий анамнез:
от какой беременности ребенок _______________________________________________________________________
характер беременности ______________________________________________________________________________
течение родов ______________________________________________________________________________________
вес и рост при рождении _____________________________________________________________________________
на какие сутки был выписан из роддома ________________________________________________________________
вскармливание _____________________________________________________________________________________
особенности питания ________________________________________________________________________________
перенесенные ребенком заболевания, травмы, интоксикации ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие:
когда начал различать слуховые и зрительные раздражители, тянуться за игрушками _________________________
__________________________________________________________________________________________________
когда стал держать голову ___________________________________________________________________________
когда стал самостоятельно садиться ___________________________, ходить _________________________________
когда появились зубы _______________________________________________________________________________
поведение ребенка до года ___________________________________________________________________________
появление навыков самообслуживания _________________________________________________________________
Речевой анамнез:
гуление ___________________________________________________________________________________________
лепет _____________________________________________________________________________________________
первые слова, фразы ________________________________________________________________________________
как шло развитие речи _______________________________________________________________________________
с какого времени замечено нарушение речи _____________________________________________________________
речевая среда, в которой рос ребенок __________________________________________________________________
занимался ли с логопедом ____________________________________________________________________________
характеристика речи в настоящее время ________________________________________________________________
Выводы: ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

II. Обследование состояния общей моторики
Прием
Содержание задания
Характер выполнения
Оценка

Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб
Логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс.




Повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения.



Исследование произвольного торможения движений
Маршировать и остановиться внезапно по сигналу.



Исследование статической координации движений
Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения 5 сек., по 2 раза для каждой ноги.




Стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 сек.



Исследование динамической координации движений
Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами.




Выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.



Исследование пространственной организации двигательного акта
Повторить за логопедом движения: ходьба по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева.




То же выполнить слева.




По словесной инструкции проделать эти же задания.



Исследование темпа
В течение определенного времени удерживать заданный темп в движениях рук. По сигналу логопеда предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился. Движения рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.




Письменная проба: предлагается чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 сек. в произвольном темпе. В течение следующих 15 сек. чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 сек. чертить в первоначальном темпе.



Исследование ритмического чувства
Простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок: // /, / // /// /, / /// // //, // ///
/// //, /// /// // ////, //// //




Музыкальное эхо: логопед ударяет в определенном ритме по ударному инструменту (бубен, барабан и т.д.), ребенок должен точно повторить услышанное.



Средний балл


Выводы: ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________





III. Обследование произвольной моторики пальцев рук
Прием
Содержание задания
Характер выполнения
Оценка

Исследование статической координации движений
Распрямить ладонь со сближенными пальцами и удержать в вертикальном положении под счет от 1 до 15. Выполнить на правой руке, на левой руке, на обеих руках одновременно.




Распрямить ладонь, развести все пальцы в стороны и удержать в этом положении под счет от 1 до 15. Выполнить в той же последовательности.




Выставить первый и пятый пальцы и удержать эту позу под счет от 1 до 15. Выполнить в той же последовательности.




Показать второй и третий пальцы, остальные пальцы собрать в щепоть – «зайчик», удержать эту позу под счет от 1 до 15. Выполнить в той же последовательности.




Второй и пятый пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак, удержать эту позу под счет от 1 до 15. Выполнить в той же последовательности.




Сложить первый и второй пальцы в кольцо, остальные выпрямить, удержать эту позу под счет от 1 до 15. Выполнить в той же последовательности.




Положить третий палец на второй, остальные собрать в кулак, удержать эту позу под счет от 1 до 15. Выполнить в той же последовательности.



Исследование динамической координации движений
Под счет пальцы сжать в кулак – разжать. Выполнить 5-8 раз на правой руке, на левой руке, на обеих руках.




Держа ладонь на поверхности стола, разъединить пальцы – соединить вместе. Выполнить в той же последовательности.




Сложить пальцы в кольцо – раскрыть ладонь. Выполнить в той же последовательности.




Попеременно соединять все пальцы с большим. Выполнить в той же последовательности.




Менять положение обеих рук одновременно: одна кисть в позе «ладони», другая сжата в кулак. Выполнить 5-8 раз.




Положить вторые пальцы на третьи на обеих руках. Выполнить 5-8 раз.



Средний балл


Выводы: ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________








IV. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата
Обследование анатомического строения органов артикуляционного аппарата
Наблюдение за мимической мускулатурой в покое: ___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
Губы ___________________________________________________________________________________________________
Зубы ___________________________________________________________________________________________________
Прикус _________________________________________________________________________________________________
Строение челюсти _______________________________________________________________________________________
Язык ___________________________________________________________________________________________________
Подъязычная уздечка _____________________________________________________________________________________
Маленький язычок _______________________________________________________________________________________
Нёбо ___________________________________________________________________________________________________

Выводы: ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

Обследование моторики органов артикуляционного аппарата
Исследование двигательных функций артикуляционного аппарата
Прием
Содержание задания
Характер выполнения
Оценка

Исследование двигательной функции губ
Сомкнуть губы.




Округлить губы, как при произношении звука «о»,
удержать позу под счет до 5.




Вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», удержать позу под счет до 5.




Вытянуть губы и сомкнуть их – «хоботок», удержать позу под счет до 5.




Растянуть губы – «улыбка» (зубов не видно), удержать позу под счет до 5.




Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы), удержать позу под счет до 5.




Опустить нижнюю губу вниз (видны нижние зубы), удержать позу под счет до 5.




Одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю, удержать позу под счет до 5.




Многократно произносить
губные звуки «б-б-б», «п-п-п».



Исследование двигательной
функции челюсти
Широко раскрыть рот, как при произношении звука
«а», закрыть.




Сделать движение нижней челюстью вправо.




Сделать движение нижней челюстью влево.




Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.



Исследование двигательных функций языка (исследование объема и качества движений)
Положить широкий язык на нижнюю губу, удержать позу под счет до 5.




Положить широкий язык на верхнюю губу, удержать позу под счет до 5.




Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ.




Сделать язык «лопатой» (широким), а затем «иголочкой» (узким).




Упереть кончик языка в правую, а затем в левую щеку.




Поднять кончик языка к верхним зубам, удержать позу под счет до 5, опустить к нижним зубам.




Выдвинуть широкий язык вперед, затем занести назад в ротовую полость.




Стоя вытянуть руки вперед, кончик языка положить




на нижнюю губу, закрыть глаза (логопед поддерживает спину ребенка). Удержать позу под счет до 5.



Исследование двигательной функции мягкого неба
Широко открыть рот и четко произнести звук «а».




Провести шпателем по мягкому небу.




При высунутом между зубами языке надуть щеки и сделать сильный выдох (как будто задувается пламя свечи).



Исследование продолжительности и силы выдоха
Сыграть на любом духовом инструменте-игрушке (губной гармошке, дудочке).




Сделать выдох на легкий предмет (пушинку, листок).



Средний балл


Выводы: ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

Исследование динамической организации движений органов артикуляционного аппарата
Содержание задания
Характер выполнения
Оценка

Оскалить зубы, широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, занести язык за нижние зубы, закрыть рот.



Широко открыть рот, как при звуке «а», растянуть губы в улыбку, вытянуть губы в трубочку, закрыть рот и сомкнуть губы.



Широко раскрыть рот, затем полузакрыть и закрыть его.



Широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхним зубам, затем опустить за нижние зубы и закрыть рот.



Положить широкий язык на нижнюю губу, приподнять боковые края и кончик языка, чтобы получилась «чашечка», занести эту «чашечку» в рот, опустить кончик языка за нижние зубы и закрыть рот.



Повторить звуковой или слоговой ряд несколько раз (последовательность звуков и слогов изменяется): «а-и-у», «у-и-а», «ка-па-та», «па-ка-та», «пла-кло-тлу», «рал-лар-тар-тал», «скла-взма-бцра».



Средний балл


Выводы: ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

Обследование лицевой моторики
Прием
Содержание задания
Характер выполнения
Оценка

Исследование объема и качества движений мышц лба
Нахмурить брови.




Поднять брови.




Наморщить лоб.



Исследование объема и качества движений мышц глаз
Легко сомкнуть веки.




Плотно сомкнуть веки.




Закрыть правый глаз, затем левый.




Подмигнуть.



Исследование объема и качества движений мышц щек
Надуть левую щеку.




Надуть правую щеку.




Надуть обе щеки одновременно.




Втянуть щеки в рот.



Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз
Выразить мимикой лица удивление.




Радость.




Испуг.




Грусть.




Сердитое лицо.



Исследование символического праксиса
Свист.




Поцелуй.




Улыбка.




Оскал.




Плевок.




Цоканье.



Средний балл


Выводы: ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________












V. Обследование фонетической стороны речи
1. Обследование произношения звуков
Протокол обследования звукопроизношения
Исследуемый звук
Оптический раздражитель (картинка)
Речевая реакция на оптический раздражитель (картинку)
Речевая реакция на акустический раздражитель (воспроизведение по слуху)
Употребление звука
в собственной речи (по сюжетной картинке)
Произношение звука
Характер нарушения произношения
Примечание






изолированно
в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных)
отсутствие звука
искажение звука
замена звука
смешение звуков


А
аист
аквариум
акула











О
осы
кошка окно











У
утка
муха
кенгуру











Э
Эля
перец











Ы
дым
мышь












грибы











И
ива
сливы
петухи











П
панама
капуста
суп
платок











П’
петух
опята
цепь
спина











Б
бабочка
зубы
арбуз











Б’
белка
кубики
блюдце











Т
тапочки
ракета
кот
котлеты











Т’
телевизор
утята тетрадь
картина
спагетти











Д
дыня
радуга
карандаш











Д’
диван
крокодил
гвоздика











К
курица
сорока
паук
зеркало











К’
кисточка
ракета
тапки











Г
горох
попугай
глаза











Г’
гитара бегемот
сапоги











Х
халат
сахар
петух
хлеб











Х’
хижина
орехи
петухи











Ф
фартук
телефон
жираф
кофта











Ф’
филин
кефир
морковь
конфеты











В
волк
корова
гвозди











В’
вилка
ковёр
свёкла











С
самолёт
бусы
нос
стол











С’
сирень
лисята
гусь письмо











З
замок
коза
звонок





·
зебра
газета












корзина











Ш
шуба
машина
душ
шкаф











Ж
жук
лыжи
ножницы











Ц
цапля
курица
огурец цветы











Ч
чашка
туча
ключ
очки











Щ
щука
ящик
плащ
борщ











М
мыло
комар
дом
компот











М’
мел
помидор
семь












сметана











Н
нож
луна лимон
танк











Н’
нитки
кони
пень
коньки











Л
лампа
голубь
стул
белка











Л’
лимон
телефон
ель
туфли











Р
роза корова
топор
ведро











Р’
репа
верёвка дверь
брюки











j
яблоко
ёж












юбка
енот












заяц
змея












чайник
воробей












свинья
ружьё
платье











Оценка


Выводы: ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________


2. Состояние просодики
Голос __________________________________________________________________________________________________
Темп речи ______________________________________________________________________________________________
Мелодико-интонационная окраска речи _____________________________________________________________________
Дыхание _______________________________________________________________________________________________

Выводы: ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________




VI. Обследование состояния функций фонематического слуха
Содержание задания
Речевой
и наглядный материал
Ответы ребенка
Характер выполнения
Оценка

Опознание фонем. Подними руку, если услышишь звук «с» и т.д.
Свистящие
с: з, ш, с, ч, ж
з: с, ж, в, з, ш





Шипящие
ш: ф, с, ч, ш, з
ж: з, в, ж, с, ш





Аффрикаты
ц: с, щ, т, ц, ш
ч: ш, ф, т, ч, ц
щ: ф, с, щ, ж, з





Соноры
л: в, р, г, л, у
р: д, г, л, р, х




Различение фонем, близких по артикуляционным признакам.
Покажи, где , а где
Свистящие – шипящие
крыша – крыса
роза – рожа





Свистящие – аффрикаты
цапля – сабля





Шипящие – аффрикаты
кочка – кошка





Соноры
рожки – ложки
малина – Марина




Различение фонем, близких по акустическим признакам.
Покажи, где , а где
Звонкие – глухие
суп – зуб
шар – жар





Твердые – мягкие
сани – сени
зубры – зебры лук – люк
хор – хорь





Повторение за логопедом слогового ряда
Свистящие – шипящие
са-ша-са
за-жа-за





Свистящие – аффрикаты
ца-са-ца





Шипящие – аффрикаты
ша-ча-ча





Соноры
ра-ла-ра
ря-ря-ля





Звонкие – глухие
са-за-са
жа-ша-жа





Твердые – мягкие
са-ся-са
зя-за-зя
ла-ля-ла
ря-ра-ря




Выделение исследуемого звука среди слогов. Подними руку,
если услышишь слог со звуком «с» и т.д.
Свистящие

с: за, ша, са, ча, жа, са
з: са, жа, ва, за, ша, за





Шипящие
ш: фа, са, ша, ча, ша
ж: за, ва, жа, са, жа





Аффрикаты
ц: са, ща, ца, ца, та, ша
ч: ча, фя, тя, ча, фя, ся
щ: фя, ся, ща, зя, ща





Соноры
л: ва, ра, га, ла, фа, ла
р: да, ра, га, ла, ра, ха




Выделение исследуемого звука среди слов.
Хлопни в ладоши,
если услышишь слово со звуком «с» и т.д.
Свистящие
с: заяц, суп, шапка, колбаса, нос, цапля
з: сажа, заяц,
ваза, шапка, зубы





Шипящие
ш: шуба, фартук, салат, карандаш, груша
ж: забор, ваза, жаба, лужа, чашка





Аффрикаты
ц: сапоги, цапля, щука, огурец, курица
ч: чашка, тигр, мяч, овощи, девочка
щ: плащ, синица, щавель, шалаш, филин





Соноры
л: вагон, лампа, молоток, рука, укол
р: дуб, рыба, губы, гора, забор




Определение наличия звука в названии картинок. Покажи, в названиях каких картинок есть звук «с» и т.д.
Свистящие
с: заяц, суп, шапка, колбаса, нос, цапля
з: сажа, заяц, ваза, шапка, зубы





Шипящие
ш: шуба, фартук, салат, карандаш, груша
ж: забор, ваза, жаба, лужа, чашка





Аффрикаты
ц: сапоги, цапля, щука, огурец, курица
ч: чашка, тигр, мяч, овощи, девочка
щ: плащ, синица, щавель, шалаш, филин





Соноры
л: вагон, лампа, молоток, рука, укол
р: дуб, рыба, губы, гора, забор




Средний балл


Выводы: ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________

VII. Обследование навыков звукового анализа слова
Содержание задания
Речевой и наглядный материал
Ответы ребенка
Характер выполнения
Оценка

Определение количества звуков в словах
рак, луна, шапка




Определение последовательности звуков в словах
мак, шуба, крыша




Определение позиции звука в слове

Назови первый звук в слове
утка, аист, облако





Назови последний звук в слове
рука, грибы, кольцо





Назови последний звук в слове
кот, стул, щенок





Назови первый звук в слове
сапоги, ракета, ландыш





Назови третий звук в слове
сосна, белка





Определи количество гласных и согласных звуков в слове
рыба, сумка




Сравнение слов по звуковому составу
Подбери картинки, названия которых отличаются только по одному звуку
мак, бак, бык, рак, дом, стул, лук, сук, стол





Скажи, в чем отличие этих слов





Средний балл


Выводы: ________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________








Логопедическое заключение: ______________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________


Перспективный план индивидуальной работы
№ п/п
Направление (вид)
коррекционной работы
Содержание
коррекционной работы










« __» ________ 201__ г. ______________ / ___________________
подпись расшифровка










Дифференциальная диагностика сложной дислалии и дизартрии


Симптоматика
Дизартрия, минимальные проявления
Дислалия,
функциональная

Физический (анатомический компонент)


Часто короткая уздечка, т.к. сосательные движения в период гуления и лепета и артикуляторная тренировка ослаблены.
Норма.

Неврологический статус

Роды
Осложненные беременность и роды
Норма.

Крик
Часто первый крик глухой, короткий.
Крик звонкий, продолжительный.

Гуление, лепет
Гуление, лепет недостаточно интонированные.
Интонированные.

Мышечный тонус


Изменен по паретическому типу с большей выраженностью в артикуляторной, мимической и мускулатуре рук.
Напряженность корня языка, недостаточная выраженность кончика языка. Язык при открытии рта неспокойный, слегка оттягивается внутрь. При побуждении к действию либо становится узким и удлиняется, либо вялый с ограничением движения.
Несколько замедленный темп развития.
Снижена, плохое чувство ритма.
Норма.

Моторика
Несколько замедленный темп развития.
Пластичность, грациозность.

Точность движений
Снижена, плохое чувство ритма.


Норма.


Речь

Звукопроизношение


















Нарушено произношение переднеязычных звуков, так как их артикуляция связана с необходимостью выполнения сложных и высоко координированных движений языка.
Из-за нарушения тонуса мышц кончика языка свистящие звуки произносятся межзубно, заменяются щелевыми, а в произношении шипящих отмечается нижняя артикуляция. При смешанной картине нарушения тонуса мышц отмечается боковое произношение шипящих звуков. Недостаточность подъема спинки языка вверх нарушает произношение соноров. Снижение скорости переключения с одного движения на другое ведет к упрощению артикуляции, распаду аффрикат: «ч» распадается на «ть» и «щ», «ц» - на «ть» и «сь». В произношении детей наблюдается тенденция к сближению артикуляционных укладов, они не умеют в движениях артикуляции воспроизводить фонологические противопоставления в языке.
Исправленный в изолированном звучании звук нарушается снова в процессе связной речи.
Патология определенных фонем, исправленный звук легко автоматизируется.

















Голос
Голос нередко с назализованным оттенком, хриплый, сиплый, ослабленный, компенсаторное напряжение мышц глотки и шеи при громкой речи.
Голос звонкий, чистый.


Темп речи

Ускорен, реже замедлен.
Соответствует возрастной норме темпа речи.

Ритм

Некоторая аритмия связного высказывания, слоговая структура слова в части случаев формируется с задержкой.
Соответствует норме возрастного развития.

Внятность
Смазанность речи.
В норме.

Саливация


В процессе речи накапливает слюну во рту, плохо сглатывает, если долго говорит, слюна подтекает из уголков рта.
Сглатывание слюны автоматизируется в процессе развития речи.

Интонация

Несколько обеднена, не делает пауз между фразами, повествовательная интонация плохо развивается.
Развивается в соответствии с возрастом.

Речевое дыхание
Задержка в развитии, не делает достаточного речевого вдоха. Дополнительные вдохи в процессе высказывания, в связи с этим необоснованное паузирование.
В соответствии с нормой.

Динамика в процессе логопедических занятий


Резистентность нарушения звукопроизношения, затруднения автоматизации звуков.
Быстрая динамика, легкая автоматизация.

Фонетико-фонематическое восприятие


Парциальное нарушение, касается тех звуков, произношение которых нарушено.
Задержка развития фонематического внимания

Письмо и чтение


Некоторые трудности формирования письма и чтения, особенно при переходе на усложненные формы заданий.
В соответствии с возрастной нормой.

Невербальные процессы


Неточный оптико-пространственный гнозис, долго не может ориентироваться в схеме тела. Сенсомоторное развитие отстает от возрастной нормы, плохо определяет цвета, не знает оттенков. Внимание неустойчивое.
Соответствуют норме возрастного развития.




Методические рекомендации
по разработке содержания коррекционной работы
по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи
у детей с дизартрией

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по формированию произносительных навыков, развитию фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.
В практике логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с дизартрией обычно используются традиционные приемы, которые применяются при дислалии. Использование этих приемов является недостаточным и снижает эффективность логопедической работы.
У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формирования четкого восприятия и контроля. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков.
Учитывая, что нарушение моторных функций является первичным звеном, содержание логопедической работы по формированию моторного праксиса включает в себя следующие направления:
Нормализация общей моторики.
Развитие произвольной моторики пальцев рук.
Развитие мимической мускулатуры.
Развитие речевого дыхания и голоса.
Развитие артикуляционной моторики.
Формирование правильного звукопроизношения.
Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа.
Коррекционную работу необходимо проводить в сочетании с физиотерапией и медикаментозным лечением.
Педагогическая технология по формированию артикуляционной моторики у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии является одним из направлений работы.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Педагогическая технология
по формированию артикуляционной моторики у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Комплексы упражнений по формированию
артикуляционной моторики

Учитывая структуру дефекта, педагогическая технология содержит раздел по нормализации мышечного тонуса органов артикуляционного аппарата, в который входит: логопедический массаж, точечный массаж, миогимнастика.
Логопедический массаж направлен на нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата, расширение возможностей движения речевых мышц и включение их в процесс произношения (Архипова Е.Ф.)
При мышечном гипертонусе в оральной мускулатуре легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ и языка вызывают их расслабление. Движения производят двумя руками, придерживаясь направления от «периферии» к «центру».
Расслабление лицевой и губной мускулатуры проводится методом разглаживания:
в направлении от висков к середине лба;
от бровей к волосистой части головы;
вниз от линии лба через все лицо к шее;
от мочек уха по щекам к крыльям носа;
по верхней губе от угла рта к середине;
по нижней губе от угла рта к середине.
Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение должно выполняться 4-7 раз. Массаж по времени не должен превышать 3 минут.
Расслабление губ:
поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;
поглаживание верхней и нижней губы к центру;
постукивание губ;
точечный массаж губ.
Каждое массажное движение выполняется 6-8 раз несколько раз в день.
Расслабление мышц шеи. После легких расслабляющих движений по лицевой и губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Правая рука логопеда подводится под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает голову ребенка в одну и другую сторону, покачивает. Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.
Расслабление языка и коррекция его патологической формы. Массаж языка следует проводить после общего расслабления:
точечный массаж в области подчелюстной ямки в течение 15 секунд с вибрирующими движениями указательным пальцем под нижней челюстью;
вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами нижней челюсти (15 секунд);
легкое похлопывание, поглаживание языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка. Это массажное упражнение выполняется по 15 секунд 3-5 раз каждый день.
При мышечном гипотонусе проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны.
Укрепление лицевой мускулатуры:
поглаживание лба от середины к вискам;
поглаживание щек от носа к ушам;
поглаживание от подбородка к ушам;
разминание скуловой и щечной мышцы осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук, в направлении от виска по скуловой и щечной мышцам к подбородку.
После 4-5 движений интенсивность усиливается. Движения становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывающими отрицательных реакций у ребенка.
Для укрепление губной мускулатуры проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию губ:
от середины верхней губы к углам губ;
от середины нижней губы у углам;
поглаживание носогубных складок от углов рта к крыльям носа;
пощипывание губ.
Все движения выполняются 8-10 раз, ежедневно по 2-3 раза. Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которую проводят ручным методом или при помощи вибратора.
Укрепление языковой мускулатуры проводят с помощью деревянного шпателя:
массируют продольные мышцы языка, при этом шпателем поглаживают кончик языка от его средней части спинки – к концу языка;
с помощью ритмического надавливания на язык укрепляют вертикальные мышцы;
при поглаживании языка из стороны в сторону воздействуют на поперечные мышцы;
легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5-10 секунд, способствуют активизации мышц языка.
Все эти движения выполняются 4-6 раз.
При гиперкинезах языка проводится точечный массаж:
перекрестный точечный массаж в области губ: указательный палец левой руки помещается в середине носогубной складки слева, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. Указательный палец правой руки помещается на носогубную складку справа, а указательный палец девой руки опускается под угол губ слева, и производят вновь те же движения;
указательный палец левой руки располагается в области середины носогубной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа. Производятся вращательные движения в этих точках. Затем движения проводятся на противоположной стороне;
указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при перекрестном массаже, или же в точке под углом губ слева, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком за ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это же упражнение проводят на противоположной стороне.
Особенностью использования этих приемов является то, что движения повторяются 3-4 раза, подбираются они строго индивидуально и осторожно, так как неправильное выполнение может усилить гиперкинезы. Точечный массаж проводится ежедневно.
У детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии недостаточно развита динамика и статика мимических мышц. Поэтому в педагогическую технологию включена мимическая гимнастика, которая сопровождается текстом.
Мимическая гимнастика
Мы отправляемся в лес за грибами. (радость)
Грибов в лесу видимо-невидимо! (удивление)
Вот он «царь грибов» – огромный белый гриб! (восторг)
Мы срезали его, а он оказался червивым. (грусть)
Оглянулись вокруг – кругом полно грибов. (радость)
Набрали мы целую корзину грибов и отправились домой. (спокойствие)

Сегодня мы пойдем в сад. (радость)
Погода хорошая, светит солнышко. (спокойствие)
Фруктовых деревьев много-много! (восторг)
Здесь растут груши, яблоки, сливы! (удивление)
Вдруг туча закрыла солнце, наверно будет дождь. (грусть)
Уходи прочь туча! (злость)
Вдруг, как по волшебству, снова выглянуло солнце! (радость)
Мы смогли попробовать разные фрукты. (спокойствие, удовлетворение)

Однажды мы собрались в лес за ягодами. (радость)
В лесу мы увидели малину, землянику, костянику! (удивление)
Вдруг налетели комары и начали нас кусать! (гнев)
Выглянуло солнышко и комары улетели. (радость)
Мы собрали много ягод и пошли домой. (спокойствие)
Друзья сели в кресло, а у него сломалась ножка. (огорчение)
Все думали только об одном: «Что делать?» (удивление)
Наконец-то придумали! (радость)
Взяли молоток, гвозди и починили ножку. (счастье)
Теперь можно спокойно посидеть с друзьями. (спокойствие)
Учитывая особенности нарушения артикуляционной моторики у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, следующий раздел направлен на формирование кинестетических и кинетических ощущений от движений органов артикуляции.
Работа над развитием кинестетических ощущений направлена на воспитание кинестетических афферентаций артикуляторных движений, развитие кинестетического анализа и синтеза. Превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные движения органов артикуляционного аппарата является основной задачей работы по формированию кинетических ощущений.
Для формирования кинестетических и кинетических ощущений используется артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики – выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы логопед мог контролировать качество движения, а ребенок – ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются перед зеркалом, а после того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка. Учитывая возраст детей, артикуляционная гимнастика сопровождается рисунками и стихотворениями.
Комплекс артикуляционной гимнастики
на формирование кинестетических ощущений (Куликовская Т.А.)
Знакомство с язычком и его домиком
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок.
Он удобно в доме лег. (Широко открыть рот.)
Вход в дом двери запирают.
Двери разные бывают.
Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою. (Растянуть губы в улыбку.)
Двери-зубы. Осторожно.
Закрываются надежно. (Обнажить верхние и нижние зубы.)
В этом доме две стены.
Это щеки нам видны. (Надуть щеки.)
Пол есть тоже в доме нашем.
Челюсть нижнюю покажем.
Эта челюсть нижняя
В домике подвижная. (Вращать нижней челюстью.)
Потолок вверху, внутри.
Это нёбо. Посмотри. (Погладить языком небо.)
Язычок наш не скучает.
В доме сказки сочиняет.
При выполнении упражнений ребенок запоминает названия органов артикуляции, уточняет их положение и фиксирует ощущения от движений губ, челюсти, языка.
Комплекс артикуляционной гимнастики
на формирование кинетических ощущений (Куликовская Т.А.)
Сказка прогулочная
Язычок гулять идет.
Нас с собою он зовет.
Видит: губки очень гибки.
Ловко тянутся в улыбке.
А теперь наоборот:
Губки тянутся вперед. (Широко улыбнуться – вытянуть губы «трубочкой».)
Язычок наш удивляется:
Вот как щеки раздуваются! (Надуть щеки – втянуть.)
Можно вверх не подниматься,
А на лифте покататься! (Широко открыть – закрыть рот.)
Язычок не устает:
Вправо-влево он идет. (Тянуть язык вправо – влево.)
На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался. (Тянуться языком к носу – к подбородку.)
То иголка, то лопата
Язычки у вас, ребята. (Попеременно делать язык узким – широким.)
Язычок пошел домой
И улегся на покой.
При выполнении упражнений ребенок учится соединять отдельные движения, фиксирует ощущения от движений губ, челюсти, языка.
Также для развития кинестетических и кинетических ощущений используются упражнения на определение положения органов артикуляции.
Упражнения на определение положения органов артикуляции
Упражнения на определение положения губ:
Произнести звук [и] ([а], [о], [у], [ы], [э]) и определить положение губ.
Произнести сочетание звуков [иу] ([уа], [ои], [оу] и т.д.) и определить последовательное положение губ.
Определить звук по беззвучной артикуляции логопеда: [и], [а], [о], [у], [ы], [э].
Подобрать модель артикуляции звука.
Упражнения на определение положения кончика языка:
Произнести звуки [и] и [д], определить положение кончика языка.
Произнести сочетание звуков [ид], [ди], определить последовательное положение кончика языка.
Упражнения на различение узкого и широкого положения языка:
Произнести звуки [н] и [л], определить, при произнесении какого звука язык узкий (широкий).
Все упражнения сначала выполняются перед зеркалом, потом без зеркала, в работе используются модели артикуляции гласных звуков.
Важным разделом логопедической технологии является развитие статической координации движений. Для этого были подобраны статические упражнения и комплексы артикуляционной гимнастики с функциональной нагрузкой, которые способствуют совершенствованию артикуляционной моторики путем создания прочных афферентных связей.
Статические артикуляционные упражнения
с функциональной нагрузкой
«Заборчик»
Широка река, и улыбка широка.
Зубки все мои видны от краев и до десны.
(Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны зубы, удержать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
«Трубочка»
Я слегка открою рот,
Губы «трубочкой» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: «У-у-у!»
(Вытянуть губы вперед «трубочкой», удержать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
«Хоботок»
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну.
(Вытянуть сомкнутые губы вперед, удержать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
«Пузырь»
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой.
Оставайся такой
Да не лопайся.
(Надуть щеки, удержать щеки в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
«Обезьянка»
За нижнюю губку заложен язык –
Из зеркала смотрит мартышкин двойник.
(Приоткрыть рот, поместить язык между нижней губой и нижними зубами, удержать язык в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
« Бульдог»
За верхнюю губку заложен язык –
Бульдог уступать никому не привык.
(Приоткрыть рот, поместить язык между верхней губой и верхними зубами, удержать язык в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
«Лопаточка»
Язык лопатой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
(Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удержать язык в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
«Иголочка»
Посмотрите, вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как иголка,
Длинный язычок и колкий.
(Открыть рот, высунуть узкий язык как можно дальше, высунуть напряженный язык высунуть как можно дальше, удержать язык в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
«Чашечка»
К зубкам подняты края –
Вот и «чашечка» моя.
(Открыть рот, установить язык в форме чашечки, удержать язык в таком положении под счет от 1 до 5-10.)

«Грибок»
Догадаться кто бы мог.
Язычок наш, как грибок.
(Открыть рот, прижать широкий язык к небу (язык присасывается), удержать язык в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
«Горка»
Спинка языка сейчас
Станет горочкой у нас.
(Открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, поднять спинку, удержать язык в таком положении под счет от 1 до 5-10.)



«Парус»
Улыбаюсь, рот открыт:
«Парус» там уже стоит.
(Открыть рот, улыбнуться, кончик языка упереть в верхние зубы, удержать язык в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
Комплекс артикуляционных упражнений
на развитие статической координации движений
Считалочка (Куликовская Т.А.)
Раз – подуем в дудочки,
Губки, словно трубочки.
(Вытянуть губы вперед «трубочкой», удержать под счет от 1 до 5-10.)
Два – мы ротик открываем,
Будто кошечки зеваем.
(Широко открыть рот, удержать под счет от 1 до 5-10.)
Три – надуем наши щеки,
И конечно, руки в боки.
(Надуть щеки, удержать под счет от 1 до 5-10.)
На четыре – блин лежит –
Никуда не убежит.
(Положить широкий язык на нижнюю губу, удержать под счет от 1 до 5-10.)
Пять – мы чашки принесем,
(Установить язык в форме чашечки, удержать под счет от 1 до 5-10.)
Всех на праздник позовем!
Для формирования правильного произношения необходимо умение объединять простые движения в сложные. Поэтому в педагогическую технологию включен раздел по развитию динамической координации движений. Были подобраны динамические артикуляционные упражнения с функциональной нагрузкой и комплексы артикуляционной гимнастики на развитие статико-динамической и динамической координации движений.
Динамические артикуляционные упражнения
с функциональной нагрузкой
«Улыбка» - «Хоботок» - «Бегемот»
Улыбается ребенок.
Хобот вытянул слоненок.
Вот зевает бегемот –
Широко открыв свой рот.
(«Улыбка» - «Хоботок» - «Бегемот», повторить несколько раз.)
«Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею небо крашу я.
(Широким кончиком языка гладить небо назад – вперед, повторить несколько раз.)
«Киска сердится»
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
(Открыть рот, широкий кончик языка упереть в нижние зубы, спинка языка поднимается – опускается, повторить несколько раз.)
«Индюк»
Широко открыт мой рот,
Язычок назад – вперед.
Лижет «чашечкой» губу
И «болбочет» на бегу.
(Открыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу, производить движения кончиком языка по губе вперед – назад с подключением голоса, повторить несколько раз.)
«Часики»
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
(Открыть рот, улыбнуться, кончиком языка поочередно касаться то левого, то правого угла рта, повторить несколько раз.)
«Качели»
На качелях я качаюсь вверх – вниз, вверх – вниз!
И всё выше поднимаюсь вверх – вниз, вверх – вниз!
(Открыть рот, улыбнуться, широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними – за верхними резцами, повторить несколько раз.)
«Лошадка»
Язычок наш не устал,
Как лошадка поскакал!
(Открыть рот, улыбнуться, широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать, повторить несколько раз.)
Комплекс артикуляционных упражнений
на развитие статико-динамической координации движений
Сказка зоологическая (Куликовская Т.А.)
Язычок гулять выходит,
Домик он кругом обходит.
(Открыть рот, высунуть язык, выполнять круговые движения языком, облизывая губы, повторить несколько раз.)
В зоопарк пойдем теперь.
Открывайте шире дверь.
(Широко открывать и закрывать рот, повторить несколько раз.)
Нас встречает добрый слон.
Длинный хобот тянет он.
(Вытянуть сомкнутые губы вперед, удержать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
Улыбнулись нам подружки –
Большеротые лягушки.
(Растянуть губы в улыбке, зубы не видны, удержать губы в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
Жираф вытянул вверх шею.
Очень он гордится ею.
(Открыть рот, высунуть язык, тянуться высунутым языком к носу, повторить несколько раз.)
Зебры – резвые лошадки –
Бойко скачут по площадке.
(Открыть рот, улыбнуться, широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать, повторить несколько раз.)
А у зебры есть полоски.
Их рисуем кистью плоской.
(Широким кончиком языка гладить небо назад – вперед, повторить несколько раз.)
Вот пантера – зверь другой.
Спину выгнула дугой.
(Открыть рот, широкий кончик языка упереть в нижние зубы, поднять спинку языка, удержать язык в таком положении под счет от 1 до 5-10.)
Спину выгнула дугой
Язычок, скорей домой!
(Убрать язык, закрыть рот.)
Комплекс артикуляционных упражнений
на развитие динамической координации движений
Считалочка (Куликовская Т.А.)
Раз – зевнул в лесу мышонок.
(Широко открывать и закрывать рот.)
Два – лакает суп котенок.
(Выполнять лакательные движения языком.)
Три – лошадка поскакала.
(Открыть рот, улыбнуться, широкий язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать, повторить несколько раз.)
На четыре индюки.
(Открыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу, производить движения кончиком языка по губе вперед – назад с подключением голоса, повторить несколько раз.)
Пять – качели у реки.
(Открыть рот, улыбнуться, широким кончиком языка дотронуться до альвеол за нижними – за верхними резцами, повторить несколько раз.)
Педагогическая технология содержит раздел по развитию координации движений органов артикуляции, в который входят упражнения на координацию движений:
языка и губ;
языка и выдоха;
языка, челюсти и выдоха;
языка, губ и выдоха;
органов артикуляции и пальцев рук.
Упражнения на координацию движений языка и губ
Кончик языка зафиксировать у нижних резцов, губы при этом принимают артикуляционные позы: «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик».
Кончик языка зафиксировать у верхних резцов, губы при этом принимают те же позы.
Кончик языка зафиксировать у верхних альвеол, губы при этом принимают те же позы.
Упражнения на координацию движений языка и выдоха
Вытянуть язык к подбородку, а затем выдохнуть на кончик языка.
Вытянуть кончик языка к носу, а затем выдохнуть на кончик языка.
Дотронуться кончиком языка до верхней губы и выдохнуть на кончик языка.
Положить широкий язык на нижнюю губу и выдохнуть на кончик языка.
Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, а затем произвести выдох.
Упражнения на координацию движений языка, челюсти и выдоха
Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох.
Поднять кончик языка к альвеолам, широко открыть рот и произвести длительный выдох.
Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять передне-среднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести выдох.
Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, поднять заднюю часть спинки языка, широко открыть рот и произвести длительный выдох.
Упражнения на координацию движений языка, губ и выдоха
Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, широко открыть рот и произвести длительный выдох.
Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, растянуть губы – «Улыбка», произвести длительный выдох.
Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, округлить губы – «Бублик», произвести длительный выдох.
Зафиксировать кончик языка у нижних резцов, вытянуть губы – «Трубочка», произвести длительный выдох.
Зафиксировать кончик языка у верхних резцов, выполнить те же движения.
Зафиксировать кончик языка у верхних альвеол, выполнить те же движения.
Упражнения проводятся под контролем зрительных, тактильных и мышечных ощущений. Для развития дифференцированного кинестетического восприятия подбираются упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристиками, затем – с менее контрастными.
При формировании артикуляционной моторики у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии необходимо включать движения кистей и пальцев рук. Близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а также нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают такой подход к коррекционной работе. Вышеперечисленные артикуляционные упражнения и комплексы лучше выполнять с варежками в форме языка, которые надеваются на ведущие руки взрослого и ребенка. При этом рука и язык выполняют синхронные движения. Язык отклоняется вправо, и кисть руки отводится в правую сторону. Язык поднимается вверх, и кисть руки направляется вверх.
В дальнейшем отрабатываются артикуляционные позиции, необходимые для производства тех звуков, которые нуждаются в коррекции.
Примерный комплекс упражнений
для выработки артикуляционных укладов
звуков [с], [с’], [з], [з’], [ц]
«Окно»
Губы в улыбке, широко открыть рот, язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Удержать в таком положении под счет до 5-10.
«Горка»
Из положения «Окно» упереть широкий кончик языка в нижние зубы, поднять спинку. Удержать в таком положении под счет до 5-10.
«Забор»
Из положения «Горка» сблизить верхние и нижние зубы до расстояния 1 мм, губы растянуты. Удержать в таком положении под счет до 5-10.
Холодный ветер
Из положения «Горка» и «Забор» подуть на язык, кистью ощутить узкую холодную струю воздуха – звук [с]. Повторить движение несколько раз.
Примерный комплекс упражнений
для выработки артикуляционных укладов
звуков [ш], [ж], [ч], [щ]
Окно
Губы в улыбке, широко открыть рот, язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Удержать в таком положении под счет до 5-10.
Лопата
Из положения «Окно» положить широкий язык на нижнюю губу. Удержать в таком положении под счет до 5-10.

Лопата копает
Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх, верхние зубы видны. Повторить движение несколько раз.
Вкусное варенье
Губы в улыбке, рот открыт, положить широкий язык на верхнюю губу и выполнить движения сверху вниз. Повторить движение несколько раз.
Фокус
Из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая полоска бумаги. Повторить движение несколько раз.
Теплый ветер
Из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Подуть на язык, кистью ощутить широкую теплую струю воздуха. Повторить движение несколько раз.
Рупор
Выполнять упражнение «Теплый ветер». Постепенно округлять и чуть вытягивать губы – звук [ш]. Повторить движение несколько раз.
Примерный комплекс упражнений
для выработки артикуляционных укладов
звуков [л], [л’]
Окно
Губы в улыбке, широко открыть рот, язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Удержать в таком положении под счет до 5-10.
Горка
Из положения «Окно» упереть широкий кончик языка в нижние зубы, поднять спинку. Удержать в таком положении под счет до 5-10.
Парус
Из положения «Горка» поднять язык к верхним резцам и упереть в альвеолы. Язык напряженный, широкий, определяется подъязычная связка. Удержать в таком положении под счет до 5-10.
Пароход гудит
При длительном произнесении звука [ы] поднять язык к верхним резцам и упереть в альвеолы – звук [л]. Повторить движение несколько раз.
Примерный комплекс упражнений
для выработки артикуляционных укладов
звуков [р], [р’]
Окно
Губы в улыбке, широко открыть рот, язык спокойно лежит на дне ротовой полости. Удержать в таком положении под счет до 5-10.
Горка
Из положения «Окно» упереть широкий кончик языка в нижние зубы, поднять спинку. Удержать в таком положении под счет до 5-10.
Парус
Из положения «Горка» поднять язык к верхним резцам и упереть в альвеолы. Язык напряженный, широкий, определяется подъязычная связка. Удержать в таком положении под счет до 5-10.
Цокает лошадка
Из положения «Парус» цокать языком. Рот широко открыт, челюсть неподвижна. Повторить движение несколько раз.
Дятел
Из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д] в ускоренном темпе: «Д – д-д-д». При исправлении горлового звука произносить: «Т – т-т-т». Повторить движение несколько раз.
Автомат
При выполнении упражнения «Дятел» добавить воздушную струю: «Д – д-д-д» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка «дрр» – звук [р]. Повторить движение несколько раз.
Принципом отбора артикуляционных упражнений служит характер дефекта произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произнесения данного звука.


Литература

Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.
Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии. Вопросы логопедии – М.: Просвещение, 1978.
Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: практическое пособие – СПб: КОРОНА-Век, 2009.
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках: пособие для логопедов, воспитателей логопедических групп и родителей – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
Логопедия: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений // Под ред. Л.С. Волковой – М.: ВЛАДОС, 2008.
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами – СПб.: Союз, 2004.
Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р.Е. Левиной – М.: Просвещение, 1968.
Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии: учимся играя – Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 1999.
Репина З.А., Доросинская А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста: Учебное пособие – Екатеринбург, Уральский государственный педагогический университет: НПРЦ Бонум, 1999.
Трубникова Н.М. Логопедические технологии обследования речи: учебно-методическое пособие – Екатеринбург, Урал. гос. пед. ун-т, 2005.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415





13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 145615



Педагогическая технология по формированию артикуляционной моторики

Нормализация мышечного тонуса органов артикуляционного аппарата

логопедический массаж
точечный массаж
миогимнастика

Формирование кинестетических и кинетических ощущений от движений

формирование кинестетических ощущений
формирование кинетических ощущений
определение положения органов артикуляции

Развитие статической координации движений

статические упражнения с функциональной нагрузкой
комплексы гимнастики на развитие статической координации движений

Развитие динамической координации движений

динамические упражнения с функциональной нагрузкой
комплексы гимнастики на развитие статико-динамической и динамической координации движений

Развитие координации движений органов артикуляции

координация
движений языка и губ
координация
движений языка и выдоха
координация
движений языка, челюсти и выдоха
координация
движений языка, губ и выдоха

Комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов




 TVXZи