«Инновационные технологии при коррекции стертых форм дизартрии у детей дошкольного и школьного возраста».
«Инновационные технологии при коррекции стертых форм дизартрии у детей дошкольного и школьного возраста».Учитель-логопед Яворская Наталья Алексеевнаг. Москва ВАО район Вешняки ГБОУ «Школа 810»
«Инновационные технологии при коррекции стертых форм дизартрии у детей дошкольного и школьного возраста».Яворская Наталья Алексеевна
Из историиВпервые вопрос о нетипичных нарушениях произношения, для коррекции которых необходимы длительные занятия, был поставлен во второй половине 19 века Г.Гутцманом, который отметил общие признаки таких расстройств, появляющихся в «смытости, стертости артикуляций». В 1879г. А. Кусмаулем был детально описан ряд форм расстройств речи, среди которых он изучил особый род нарушений звукопроизношения у детей и назвал их «дизартрия».Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой У детей частота дизартрии, прежде всего, связана с частотой перинатальной патологии - поражением нервной системы плода или новорожденного.
Актуальность проблемыПо данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение последних лет снизилась с 48,3% до 26,5% - 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы, отсутствие своевременной коррекции которой приводит к развитию стойких нарушений в будущем. Из книги Приходько О.Г.«Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста.»
Неврологический аспект дизартрии Дизартрия- это нечто иное, как стволовая или корково-стволовая дисфункция мозга.это расстройство артикуляции речи, связанное с нарушением функций языка, губ, мягкого неба, гортани, участвующих в артикуляции, вследствие поражения 9;10;12 пар черепно-мозговых нервов, их ядер либо корково-ядерных путей.
Л.Т. Журба и Е.М. Мастюкова выделили тяжести неврологической патологии:легкую- гипертензионный синдром, гидроцефальный синдром, ММД, синдромы гипервозбудимости, негрубая неврологическая симптоматика в виде нарушений мышечного тонуса, тремора; среднюю- синдромы двигательных расстройств, эписиндром(судорожный синдром), церебрастенический синдром;тяжелую- ДЦП, органическое поражение ЦНС.
При этом у детей отмечается негрубая неврологическая симптоматика в виде-«стертых» парезов (ограничение подвижности) речедвигательных мышц- девиации, апраксии (невозможность выполнения каких либо произвольных движений руками и органами артикуляции; -гиперкинезов (дрожания языка, тремора языка и голосовых связок) -нарушений мышечного тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры (спастичность и паретичность)- гиперсаливация(повышенное слюноотделение)
Нарушение артикуляционной моторики с дизартрией может проявляться Спастичности - сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движенийГипотонии - язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрытДистонии -при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.гиперсаливация (слюнотечение)носовой оттенок голоса (назализация)
Проявление стертых форм дизартрииДевиации, синкинезии
Проблемы педагогаКоличество детей нуждающихся в логопедической помощи ?Кабинетная речь. Решение – подгрупповые методы работы и комплексность в подходах. Выработка осознанного отношения к своему нарушению, желание выполнять самомассаж самостоятельно дома, преодолевая недруг.
ПРОГНОЗ – БЛАГОПРИЯТНЫЙ
r
Комплексный подход при устранении стертой дизартрии1блок - медицинскийкоторый определяет врач-неврологМедикаментозные средстваЛФКМассаж Рефлексотерапия Физиотерапия и др.Мозжечковая стимуляция
Проблемы логопедаМалое количествовремени на занятииГипер или гипотонус, синкинезииЛогопедический массаж и артикуляционная гимнастика занимает около 5 минут и активизирует возможности ребенка, желание выполнять самостоятельно. Приучает к здоровому образу жизни.Снимается с помощью самомассажа и запрещающих движений
Проблемы логопедаНе умение выполнить упражнения на сопротивлениеОтсутствие звуков Н,Т,Д для постановки звуков верхнего подъемаНе возможность подъема языкаУпражнение «Толкай»Подъем через пассивные упражнения с ложкой, удерживая позы под счет, переводя в актив
Инновационные технологии при коррекции стертых форм дизартрии у детей дошкольного и школьного возраста».Дифференцированный массажПассивная гимнастикаАртикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой Метод тактильно-кинестетической стимуляции.
Авторы методикПриходько О.Г.Архипова Е.Ф.
Курсы повышения квалификации у данных специалистов«Современные аспекты выявления и преодоления минимальных дизартрических расстройств у детей»«Дифференцированный логопедический массаж при коррекции произносительной стороны речи»
Структура индивидуального занятия1 блок Массаж, самомассаж – 1,5-2 минуты по методике Приходько О.Г.;Пассивная артикуляционная гимнастика- в актив.Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой – 1,5-2 минуты по методике Архиповой Е.Ф.;Упражнения для дыхания и развития голоса.2 блокОтработка артикуляции;Вызывание звука;Начальный этап автоматизация звука ;Дифференциация звука;Отработка слов сложной слоговой структурысам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии
Зондозаменители Зубные щеточки для грудничковНапалечник
Работа в подгруппах
Иннервация языкаПередние две трети языка иннервируются язычным нервом (ветвь тройничного нерва), задняя треть — языкоглоточным нервом, область надгортанника — верхним гортанным нервом (ветвь блуждающего нерва).А — область иннервации верхним гортанным нервом (ветвь блуждающего нерва); Б — область иннервации языкоглоточным нервом; В — область иннервации язычным нервом (ветвь блуждающего нерва)
Логопедический массажимеет свой целью не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляцию проприоцептивных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. В логопедической работе практикуется линейный и точечный массаж.Задачи логопедического массажа при дизартрии:- нормализация мышечного тонуса- устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы, синкинезии, девиации- стимуляция положительных кинестезий- улучшение качеств артикуляционных движений (точность, оббьем, переключаемость)Увеличение силы мышечных сокращений- активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых при коррекции звукопроизношения.
Самомассаж по системе Приходько О.Г. Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно, если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.
Рекомендации по проведению.Рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).
Приемы массажа языка (направление массажных движений).Поглаживание языка в различных направлениях: от корня языка к кончику (воздействие на продольные мышцы); от центра языка к боковым краям (поперечные мышцы); круговые, спиралевидные движения.Похлопывание языка (начиная с кончика, продвигаясь постепенно к корню и обратно. (Ритмичные надавливания воздействуют на вертикальные мышцы).«Прокачивание» - легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через зонд (шпатель или щетку).Массаж верхнего подъема языка, растягивая уздечку (движение снизу вверх под языком).Покалывание языка (игольчатым зондом)."Перетирание" языка марлевой салфеткой или чистым носовым платком (в случае повышенной чувствительности ребенка к марле).Распластывание языка маленькой клизмой-спринцовкой (сложенная два раза большая часть клизмы - во рту; кончик - снаружи).
Иннервационная активностьДля создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания:Выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа).Перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т.д.).Удержание губами различных предметов (пробка, марля). Далее - упражнение с сопротивлением (логопед пытается отобрать предметы легкими рывками).
Искусственная локальная контрастотермия.Гипотермию (криомассаж) и гипертермию (тепломассаж) можно применять поочередно или избирательно. Существуют различные варианты их применения:- Только гипотермия (криомассаж).- Только гипертермия (тепломассаж).- Гипотермия, затем гипертермия.- Попеременное использование крио- и теплоаппликаций.Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 минут (время экспозиции увеличиваем постепенно). Одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон криовоздействия от 5 до 20 секунд
Искусственная локальная контрастотермия.Если мышцы гипотоничны и ребёнку нужен стимулирующий массаж, поставьте перед ним стакан с холодной водой и пусть он время от времени опускает туда ложки. При гипертонусе мышц поставьте перед ним стакан с тёплой водой, и пусть ребёнок макает свои ложки в него.Для массажа надо взять по 2 ложки на каждого ребёнка.
Метод тактильно-кинестетической стимуляции