Доклад на тему: Дифференциальная диагностика эфферентной моторной алалии и задержки речевого развития
Дифференциальная диагностика эфферентной моторной алалии и задержки речевого развития
Дифференциальная диагностика моторной эфферентной алалии и задержки речевого развития.
Прежде чем говорить о дифференциации этих нарушений речи, остановлюсь кратко на их определении.
.
Алалия – тяжелое расстройство речи, возникающее вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем (доречевом) периоде развития ребенка. Условно доречевым периодом считаются первые три года жизни ребенка, когда развитие мозговых систем, наиболее важных для становления речи, еще не закончено. Причинами алалии являются родовые травмы и асфиксии, внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего возраста с осложнением на мозг.
Картина речевого расстройства при алалии сводится к общему недоразвитию речевой функции. У ребенка с алалией не развивается «языковая способность», которая дана человеку от природы. Страдает не какая-то одна, а практически все стороны речи – и фонетико-фонематическая, и лексико-грамматическая, и синтаксическая. Оказываются несформированными операции порождения и оформления высказывания. В целом можно сказать, что не формируются психофизиологические механизмы, обеспечивающие усвоение, воспроизводство и адекватное восприятие знаков языка.
Что же такое задержка речевого развития? ЗРР - это задержка темпа развития речи, закономерности же формирования лексико-грамматических структур в импрессивной и экспрессивной речи соответствуют нормальному онтогенезу. Характер использования грамматических структур детьми с задержкой речевого развития соответствует уровню речевого развития нормального ребенка, младшего по возрасту. Дети с ЗРР способны самостоятельно овладевать языковыми обобщениями, что мало доступно детям с моторной алалией. Одним из важных диагностических критериев в различении моторной алалии и ЗРР является возможность усвоения ребенком грамматических норм родного языка. При задержке темпа речевого развития ребенок часто достаточно хорошо понимает обращенную к нему речь, в том числе и значение грамматически изменений слов; у него отсутствуют смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание. В ходе становления речи при задержке темпа речевого развития отсутствуют нарушения структуры слов и аграмматизм, столь характерные для детей с моторной алалией. Некоторые причины ЗРР и алалии могут быть сходными. Это природовые травмы и асфиксии новорожденных, внутриутробные патологии: интоксикации, кислородное голодание. Но нарушения со стороны ЦНС при задержке речевого развития имеют обратимый нейродинамический характер, иногда они не выявляются вовсе. ЗРР может быть обусловлена не только биологическими, но и социальными факторами, такими как недостаточное речевое общение, гипо- или гиперопека.
При алалии речь или совсем не развивается или же развивается с грубыми отклонениями, несмотря на то, что ребенок
- находится в речевой среде,
- имеет нормальный физический слух,
- обладает речевым аппаратом без аномалий в анатомическом строении, параличей или парезов,
- имеет потребность в общении с окружающими, активно использует коммуникативные жестово-мимические средства,
- не является умственно отсталым, доречевой период проходит без существенных отклонений в развитии.
Алалия, при которой у ребенка не развивается в основном устная речь, а понимание ее относительно не нарушено, носит название моторная алалия. Моторная алалия - это собирательный термин для ряда состояний с различной картиной проявлений и с несколько различной локализацией мозгового поражения. По превалирующим признакам можно выделить группу детей с преобладающим фонетико-фонематическим недоразвитием (их меньшинство) и группу с преобладающим лексико-грамматическим недоразвитием. Предполагается, что первая из групп обусловлена ведущим поражением нижних отделов в центральной моторной области коры доминантного полушария, где концентрируются раздражения от мышц, связок, возникающие при выполнении артикуляционных движений или в общей мускулатуре. Вторая группа обусловлена поражением передних отделов моторной области коры головного мозга (нижние отделы моторно-премоторной зоны и активная речевая зона, располагающаяся в задних отделах нижней лобной извилины). Но общим для них является недоразвитие экспрессивной речи, т.е. затруднения в овладении активным словарем и грамматическим строем языка, а также звукопроизношения при относительно полноценном развитии понимания речи (импрессивная речь).
В нормальных условиях артикуляционных движений и связанные с ними кинестетические импульсы, идущие от речевого аппарата в кору головного мозга, играют значительную роль в процессе звукового анализа и синтеза, помогают уточнить звуковой состав слова, сохранить нужную последовательность звукового ряда. При алалии ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключиться с одного слова на другое. Это ведет к обилию парафазий, перестановок,персевераций и свидетельствует о нарушении подвижности основных нервных процессов, о застойных очагах возбуждения или торможения в речедвигательном анализаторе.
Нарушение в случае алалии тонких артикуляционных движений вследствие ослабления тонусомозгового конца речедвигательного анализатора затрудняет или даже делает невозможным восприятие слабых и тонких кинестетических импульсов. Воспринимаются и анализируются корой только грубые кинестезии. Как результат этого, иногда наблюдается недостаточное восприятие обращенной речи, замедленность и затрудненность понимания грамматических форм и развернутого текста. По данным Трауготт, 70% детей с моторной алалией полностью понимают обращенную речь.
.
Особенностью раннего речевого развития алалика является молчаливость, отсутствие лепета, навыки формирования и закрепления различных механизмов звукопроизношения и овладения ритмической структурой слов не складываются, не возникает и способность подражания речи окружающих Т.о., не создается база для развития и закрепления словаря алалика. Нормальный ребенок овладевает первыми навыками и восприятия, и произношения слоговой структуры слов уже в процессе лепета ( так же, как и произношением отдельных звуков)
Формирование экспрессивной речи у моторного алалика затруднено нарушением аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора. Эти нарушения могут носить различный характер:
А) кинестетическая оральная апраксия, т.е. трудности формирования и закрепления артикуляционных укладов, а в дальнейшем двигательных дифференцировок звуков;
Б) трудности переключения от одного движения к другому;
В) трудности усвоения последовательности этих движений для воспроизведения слова (его двигательной схемы).
В связи с указанными затруднениями задерживается развитие основного ведущего компонента экспрессивной речи – активного словаря. Он оказывается бедным, искаженным, поражает оборотами, не свойственными родному языку. По выражению Трауготт, ребенок как бы перерастает свои речевые возможности: оформление его мыслей соответствию оформлению мыслей детей более младшего возраста, хотя сами мысли, их содержание находится на стадии более высокого развития. Задерживаются в своем развитии и фонетическая сторона и грамматический строй речи.
В развитии речи алалика выделяют несколько уровней.
1 уровень. Ребенок молчалив, к речевому общению не стремиться, слов нет. Общается с окружающими с помощью жестов, иногда в сопровождении неоформленных голосовых реакций.
Постепенно начинает появляться словарь, который состоит из восклицаний (ой! Ах!), звукоподражаний(ам,му,ксс) и лепетных слов. В произношении звуков отмечается текучесть и неопределенность – нет четко выраженной и устойчивой артикуляции звука. Отмечается многозначность лепетного слова: один и тот же звукокоплекс употребляется для обозначения как самого предмета, так и действия с ним и одного из его качеств.(ПРИМЕР уи-уи – машина, ехать, уезжать). Лепетные слова сопровождаются мимикой и жестикуляцией, уточняющими значение слова. Некоторые мимические знаки закрепляются и становятся мимическими словами ( пить – запрокидывание головы и показ на рот, кошка - поглаживание ).
Употребляется своеобразное однословное предложение, понятное только в конкретной ситуации и в сопровождении поясняющих жестов (слово МАМА с указанием на стол, а затем на рот должно быть понятно как Мама, дай мне суп).
Отсутствует понимание значений грамматических изменений слова (единственное и множественное число, мужской, женский род и тем более падежные окончания). ПРИМЕР нога. Критическое отношение к своей речи также отсутствует.
2 уровень. Словарь увеличивается в основном за счет выученных с логопедом слов. В самостоятельную речь входят с трудом. Произнесение слов требует той или иной стимуляции (например, обещание дать любимую игрушку после ее называния). Становятся часты различные искажения слов: сокращения ( грибок - бок , перестановки (изба – зиба, окно - коно), литеральные парафазии(кубики - туби) Следует отметить что развитие фонетической стороны во многом зависит от развития словаря и даже определяются им. Звуки появлявляются в ряде случаев спонтанно под влиянием развития словаря, однако их использование в составе слова затруднено.(например, вместо часики произносит то тятики, то сясики). Отмечаются поиски артикуляции: с...т’... с...з..замок и поиски правильной структуры слова:мако...комале...молоко, лопата-лапа. Особенностью сокращения сложных структур детьми-алаликами является то, что в сокращенном варианте далеко не всегда сохраняется ударный слог, тогда как ребенок с ЗРР при сокращении слова ударный слог, как правило, сохраняет. Фонетические особенности слоговой структуры русского, слова как целого, заслоняются у алалика его специфическими индивидуальными трудностями: расчлененным замедленным послоговым произнесением слова, поисками нужного звука, сосредоточением внимания на процессе произнесения отдельных звуков слова. Несформированность ритмической структуры и слова, и фразы сопровождается нарушением мелодики, темпа, ритма. Дети не улавливают ритм и не могут воспроизвести предложенный ритмический рисунок выстукиванием, похлопыванием.
При отраженном проговаривании ребенок продуцирует только приблизительный контур, неясный звуковой комплекс вместо слова, употребляет несколько вариантов одного и того же слова (кубыка,пузыка, пузувиса, кубиса -пуговица) лапы-лопата.
3 уровень. Появление фразы у алалика. Грубые аграмматизмы и парафазии появляются при усложнении длины, содержания и формы предложения и в развернутой речи.
Таким образом, после того как ребенок в некоторой степени овладел способностью различать звуки речи и улавливать их смысловые роли в языке, необходимо перешифровать эти звучания в артикуляционные движения. Только тогда ребенок может заговорить сам. При моторной алалии речь с акустического языка не «переводится» на двигательный (артикуляционный). Органы артикуляции (язык, губы, голосовые связки) могут двигаться, объем их движений не органичен, но они не получают команд о том, как двигаться, что именно делать. В результате звуки произносятся искаженно, часто всякий раз по-разному. Это безусловно отражается и на способности произносить слова. Кроме того, ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, ему трудно переключится от одного слова к другому. В тяжелых случаях речь ребенка долгое время остается на уровне отдельных звуков, слов.
Особенности личности моторного алалика выражаются в некоторой заторможенности или, наоборот, повышенной возбудимости и в сенситивности (нерешительности, обидчивости). Эти особенности, с одной стороны, зависят от недоразвития ЦНС, а с другой - являются результатом того, что речевая неполноценность и общая моторная неловкость выключают ребенка из детского коллектива и с возрастом все больше травмирует его психику.
Большинство исследователей отмечают как одну из характерных особенностей моторного алалика так называемое снижение речевого стимула или речевой негативизм, который тормозит развитие речи алалика Причины этого явления разнообразные:
Прежде всего, в основе его лежат затруднения в формировании и пользовании самостоятельной речью: оральная апраксия, которая в доречевом периоде мешает подражанию, а следовательно, обогащению лепета, затем задерживает появление первых слов и тормозит употребление уже формирующихся, проявляясь в виде наблюдаемых поисков артикуляции
Не меньшим тормозом является нестойкость слоговой структуры слова, которая ведет к появлению парафазий (литеральных и вербальных) и часто заставляет моторного алалика после нескольких попыток совсем отказаться от произношения слова
Не последнюю роль в проявлениях речевого негативизма играет неправильное отношение к моторному алалику окружающих: постоянные поправки, категорические требования сказать или повторить слово правильно, что ребенку еще недоступно, непонимание его высказываний, насмешки.
Следует отметить, что практически невозможно при первом общении с ребенком, особенно неговорящим, сделать заключение о том, какое у него нарушение: ЗРР или алалия. Достаточно часто в процессе работы диагноз «алалия» отпадает и заменяется ЗРР, так как речь начинает быстро и полноценно развиваться. У ребенка с задержкой речевого развития под влиянием жизни в семье, в детском коллективе речь развивается и переходит с одного уровня на другой, все более высокий, что создает впечатление самостоятельного развития речи. Речь алалика требует для своего развития специального активного воздействия.
15