ЛОГОПЕДИЯ Дифференциальная диагностика дислалии и стертой дизартрии Учител
Дифференциальная диагностикадислалии и стертой дизартрии МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 СЕЛА НОВАЯ ЖИЗНЬБУДЕННОВСКОГО РАЙОНА» Выполнил: учитель- логопед МОУ СОШ №4 с.Новая ЖизньРазуменко Галина Ивановна Проблема дифференциальной диагностики стёртой дизартрии и дислалии, одна из наиболее актуальных в логопедии и детской неврологии.
Стертая дизартрия – речевая патология, которая проявляется в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.(Л.В. Лопатина). Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Пренатальное развитие и характер протекания родов. Дислалия Стертая форма дизартрии Анамнез благоприятный неосложнённый,без выраженной патологии; роды в срок. Анамнез отягощённый: токсикозы, инфекционные болезни в первый триместр, гипертония, нефропатия; затяжные или скоротечные роды, цитомегаловирус, неправильное родовспоможение. Причины. Дислалия Стертая форма дизартрии Может бытьНеблагоприятноеречевое окружение.Неправильное речевоевоспитание.Соматическаяослабленность здоровья. Органическое поражение ЦНС. Неврологический статус Дислалия Стертая форма дизартрии Без отклонений от нормы. Неврологическая симптоматика отсутствует. Могут наблюдаться расстройства со стороны вегетативной н.с., к таким расстройствам относятся: плохой сон, чрезмерная потливость, бледность, си-нюшность кожных покровов или наоборот их гиперемия. Неврологическая симптоматика обязательно присутствует, хотя м.б. выражена незначительно. Появление неврологической симптоматики: страдает общая моторика, нет ловкости, подвижности, уверенного выполнения движений. Дети не умеют прыгать на одной ноге, через скакалку, испытывают затруднения в играх с мячом, движения носят скованный напряженный характер, Поза Ромберга положительна, отмечаются напряжения в руках, тремор пальцев рук, покачивание, отклонение языка в сторону, гиперкинезы языка, саливация. Раннее речевое развитие. Дислалия Стертая форма дизартрии Без отклонений от нормы. Незначительно замедлено. Первые слова появляются к 1 году, фразовая речь - к 2-3 годам. Речь неразборчива. Ранний период развития. Дислалия Стертая форма дизартрии Часто без отклонений от возрастной нормы. Двигательное беспокойство, нарушения сна, частый, беспричинный плач. Трудности при кормлении. Раннее моторное развитие. Дислалия Стертая форма дизартрии Без отклонений от нормы. Несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить. Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике. Дислалия Стертая форма дизартрии Практически без отклонений от нормы. Пальчиковые пробы полноценно не выполняются (неправильный выбор пальцев, невозможность создания и удержания позы, тремор, асинхрония движений). Действия неточные, нарушена переключаемость. Дети плохо застегивают пуговицы, шнуруют ботинки, тонус кисти и пальцев рук, как правило, повышен. Общая моторика Дислалия Стертая форма дизартрии Практически без отклонений от нормы. Общая моторная неловкость, нарушение координации, истощаемость движений. Легкие стертые двигательные дефекты. Недостаточный объем, темп, плавность движений. Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре. Дислалия Стертая форма дизартрии Практически без отклонений от нормы. Отмечается легкая амимия лица, снижения объема и качества движений мышц лба, круговых мышц глаз, щечных мышц. Особенности артикуляционного аппарата Дислалия Стертая форма дизартрии Иногда наблюдается замедленность в движении языка. Наблюдается спастичность, либо паретичность, гиперкинезы, тремор кончика языка, девиация языка, ассиметрия лица, гиперсаливация. При выполнении артикуляционных проб отмечаются смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижения амплитуды движений, быструю утомляемость мышц и др. Звукопроизношение Дислалия Стертая форма дизартрии Нарушение сложных по артикуляции звуков, относительная легкость автоматизации. Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологичес-кие дефекты речи. Наблюдается общая смазанность речи, полиморфные нарушения зву-ков, характерно упрощение артику-ляции. Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боко-вые, горловой звук р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты. Просодика Дислалия Стертая форма дизартрии Нет нарушений просодики. Речь маловыразительна, отли-чается монотонностью, слабой эмоциональной окрашенностью. Темп речи часто ускорен, иногда замедлен.Голос немодулирован-ный по высоте и силе, назализован, тихий, сиплый, хриплый или высокий, «визгли-вый», истощающийся. Речевой выдох укорочен. Фонематический слух Дислалия Стертая форма дизартрии Может варьироваться от нормы до выраженного фонематического нарушения. Лексико-грамматический строй Дислалия Стертая форма дизартрии Часто в пределах невысокой нормы. Объем словаря часто ниже нормы. От низкой нормы до выраженных аграмматизмов. Недостаточная сформирован-ность грамматически форм и категорий. Связная речь Дислалия Стертая форма дизартрии В пределах нормы. Варьируется от нормы до слабо выраженного недоразвития. Доступны развернутые высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики. Психический статус Дислалия Стертая форма дизартрии В пределах нормы. У детей с дислалией расстройств интеллек-та и эмоционально-волевой сферы нет. Наблюдается быстрая истощаемость нервных процессов, отмечаются снижение памяти и внимания. Возбудимы, неуравновешенны могут наблюдаться аффективные вспышки. Вследствие этих проявлений у детей часто наблюдаются трудности поведения. Может быть ЗПР -цереброорганического генеза Состояние бытовых навыков самообслуживания Дислалия Стертая форма дизартрии Опрятны и аккуратны . Могут быть неопрятны, вследствие неловкого удержания зубной щетки, ложки для еды в руке. Дети плохо умеют шнуровать, завязывать ботинки, расстегивать и застегивать пуговицы. Саливация. Общее соматическое состояние Дислалия Стертая форма дизартрии Как правило, более здоровы. Соматически ослаблены. Часто болеют ОРЗ, инфекционными заболеваниями. Имеют хронические заболевания внутренних органов Специальные функциональные пробы: удержание под счёт высунутого широкого языка (предложить ребёнку положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт до 10)состояние языка после функциональной нагрузки (предложить ребёнку показать, как лакает молоко кошка, а затем попросить положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт до 10) слежение за движением карандаша (попросить ребёнка положить широкий язык на нижнюю губу и предложить ребёнку следить глазами за движениями карандаша)оценка напряжения мышц плечевого пояса при выполнении ребёнком артикуляционных движений У детей со стертой дизартрией наблюдается: при выполнении пробы на статичное удержание языка наблюдается беспокойство языка, отклонение его от средней линиипоявление на разных участках языка различной окраски, пятенпри выполнении пробы на оценку состояния языка после функциональной нагрузки наблюдается резкое повышение беспокойства языка при выполнении пробы на слежение за движением карандаша наблюдается одновременное слежение и глазами, и языком, т.е. отклонение языка от средней линии в сторону движения карандашапри выполнении любого артикуляционного упражнения наблюдается сильное напряжение мышц плечевого пояса Спасибо за внимание.