Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии.


Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стертую форму дизартрии.
Н.И. Лобур,
учитель-логопед, МБДОУ «ДСКВ №98»
Теоретическое и практическое изучение проблемы преодоления дизартрии осуществляется не только в логопедическом, но и в неврологическом и психическом аспектах.
В современной логопедии вопросам диагностики и коррекции стертой дизартрии уделяется большое внимание, что обосновывается широкой распространенностью этого нарушения в популяции детей с отклонениями в речевом развитии. Более 50% воспитанников ДОУ по заключению невролога  имеют стертую форму дизартрии.
Такая форма дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные проявления стертой дизартрии:
- расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная)
- нарушение голосообразования, темпа и ритма речи
- гиперкинезы и повышенная саливация.
- нарушения общей и мелкой моторики.                                  
Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи т.к. у них нарушены все компоненты   речи. 
К основным направлениям логопедической работы образовательного учреждения относятся диагностические, коррекционные и профилактические методы.
Этиология и патогенез стертой дизартрии не позволяет выполнять какие-либо меры профилактики данного речевого нарушения, т.к. оно ,прежде всего следствие внутриутробного, перинатального или раннего органического поражения мозга. Патогенетическая взаимосвязь отклонений в моторном, психическом, речевом и коммуникативном онтогенезе выявляется в нарушении интеграции в процессе развития всех видов восприятия: перцептивного, зрительного, слухового, тактильного.
С ориентацией на оказание ранней помощи детям в современной логопедии была разработана педагогическая технология по преодолению ЗРР у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению ЗРР заключалась в формировании моторной, сенсорной, умственной и речевой сфер.
От логопеда зависят точность постановки диагноза с учетом неврологического заключения, выбор коррекционного маршрута, своевременность начала оказания помощи, профилактика возможных проблем социализации и трудностей дальнейшего обучения, особенно дисграфии и дислексии.
Коррекционная работа с детьми – дизартриками условно делится  на 3 этапа.
Продолжительность каждого этапа индивидуальна для каждого ребенка и зависит от степени тяжести проявления дефекта.
1 этап – подготовительный.
Задачи и виды работы.
1.Формирование психической активности ребенка. Заранее подготовленные беседы с детьми и родителями «Все сумею, все смогу и все правильно скажу»
2.Подготовка речевого аппарата к постановке звуков. Массаж.
а) Зондовый массаж (по Новиковой Н.П.)
б)  Точечный массаж
Артикуляционная гимнастика.
а) Для развития подвижности губ и щек.
б) Для развития подвижности мышц языка.
в) Для нижней челюсти.
г) Для мышц глотки и мягкого неба.
3. Подбор медикаментозных средств
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук
Пальчиковая гимнастика, игры  с различными мелкими предметами (с пуговицами, счетными палочками, крупой, бусами)
 2 этап – основной.
Задачи и виды работы.
 1. Развитие фонематического слуха
 Развитие навыка узнавания и дифференциации фонем на слух (узнавание гласных звуков по беззвучной артикуляции, выделение заданного звука из ряда других, определение последовательности звуков в ряду, подбор слов на заданный звук)
- Формирование фонематического восприятия
(определение наличия и позиции звука в слове, анализ обратных  и прямых слогов)
2.Постановка отсутствующих и исправление искаженных звуков.
Постановка звуков
а) по подражанию
б) с механической помощью
Автоматизация звуков.
3.Формирование лексико-грамматических средств языка
Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию лексико-грамматических средств языка.
Создание картотеки для родителей, позволяющей закреплять дома знания, полученные детьми в ДОУ.
Разработка совместно с воспитателем перспективного планирования  коррекционной работы по закреплению изученного материала
4. Формирование слоговой структуры слова.
- Серия игровых упражнений по развитию восприятия и воспроизведения гласных звуков, слогов и слов:
а) определение длины звучания языковой единицы, демонстрация символа.
б) произнесение гласных звуков, слогов, слов разной длины в соответствии с предложенным символом.
в) подбор слова к предъявленному символу (длинный флажок – длинное слово, короткий  флажок – короткое слово)
- Упражнения, направленные на совершенствование возможностей восприятия и воспроизведения  последовательности звуков, слогов, слов.
 - Игровые упражнения, направленные на совершенствование восприятия и произношения слов различной слоговой структуры:
а) изолированно
б) в составе минимального контекста (классификация по А.К. Марковой)
3 этап – заключительный.
Задачи и виды работы.
1.Овладение звуко-буквенным анализом слов  и подготовка детей к обучению грамоте.
Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию звукопроизношения и звуковому анализу и синтезу слогов и слов.
2. Формирование умения произносить слова сложной слоговой структуры.
Отраженное проговаривание и заучивание:
а) слов, словосочетаний и предложений
б) рифмовок и стихотворений
в) скороговорок
г) рассказов
3.Формирование связной диалогической и монологической речи.
- Проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной НОД по формированию связной речи:
а) работа по составлению предложений разной синтаксической структуры.
б) обучение ведению подготовленного диалогав) обучение пересказу
г) составление описательных рассказов.
д) составление сюжетных рассказов по картине, серии картин
е) составление творческих рассказов
4. Работа над интонационной выразительностью речи.
Проговаривание предложений различной интонационной выразительности (повествовательные, восклицательные, вопросительные)- Подбор пиктограмм.
- Заучивание и чтение стихотворных текстов.
- Анализ и оценка различных ситуаций и поступков.                         
При создании компьютеризованных заданий важно учитывать современные требования к созданию и применению информационных технологий в ДОУ.
В разработанном комплексе представлены упражнения для работы над словарем, формирования обобщающих понятий. В упражнениях по каждому из направлений необходим тематический подход, подбор лексической темы, обобщающего понятия, например «Овощи, фрукты, ягоды»
Т. о. с помощью подобных компьютерных заданий на индивидуальных занятиях закрепляется правильное произношение автоматизируемого звука в словах, обогащается словарь, закрепляются в словаре слова-обобщения, поддерживается положительная мотивация к посещению логопедических занятий, формируются навыки поведения и работы за компьютером.