Открытый урок на тему Работа над качеством звукоизвлечения и фразировкой
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГКП «Музыкальное училище имени Мукана Тулебаева»
Открытый урок
на тему «Работа над качеством звукоизвлечения и фразировкой»
г.Семей, 2015
Тема урока: «Работа над качеством звукоизвлечения и фразировкой»
Методическая цель: методически верно проработать принципы и приемы звукоизвлечения в произведениях разных стилей
Методические задачи:
а) работа над приобретением грамотного красочного звукоизвлечения;
б) создание музыкальных образов;
в) раскрытие эмоциональной отзывчивости у учащейся;
г) развитие и совершенствование навыков работы над произведением крупной формы.
Форма урока: игра-исполнение произведений с элементами беседы
Содержание урока: Д. Мехиган «Minor scene». Я.Л. Дуссек Сонатина G-Dur.
Тип урока: комбинированный
Время проведения урока: 9 декабря 2015 года, 12ч30мин
Учащаяся: 3 курс, отделение «Хоровое дирижирование», Касенова АдинаОснащение урока: видео-иллюстрирование, показ на инструменте, ноты.
План
«Музыка – это прежде всего искусство звука. Она не дает видимых образов, не говорит словами, она говорит только звуками» - Г.Г. Нейгауз.
Знакомство с джазом и его разновидностями.
Я.Л.Дуссек Сонатина III часть G-Dur – краткий рассказ о композиторе, его творчестве. Ознакомление с разновидностью сонатной формы – сонатиной. Анализ исполнения. Работа над качеством звукоизвлечения, над целостностью музыкального материала с предельной концентрацией внимания. В конце урока: анализ работы в классе, задание на дом и оценка за урок.
Ход урока
Организационный момент: сообщение темы, цели и задач урока.
Д. Мехиган «Minor scene» - детальная работа над красочностью звукоизвлечения: выявление технических приемов в работе над звуком, роль дыхания, ощущение движения и развития музыкальной ткани.
Я.Л. Дуссек Сонатина IIIч G-Dur – ознакомление с произведением. Детальная работа над динамикой, фразировкой, артикуляцией.
В начале урока педагог цитирует слова великого русского пианиста и педагога Г.Г. Нейгауза. Рассказывает о звуковой выразительности в музыке. Далее учащаяся исполняет джазовую миниатюру Д.Мехигана «Minor scene», в которой выявлены элементы джаза, босса-нова, блюза, танго. Следующий момент урока прослушивание 3-х видео: исполнители – Билли Холидей, Луис Бонфа «Черный Орфей», танго из кинофильма «Запах женщины». Учащаяся рассказывает о возникновении джаза и его разновидностях.
В дальнейшем педагог переходит к детальной работе. Выявляется характер музыки (внутренне-страстный, взволнованный). Трехкратное проведение темы с изменением сопровождения (линии баса). Учащейся предложено проработать первое изложение темы (басовая линия с хроматическим голосом) глубоким взятием и вслушиванием в звучание; второе проведение (линия нижнего голоса подвижна) – игра в различном штриховом варианте. В ведении мелодии пьесы особое внимание уделяется мотиву с нисходящей секундой. Педагог доводит до сведения учащейся как нужно правильно передавать характер произведения через звукоизвлечение, динамические оттенки и штрихи. Особое внимание необходимо уделить важности того, что правильность соблюдения штрихов не должны перебивать и заглушать красок динамических оттенков. Важность и предельная точность ритмической пульсации – основной закон джаза. Педагог неоднократно заостряет внимание на едином темпе и ритме.
Далее педагог приступает к работе над сонатиной Я.Л.Дуссека. В начале работы краткий рассказ о композиторе. Затем учащаяся исполняет сонатину. Определяется характер музыки (легкий, беззаботный, игривый), производится анализ формы. В работе над сонатиной педагог знакомит с разнообразными приемами звукоизвлечения. При разучивании сонатины очень важен ритмический контроль, развивающий чувство единого дыхания, понимание целостности формы. Полезно считать вслух на разных стадиях разучивания произведения. Большое внимание уделяется фразировке. Проводится работа над максимально гибкой динамикой исполнения.
Педагог с учащейся определяют фразы в каждом разделе сонатины, выделяют «вершины» в каждом построении. Затем учащаяся отрабатывает аккордовый материал: сначала отдельно каждой рукой, затем двумя, добиваясь сочного звучания, свободы в руках от плеча, контролируя слухом каждый аккорд. В данной сонатине трудность представляет синкопированный ритм в побочной партии. На данном периоде работы над произведением уделяется большое внимание точным штрихам и правильной аппликатуре. Особое внимание уделяется штриху –«staccato». Совет: исполнение упругой легкой рукой. Затронута одна из важных сторон работы – техническое овладение произведением. Особое внимание уделяется дослушиванию пауз, одновременному снятию рук на «tenuto», мелодизации верхнего голоса, экономическому подъему пальцев.
В конце урока педагог заостряет внимание на некоторых замечаниях. Далее следуют совместные выводы об успешности пройденного урока. Педагог оценивает работу учащейся, дает домашнее задание. Педагог озвучивает краткую характеристику положительных моментов, поблагодарив за добросовестную работу.