Открытый урок Формирование художественного образа в классе виолончели
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №4» г. Курска
Открытый урок
«Формирование художественного образа в классе виолончели»
Выполнил: преподаватель
оркестрового отделения
Гончарова М.А.
Курск – 2016 г.
Цель урока:
Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития творческой самостоятельности.
Задачи урока:
Образовательные:
Формировать виолончельные умения и навыки с помощью интегрирования образных впечатлений;
Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато,деташе, сотийе), обучение выразительному исполнению;
Формировать умение выполнять анализ и синтез музыкального произведения.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;
Развивать техническую оснащённость.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус на лучших образцах классической музыки;
Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.
Вид урока: .комбинированный
Форма урока: урок с элементами исследования.
Методы:
Словесный
Наглядный
Практический
Реализуемые технологии:
Развивающего обучения
Творческая лаборатория
Художественно-эстетическая
Здоровьесберегающая
Оборудование:
Фортепиано
Стул
Сборники нот
Виолончель
Ожидаемые результаты:
Ученик умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;
У него сформирован музыкальный образ;
Ученик свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.
План урока:
Начало урока:
-организационный момент;
- сообщение темы и постановка задач;
Основной этап:
- Работа над пьесой «Песня Хиври из оперы «Сорочинскаяярмарка» М. Мусоргского: теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;
- практическая часть: работа над произведением;
Работа над пьесой «Нежная мелодия» Ж.Б.Рамо
Заключение:
- рефлексия;
- оценивание;
- домашнее задание.
Начало урока
Организационный момент:
- Здравствуй!. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.
Сообщение темы и постановка задач:
- Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств музыки. Какие средства музыкальной выразительности ты знаешь? ( Штрихи, динамические оттенки, темп и темповые отклонения, вибрация).
1.Работа над пьесой «Песня Хиври» из оперы «Сорочинская ярмарка» М.Мусоргского.
На предыдущих уроках мы познакомились с нотным текстом и разобрали эту пьесу. Давай вспомним- оперу «Сорочинская ярмарка» и охарактеризуем Хиврю ( Хитрая, сварливая, энергичная, деятельная).Мусоргский использовал народную песню «Отколи ж я Бродеуса» для создания её образа. Это шуточная, энергичная, плясовая песня. Первая часть пьесы соответствует первому куплету. Каким штрихом нужно исполнить эту часть? (деташе). Какие динамические оттенки будем использовать? Работа над первой частью. Учитель обращает внимание на фразировку, её соответствие песенным фразам.
Следующая часть соответствует возгласам :«Цур тоби, Бродеусу!, Пек тоби, Бродеусу!». Как их можно изобразить на инструменте? ( Акценты). Отработка акцентов на открытой струне и в пьесе.
В припеве отчётливо слышится шутливый характер. «Сама соби дивуюся, с Брудеусом целуюся». Как можно на виолончели изобразить смех, шутливую интонацию? (Стаккато). Работа над стаккато в гамме, открытых струнах, пьесе.
Второй куплет редактор предлагает исполнять штрихом сотийе .Как ты думаешь, почему? Работа на сотийе в гамме , на открытых струнах и в пьесе. Учитель обращает внимание на выделение мелодической линии.
И заключительная часть исполняется легато . Как меняется темп? Работа над заключительной частью.
Исполнение пьесы с начала до конца.
2Работа над пьесой «Нежная мелодия» Ж. Б. Рамо.
Музыка барокко появилась в конце эпохи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Слово «барокко» предположительно происходит от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «perola barroca» жемчужина или морская раковина причудливой формы. Изобразительное искусство и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени. Барочная музыка стремилась к более высокому уровню эмоциональной наполненности, чем музыка Ренессанса. Сочинения барокко часто описывали какую-то одну, конкретную эмоцию (ликование, печаль, набожность и так далее). Преподаватель исполняет пьесу. Какие эмоции изображает автор?( нежность, лёгкая грусть, созерцание прекрасного). Учащийся исполняет первую часть пьесы. Работа над фразировкой, соединением струн, переходами, мягкой сменой смычка,вибрацией,аппликатурой, динамикой.
Учащийся исполняет вторую часть. Что изменилось?( Лад стал мажорным). Работа над интонацией, вибрацией, более подвижным темпом, изменением характера вибрации.
Исполнение учащимся третьей части (реприза с изменениями). Работа над динамикой, аппликатурой.
Заключение. III Заключительный этап:
Педагог: Мы с тобой попытались раскрыть содержание пьес: вообразили героев, прочувствовали эмоции героев пьес , определили какими средствами изобразил это композитор ,отметили особенности его стиля ,разными способами поработали над преодолением технических трудностей, над выразительностью музыкального языка. Ты хорошо поработал на уроке и заслужил хорошую оценку. Наш урок окончен. Выставляется оценка и записывается домашнее задание