Коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме:Автоматизация звука Р.


Подгрупповое коррекционно - развивающее логопедическое занятие в 3 классе в школе VIII вида.
Учитель – логопед Разуева Алла Ивановна.
Тема: Автоматизация звука Р.
Цель Закрепить правильное произношение звука Р.
Коррекционные задачи.
-Автоматизировать правильное произношение звука Р в слогах,
в словах с различной слоговой структурой, фразах, предложениях.
- Уточнять и расширять словарный запас .-Расширять знания об окружающей действительности, практические
Умения и навыки.
Развивающие задачи.
-Совершенствовать речедвигательные функции.
-Развивать слуховое и зрительное восприятие.
-Развивать познавательные процессы путём привития интереса и
активизации учебной деятельности.
-Развивать словарь и связную речь.
Воспитательные задачи.
-Воспитывать интерес к занятиям, к окружающей действительности.
-Воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности.
-Воспитывать звуковую систему речи.
Оборудование:
Демонстрационный и раздаточный материал, картины, таблицы, карточки.
Ход занятий.
Организационный момент.
Психогимнастика.
Раз-два повернись и в животных превратись. Мартышка тянет язычок
до носа. Верблюд катает детей - цокает, наелся колючек – чистит
язычок. Дятел стучит по дереву: т т т, д д д , та-да, та-да, тук-тук-тук.
Ворона по лесу летает и кричит: кар- кар- кар. Грозно рычит сердитый тигр Ррр, Ррр.Ррр.
2.Тема занятий.
Какой звук закрепляем? Определим : какой звук Р( радостный или грустный , звонкий или глухой, гласный или согласный.)
Произносим Р – громко, тихо, шёпотом.
( таблица, где буквы Р в разных видах и ракурсах)
На что похожа буква Р?
Букву Р писать несложно.
Справа к палке осторожно пририсуем мы кружок и получится
флажок.
3.Назовите диких животных и покажите на картинке, отгадав
загадки.
-Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам? (верблюд)
-Кто один имеет рог, отгадайте? (носорог)
-Он высокий и пятнистый с длинной шеей? (жираф)
-Скачет шустрый зверёк, а в кармане сидит сынок? (кенгуру)
Что за коняшки, на всех тельняшки? (зебры)
-Прыгает по деревьям, корчит рожи, ест бананы? (мартышка)
-Эй, не стойте слишком близко, я (картинка тигрёнка), а не киска.
4.Развитие слухового и зрительного восприятия.
В каком домике буква Р живёт? ( определить позицию звука Р
в словах : ( в начале, в середине, в конце), расставить на планшете и
показать: рысь, верблюд, тигр.
Шифровка. Звуко-буквенный анализ слов:
тигр, зебра.
Определить количество звуков, букв, слогов, гласных, согласных,
звонких, глухих.
- Кто ходит в гости к тигру?
Слова рассыпались. ( ры,зеб, раф,жи, рог,со,но.)
5.Вышел тигр погулять, хочет с нами поиграть.
Мы строители тук-тук молотком, будем строить новый дом.
(собираем макет дома из частей и материалов в названии которыхесть звук Р).
Стены (кирпич, дерево). Крыша (шифер, черепица).
Рамы, двери, крыльцо, веранда, ворота, ограда, трава.
Физминутка.
Тигр играет на гармошке, громко хлопает в ладошки.
Головой качает, руки поднимает.
Ногами топ- топ, руками хлоп- хлоп.
Посмотри, моя ладошка как весёлая гармошка.
Пальчики я раздвигаю, а потом опять сдвигаю.
Я ладошки раздвигаю и на кнопки нажимаю.
1—2 – 3 ты играешь - посмотри.
6.Читаем слоговые таблицы.
Ра—игра Ро - дорога Ру - руль Ры - рынок
Дра Пра Тра Бра
Дро Про Тро Бро Дру Пру Тру Бру Дры Пры Тры Бры
7.Упражнения на развитие дыхания и голоса.
- Тигр принюхивается.
-Тигр рычит: громко - низко, тихо- высоко)
(Таблица с картинками)
Ра-ра-ра кругом жара. Ро-ро-ро у страуса перо.
Ру-ру-ру видел кенгуру. Ры-ры-ры вот тигры.
8.Переведём с вороньего языка на русский.
КАР-----(…тон, ….тина, …..низ, ….урусель)
КАР-----(….низ, …..апуз, ….лик, ….андаш, ….та.)
КАР-----(……ась, …..ета, ….тошка)
9.Гимнастика для глаз.
Друг к другу повернись и соседу улыбнись.
Немного поморгайте, каждым глазом помигайте.
Закроем глазки дружно. Сядем тихо, плавно, дружно.
10.Составим предложение. Слова рассыпались.
В, живут, зебры, стране, далёкой, жаркой.
Поутру, однажды, кенгуру, прискакала.
- (Назвать слова со звуком Р.)
11.Графический диктант.
(Слушаем слова, если услышите Р, пишите букву Р под цифрой
Соответствующего слова, если нет----чёрточку).1-Африка. 2-Акула. 3—Горилла. 4-Крокодил. 5—Антилопа.
6—Аквариум. 7.Индия. 8.Австралия. 9. Обезьяна.
12.Итог.
Расскажите, чему мы сегодня учились?
Список используемой литературы:
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М, 2002.
Аксёнова А.К., Якубовская Э. В., Речевая зарядка на уроках чтения в 1 - 3
классах вспомогательной школы//Дефектология.1983 №1.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.1998.
Жукова Н.С. Учимся говорить правильно. М.2004.
Лопухина И. С. Логопедия . 550 занимательных упражнений для развития ре-
чи. М.1996.
Волина В. Учимся, играя. М – 1994.
Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. СПб. 2009.
Филичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. М;
Воронеж. 1997.