Коррекционно-развивающее логопедическое занятие по теме:Автоматизация звука Р. 
Подгрупповое   коррекционно  -  развивающее     логопедическое         занятие   в  3                                                           классе   в  школе   VIII вида.
Учитель – логопед   Разуева  Алла  Ивановна.
Тема:  Автоматизация   звука  Р.
Цель  Закрепить  правильное  произношение  звука  Р.
Коррекционные   задачи.
-Автоматизировать правильное произношение  звука  Р в слогах,
в словах  с различной  слоговой  структурой,  фразах, предложениях.
- Уточнять и расширять  словарный  запас .-Расширять знания об  окружающей  действительности,  практические
Умения и  навыки.
Развивающие  задачи.
-Совершенствовать  речедвигательные  функции.
-Развивать  слуховое  и зрительное  восприятие.
-Развивать  познавательные  процессы  путём  привития  интереса и 
 активизации учебной деятельности.
-Развивать  словарь  и связную  речь.
Воспитательные  задачи.
-Воспитывать  интерес  к  занятиям, к окружающей   действительности.
-Воспитывать   положительную  мотивацию к  учебной  деятельности.
-Воспитывать  звуковую  систему  речи.
Оборудование:
Демонстрационный  и  раздаточный  материал, картины, таблицы, карточки.
Ход   занятий.
Организационный  момент.
Психогимнастика.
Раз-два  повернись и в животных  превратись. Мартышка  тянет язычок  
до  носа. Верблюд  катает  детей - цокает, наелся  колючек – чистит  
язычок.  Дятел  стучит  по  дереву:  т т т, д д д , та-да, та-да, тук-тук-тук.
Ворона  по  лесу  летает и кричит: кар- кар- кар. Грозно  рычит  сердитый тигр   Ррр, Ррр.Ррр.
2.Тема занятий.
Какой  звук закрепляем?  Определим : какой  звук  Р(  радостный  или грустный , звонкий  или глухой,  гласный  или  согласный.)
Произносим   Р – громко, тихо, шёпотом.
( таблица, где  буквы  Р  в разных  видах  и ракурсах)
На что  похожа  буква  Р?
Букву  Р  писать несложно.
Справа  к  палке  осторожно  пририсуем  мы  кружок и   получится 
флажок.
3.Назовите   диких животных и  покажите на  картинке, отгадав  
загадки.
-Зверь я горбатый, а нравлюсь   ребятам?  (верблюд)
-Кто  один   имеет  рог, отгадайте?  (носорог)
-Он  высокий  и  пятнистый   с  длинной   шеей?  (жираф)
-Скачет шустрый  зверёк, а в  кармане сидит   сынок? (кенгуру)
Что за коняшки, на  всех   тельняшки? (зебры)
-Прыгает по  деревьям, корчит  рожи, ест  бананы? (мартышка)
-Эй, не  стойте  слишком   близко, я (картинка тигрёнка), а не  киска.
4.Развитие  слухового  и  зрительного  восприятия.
В каком  домике буква  Р живёт? ( определить  позицию  звука  Р
в словах  :  ( в начале,  в середине, в конце), расставить на  планшете  и  
показать:   рысь,  верблюд,  тигр.
Шифровка. Звуко-буквенный   анализ слов:
тигр,  зебра.
Определить  количество   звуков, букв, слогов, гласных, согласных,  
звонких, глухих.
- Кто  ходит  в   гости  к   тигру?
Слова рассыпались.   (  ры,зеб,  раф,жи,  рог,со,но.)  
5.Вышел  тигр погулять,  хочет  с нами  поиграть.
Мы строители  тук-тук  молотком, будем  строить   новый   дом.
(собираем макет дома из частей  и материалов в названии  которыхесть  звук  Р).
Стены  (кирпич,  дерево).  Крыша (шифер, черепица).
Рамы, двери, крыльцо, веранда, ворота, ограда, трава.
Физминутка.
Тигр играет  на  гармошке, громко  хлопает  в  ладошки.
Головой  качает,  руки  поднимает.
Ногами  топ- топ,  руками   хлоп-  хлоп.
Посмотри,  моя  ладошка   как   весёлая   гармошка.
Пальчики   я  раздвигаю, а  потом  опять  сдвигаю.
Я ладошки  раздвигаю  и  на  кнопки  нажимаю.
1—2 – 3  ты  играешь -  посмотри.
6.Читаем   слоговые   таблицы.
Ра—игра                Ро - дорога          Ру - руль       Ры - рынок
Дра         Пра         Тра         Бра
    Дро        Про      Тро           Бро      Дру          Пру       Тру        Бру          Дры         Пры       Тры       Бры      
7.Упражнения  на  развитие   дыхания и голоса.
- Тигр  принюхивается.
-Тигр рычит: громко - низко, тихо- высоко)
(Таблица с картинками)
Ра-ра-ра   кругом   жара.     Ро-ро-ро   у   страуса   перо.
Ру-ру-ру   видел  кенгуру.   Ры-ры-ры   вот  тигры.
8.Переведём   с вороньего  языка   на  русский.
КАР-----(…тон, ….тина, …..низ, ….урусель)
   КАР-----(….низ, …..апуз, ….лик, ….андаш, ….та.)
          КАР-----(……ась, …..ета, ….тошка)
9.Гимнастика    для   глаз.
Друг    к  другу    повернись  и   соседу  улыбнись.
Немного    поморгайте,  каждым   глазом   помигайте.
Закроем  глазки    дружно. Сядем тихо, плавно, дружно.
10.Составим    предложение.   Слова   рассыпались.
В,     живут,   зебры,   стране,   далёкой,    жаркой.
Поутру,  однажды, кенгуру,  прискакала.
- (Назвать  слова   со  звуком   Р.)
11.Графический     диктант.
(Слушаем  слова, если услышите Р, пишите    букву Р под   цифрой
Соответствующего   слова,  если  нет----чёрточку).1-Африка.   2-Акула.  3—Горилла.   4-Крокодил.   5—Антилопа.
6—Аквариум.   7.Индия.  8.Австралия.   9. Обезьяна.
12.Итог.
Расскажите,  чему  мы   сегодня   учились?
Список используемой литературы:
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М, 2002.
Аксёнова А.К., Якубовская Э. В., Речевая зарядка на уроках чтения в 1 - 3 
классах  вспомогательной школы//Дефектология.1983 №1.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.1998.
Жукова Н.С. Учимся говорить правильно. М.2004.
Лопухина И. С. Логопедия . 550 занимательных упражнений  для развития ре-
чи.  М.1996.
Волина В. Учимся, играя.  М – 1994.
Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика. СПб. 2009.
Филичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. М; 
Воронеж. 1997.