Авторская рабочая программа по кружковой работе «В мире искусства»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 1»
Чистопольского муниципального района РТ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Чистопольского муниципального района РТ
Рабочая программа
кружка «В мире искусства»
Составитель: учитель высшей квалификационной категории
Гасишвили Марина Леонидовна
учитель высшей квалификационной категории
Леванова Светлана Леонидовна
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Цель данной программы – раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
- Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Данная программа кружка художественного творчества «Палитра» рассчитана на один год обучения для детей 5-6 классов, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Режим работы кружка: 1 раз в неделю, 2 часа.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями ФГОС. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, различными художественными материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
Результат этих увлекательных занятий не только конкретный – рисунки, поделки, но и невидимый для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа кружка художественного творчества:
- представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами.
- удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.
- позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.
Краткая характеристика процесса обучения
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), формы, приемы обучения.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, выполнение рисунков.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного и изобразительного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Ожидаемые результаты
Должны знать:
- названия основных и составных терминов;
- понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент, аппликация, симметрия, ассиметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, обжиг, роспись, лепка, керамика;- изобразительные основы декоративных элементов;
- материалы и технические приемы оформления;
- названия инструментов, приспособлений.
- особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм
- основы графики;
- правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне;
- особенности материалов и техники малых скульптурных форм.
Должны уметь:
- пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, желтого, синего цветов, их смешением;
- моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;
- пользоваться материалами;
- применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхности.
- пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;
- пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- рисовать кистью элементы растительного орнамента;
- выполнять орнамент в круге, овал, ленту;
- передавать выразительные формы реального предмета в рисовании с натуры, по памяти и представлению;
- проявлять творчество в создании изделий
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок работ учащихся:
- Участие в городских и республиканских конкурсах рисунков и творческих работ
Для реализации программы используется следующая учебно-методическая литература:
- К. Керликовски. Основы рисования. – АРТ-РОДНИК, 2008;
- Г. Шалаева. Учимся рисовать, 2006;
- Энциклопедия рисования, «РОСМЭН»
- Чудесные поделки своими руками, ООО «Книжный клуб семейного досуга»
- Н.А. Цирулик, Т.НЮ Проснякова. Уроки творчества
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Цели и задачи Оборудование Кол-во часов Примечание
1 Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Материалы, инструменты, приспособления 1 2 Изображать можно пятном Овладение первичными навыками изображения на плоскости, развитие воображения. Превращение произвольно сделанного краской и кистью пятна в изображение зверушки, дорисовав то, что необходимо Одноцветная краска, иллюстрации Е.Чарушина, В.Лебедева и др.художников, работающих пятном 1 3 Изображать можно линией Научить владеть линией на плоскости. Развивать умение видеть линии в природе. Проведение характерных линий, изображение несложного линейного рисунка. Черный фломастер или карандаш, линейные иллюстрации к детским книгам 1 4 Разноцветные краски Знакомство с красками гуашь. Развивать умение пользоваться красками на уроке. Проба красок. Создание красочного коврика Гуашь, широкая и тонкая кисти, образцы рисунков 1 5 Осенние краски и формы Дать знания о пейзаже, развитие практических навыков с акварелью. Выполнение осеннего пейзажа Рисунки, акварель, кисти 1 6 Мир полон украшений Изучение природных форм. Украшение-роспись цветов-заготовок Примеры украшений, фотографии цветов 1 7 Красота вокруг нас Развитие наблюдательности. Учить замечать многообразие и красота узоров в природе.
Изображение коры дерева, кисть ягод и т.д. Наглядные пособия, фотографии природных форм 1 8 Узоры на крыльях бабочек Научить любоваться привычными объектами, формами. Познакомить с понятием «симметрия». Украшение крыльев бабочки, воспитывать любовь к красоте Фотографии бабочек, рисунки, наглядные пособия 1 9 Орнаментальная композиция Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Организация плоскости. Бумага, акварель 1 10 Листья и веточки Рисование с натуры. Тушь, перо. Упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. Одноцветная краска, иллюстрации Е.Чарушина, В.Лебедева и др.художников, работающих пятном 1 11 Осенние листья Композиция и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. Листья, гуашь, образцы работ 1 12 Ковер из осенних листьев Выполнение композиции из осенних листьев Акварель, широкая и тонкая кисти, образцы рисунков 1 13 Зарисовка растений Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Черный фломастер или карандаш, линейные иллюстрации к детским книгам 1 14 Деревья «Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. Акварель, широкая и тонкая кисти, образцы рисунков 1 15 Натюрморт как жанр искусства Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая . собственная Гуашь, широкая и тонкая кисти, образцы рисунков 1 16 Осенний натюрморт Натюрморт из трёх предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Бумага, акварель 1 17 Красивые рыбы Познакомить с выразительными возможностями фактуры. Научить замечать неброскую и «неожиданную» красоту в природе. Украшение рыбки узорами чешуи в технике монотипии Фотографии, рисунки с изображением подводного мира, бумага, гуашь 1 18 Украшения птиц Развивать декоративное чувство при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов Изображение нарядной птицы (Жар-птицы) Фотографии, рисунки, иллюстрации с изображением нарядных птиц 1 19 Узоры, которые создали люди Познакомить с красотой, разнообразием орнаментов, созданных человеком. Дать знания о природных и изобразительных мотивах. Создание своего орнамента, используя природные мотивы Образно-выразительные различные образцы орнаментов 1 20 Украшения в жизни человека Научить сравнивать форму украшения с его назначением, развивать мышление, творческую самостоятельность, практические навыки работы с картоном. Изготовление украшений из картона Рисунки с изображением различных украшений, образцы работ 1 21 Украшения предметов Развитие конструктивного изображения, образного представления, наблюдательности. Эскиз предметов посуды. Рисунки с изображением предметов быта 1 22 Декоративная посуда Изображение предметов посуды и ее украшение Рисунки с изображением предметов быта, образцы орнаментов 1 23 Природа вокруг нас Научить выполнять работу из различных материалов и техник, развивать фантазию, творчество, практические навыки. Выполнение пейзажных зарисовок Репродукции, рисунки с изображением пейзажей 1 24 Золотая осень Выполнение творческой работы – изображение пейзажа Репродукции, рисунки с изображением пейзажей 1 25 Пять красок – все богатство цвета и фона Разобрать понятия: темное и светлое, оттенки цвета, научить смешивать краски с белой и черной. Изображение природных стихий Фотографии природы с изображений резко выраженных состояний 1 26 Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности Познакомить с новым художественным материалом: пастель. Научить понимать красоту и выразительность материалов. Изображение осеннего леса Пастель, мелки, фотографии и репродукции с изображением осеннего леса 1 27 Выразительные возможности графических материалов Дать знания о красоте и выразительности
линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие. Изображение веток деревьев Рисунки, репродукции графических работ художников 1 28 Волшебный лес Закрепить знания по выразительности, характеру линии, научить выполнять композицию. Изображение леса графическим материалом Рисунки, репродукции графических работ художников 1 29 Выразительность материалов для работы в объеме Дать знания о технике оригами, научить приемам складывания бумаги, развивать практические навыки работы, воспитывать интерес к искусству Мелкая пластика из разных материалов в оригинале, репродукции
работ В.Ватагина1 30 Выразительные возможности бумаги Освоение работы с бумагой, приемы сгибания, разрезания, склеивания. Научить переводить плоский лист в разнообразные объемные формы. Сооружение игровой площадки Бумага, ножницы, клей, образцы работ 1 31 «Дворец Снежной королевы» Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь. Бумага, гуашь 1 32 Портрет Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов. Гуашь. Пропорция человеческого тела. Бумага, гуашь 1 33 Стихия – вода Холодные цвета. Рисование по методу ассоциаций. Бумага, акварель 1 34 Стихия- огонь Теплые цвета. Акварель. рисование по методу ассоциаций. Бумага, акварель 1 35 Изображение и реальность Научить всматриваться, быть наблюдательным. Изображение животных, увиденных в зоопарке Рисунки, репродукции, иллюстрации 1 36 Реальный мир вокруг нас Познакомить с приемами лепки на плоскости, с понятием – рельеф. Развивать навыки работы с пластилином, лепка фигурок животных из пластилина на картоне Образцы поделок, репродукции с изображением животных 1 37 Изображение и фантазия Развивать умение фантазировать, роль фантазии в жизни людей, изображение сказочных, несуществующих животных путем соединения элементов Иллюстрации из сказок 1 38 Фантастические животные Познакомить с многообразием материалов и сферой их применения. Развивать фантазию, образное представление, воспитывать интерес к искусству. Выполнение фигурок животных из подручного материала Образцы поделок, репродукции с изображением животных 1 39 Украшение и реальность Развивать наблюдательность, умение видеть красоту в природе. Изображение паутинок с росой, веточками деревьев, снежинок и т.пФотографии, репродукции, образцы рисунков 1 40 Украшение и реальность вокруг нас Изображение зимнего леса Фотографии, репродукции, образцы рисунков 1 41 Волшебные облака Познакомить с техникой кляксографией, развивать фантазию, творческую активность. Превращение пятна-облака в какой-то объект, предмет Образцы рисунков 1 42 КляксографияВыполнение творческих упражнений Бумага, гуашь 1 43 Волшебная бумага Научить выполнять разнофактурные поделки. Развивать мышление, воображение, практические навыки. Выполнение поделок из мятой бумаги, салфеток Образцы поделок 1 44 Волшебная бумага Выполнение поделок в технике оригами Бумага, инструменты 1 45 Динамическая открытка Знакомство с историей почтовых открыток, их видами, технологией изготовления динамических открыток, Выполнение изделия в технике аппликации по готовому образцу Материалы, инструменты, приспособления 1 46 Динамическая открытка Оформление изделия Материалы, инструменты, приспособления 1 47 Изготовление рамок для художественных работ Знакомство с видами рамок, используемых для оформления художественных работ, технологией изготовления рамок из бумаги разных видов, Выполнение рамки из бумаги Образцы рамок из разных видов материалов, образцы объемных рамок из бумаги 1 48 Изготовление рамок для художественных работ Выполнение рамки из бумаги. Завершение работы Образцы рамок из разных видов материалов, образцы объемных рамок из бумаги 1 49 Изготовление рамки для фотографии Художественные возможности фольги, технология обработки плотной фольги, Изготовление рамки из плотной фольги. Образцы изделий, выполненных в технике чеканки, образцы рамок для фотографий из плотной фольги. 1 50 Изготовление рамки для фотографии Изготовление рамки из плотной фольги. Завершение работы Образцы работ. 1 51 Цвет как средство выражения
Теплые и холодные цвета Дать знания о цвете и его эмоциональном восприятии человеком, делении цветов на теплые и холодные, представлении о теплом и холодном, борьбе цвета, смешении красок. Изображение угасающего костра
Развивать навыки работы художественными материалами Фотографии угасающего костра, пособие по цветоведениюНаглядные пособия 1 52 Стихии природы Научить выражать состояние, настроение природы через колорит. Развивать образное представление, навыки работы с красками Репродукции, образцы рисунков 1 53 Цвет как средство выражения Познакомить со смешением различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных и нежных оттенков цвета. Научить добиваться колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. Изображение «Солнечное царство», «Царство Снежной Королевы» Фотографии весенней земли, грозового неба, пособия по цветоведению1 54 Глухие и звонкие цвета Познакомить с глухими и звонкими цветами, применением этих цветов для передачи состояния природы. Изображение лирического пейзажа - коллаж Рисунки, иллюстрации, образцы работ 1 55 Линия как средство выражения Познакомить с ритмической организацией листа с помощью линий, как изменение ритма может менять содержание работы. Линия как средство характеристики изображаемого. Эмоциональное звучание линии. Изображение весенних ручьев Фотографии весенней земли, изображения ручьев, рисунки 1 56 Ритм линий Научить выполнять изображение с помощью линий. Выполнение линейного орнамента - вышивка Рисунки, образец 1 57 Линия как средство выражения Дать знания о выразительных возможностях линий; многообразии линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Изображение ветки с определенным характером и настроением Весенние ветки деревьев, рисунки с изображением веток 1 58 Характер линий Научить видеть линии в окружающей действительности. Изображение дерева с определенным характером и настроением из скрученной бумаги Весенние ветки деревьев, рисунки с изображением деревьев 1 59 Ритм пятен как средство выражения Дать знания о композиции, о значении расположения пятен на листе. Ритмическое расположение узоров Наглядные пособия, рисунки 1 60 Ритм пятен как средство выражения Ритмическое расположение летящих птиц Наглядные пособия, рисунки 1 61 Фантазия помогает создавать украшения Развивать образное представление, навыки работы с инструментами, учить воплощать замысел в объект. Изготовление закладки для книги Образцы поделок, рисунки 1 62 Постройка и фантазия Дать знания о возможностях фантазии человека в создании предметов. Выполнение эскизов фантастических зданий Фотографии построек, способных пробуждать детскую фантазию 1 63 Умение видеть Дать знания о приемах изображения насекомых, их характерных особенностях, развивать мышление, образное представление. Изображение насекомых Фотографии, рисунки насекомых
1 64 Умение изображать Научить сравнивать изображение насекомого с простыми формами, развивать мышление, творческую самостоятельность, практические навыки работы с картоном. Изображение насекомых из природного материала и пластилина Фотографии, рисунки насекомых, образцы поделок 1 65 Отражение в воде Монотипия Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки. Бумага, акварель 1 66 Город «Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения. Бумага, пастель 1 67 Построение растительного орнамента в полосе Приемы построения, его разновидностями; Выполнение аппликации растительного орнамента в полосе по представлению. Образцы изделий с орнаментом, репродукции, образец выполненной аппликации 1 68 Орнамент в круге Способы построения кругового орнамента. Выполнение аппликации растительного орнамента в круге по представлению Репродукции изделий с круговым орнаментом, образец кругового орнамента 1 69 Геометрический орнамент. Бордюр Знакомство с понятием бордюр, приемы построения геометрического орнамента, Выполнение аппликации орнамента по представлению Репродукции изделий, оформленных бордюром с геометрическим орнаментом 1 70 Зооморфные мотивы в орнаменте Знакомство с одной из разновидностей орнамента – зооморфным, способами выполнения такого орнамента. Выполнение аппликации орнамента с зооморфными мотивами по представлению Репродукции изделий с зооморфным орнаментом, образец зооморфного орнамента 1 71 Урок любования Учить любоваться окружающим миром, замечать мельчайшие детали, оценивать их красоту. Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров. Изображение весны Весенние пейзажи, рисунки и репродукции 1 72 Праздник весны Научить сравнивать цветовую гамму времен года, применять знания в рисунке, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе. Изображение объектов природы Рисунки с изображением весенней природы 1 73 Весенние узоры Научить сравнивать форму предмета с его назначением, развивать мышление, творческую самостоятельность, практические навыки работы с картоном. Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их Рисунки с изображением весенней природы, образцы поделок
1 74 Полет птиц Развивать практические навыки работы с бумагой, учить пользоваться художественными инструментами. Вырезание птиц из бумаги Бумага белая, цветная, иллюстрации, рисунки с изображением птиц 1 75 Красота природы Учить превращать естественную красоту природы в декоративное украшение. Развивать образное представление, практические навыки. Выполнение декоративной работы - Весна Декоративные поделки, рисунки 1 76 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности Закрепить знания о по теме: цвет, ритм линий, пятен, пропорции – основа языка ИЗО. Изображение композиции по своему замыслу Рисунки, выполненные на предыдущих уроках 1