Рабочая программа по кружковой работе Чудесные фантазии.
Пояснительная записка.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение кружковой работы. Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Кружок «Чудесные фантазии» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Предусмотрены следующие виды труда:
- работа с пластилином (платилинография)
- работа с бумагой (оригами)
- работа с нетрадиционным материалом
Занимаясь лепкой, дети успокаиваются, становятся более уравновешенными и внимательными. Они получают знания, умения, навыки; также происходит закрепление информации, полученной на занятиях по развитию речи, рисованию, осуществляется знакомство с миром различных предметов в процессе частичного использования, так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединения наглядных символов со словесными и перевод их знаний в практическую деятельность, т.е. самостоятельное выполнение действий. Оригами способствует концентрации внимания. Так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.
Данная программа рассчитана на детей с 1 по 5 класс. Темы занятий одинаковы для всех классов, но исходя из возрастных особенностей, старшим ученикам предлагается тема, а они применяя фантазию и мышление дополняют композиции своими идеями и замыслами.
Продолжительность обучения 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1 час.
Цели кружковой работы:
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
4. Развитие самостоятельности анализа и мышления.
5. Формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи:
Развивать образное мышление, воображение, фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края;формировать умения следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
развивать мелкую моторику пальцев рук;
учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Обучить конкретным трудовым навыкам.
Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Воспитывать нравственные качества детей.
Поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок.
Формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи.
Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству.
Познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду.
Обучить детей безопасным приемам работы с различными инструментами.
Воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совестного творчества.
Методические указания:
В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении поделок и изделий.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных фор и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
метод проблемного изложения ( педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
частично-поисковый;
практический.
В проведении кружка используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Достижения ребёнка:
- ребёнок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при общении с детьми;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
Тематическое планирование.
Работа с пластилином – 13 ч.
Работа с бумагой – 11 ч.
Работа с нетрадиционным материалом – 10 ч.
№ п/пв год Дата Наименование раздела Тема кружка Содержание кружка Практическая
работа
1. Работа с пластилином. «Кленовый лист»
(коллективная работа оформляется в виде дерева) -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка деталей (шаблон, пластилин)
-сборка (приклеивание листьев к стволу дерева)
-уборка рабочего места
2. «Ветка рябины»
(коллективная работа оформляется в виде дерева) -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка деталей (шаблон, пластилин)
-сборка (приклеивание листьев к стволу дерева)
-уборка рабочего места
3. «Аквариум»
(коллективная работа) -беседа, рассказ воспитателя, объяснение воспитателя поэтапного выполнения композиции, работа уч-ся -подготовка материала
-изготовление деталей
-оформление работы
-уборка рабочего места
4. «Черепашка» -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся -выбор фона
-наклеивание шаблона
-подготовка деталей
-оформление работы
-выставка работ, уборка рабочего места
5. Работа с бумагой и картоном. «Ёлка»
«Грибная полянка» -беседа, рассказ воспитателя, показ и анализ образца, техника безопасности, работа уч-ся -разметка бумаги
-вырезание деталей
-приклеивание деталей
-уборка рабочего места
6. «Букет из васильков»
(коллективная работа) -беседа, рассказ воспитателя, показ и анализ образца, техника безопасности, работа уч-ся -выбор материала
-обводка шаблона
-вырезание деталей
-изготовление работы
-уборка рабочего места
7. «Зайчонок»
«Лисичка» -рассказ воспитателя, показ и анализ готовой работы, работа уч-ся -выбор материала
-обводка шаблона
-вырезание деталей
-изготовление работы
-уборка рабочего места
8. Аппликация из ладошек «Солнышко, снегирь, лебеди»
(по выбору уч-ся) -рассказ воспитателя, показ и анализ готовой работы, работа уч-ся -выбор материала
-обводка ладошек
-вырезание деталей
-оформление работы
-уборка рабочего места
9. Работа с нетрадиционным материалом. «Два кота»
(ватные диски) -рассказ воспитателя, показ и анализ готовой работы, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся. -выбор фона
-подготовка деталей
-сборка композиции
-анализ выполненных работ
-уборка рабочего места
10. «Ягода - малина»
(поролон) -рассказ воспитателя, показ и анализ готовой работы,
-работа уч-ся -подготовка деталей
-сборка готовых деталей
-уборка рабочего места
11. «Арбузная долька»
(бумажные тарелочки) -рассказ воспитателя, показ и анализ готовой работы,
-работа уч-ся -подготовка деталей (разрезание тарелки, окрашивание)
-приклеивание семян
-анализ готовых работ
-уборка рабочего места
12. «Снеговик»
(ватные диски) -рассказ воспитателя, показ и анализ готовой работы,
-работа уч-ся -выбор фона
-подготовка деталей
-оформление работы
-уборка раб. места
13. Работа с пластилином. «Живые яблоки на ветках» (снегири) -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -выбор фона
-подготовка материала
-выполнение работы
-уборка рабочего места
14. «Совушка – сова» -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -выбор фона
-подготовка материала
-выполнение работы
-уборка рабочего места
15. «Снеговик в лесу» -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -выбор фона и материала
-изготовление деталей
-сборка композиции
-уборка рабочего места
16. «Божьи коровки на ромашке» -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка материала
-сборка композиции
-уборка рабочего места
17. «Змейка» -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка материала
-выполнение работы
-оформление фона
-уборка рабочего места
18. Работа с бумагой «Снежинка» (оригами) -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка материала
-складывание деталей
-сборка деталей
-уборка рабочего места
19. «Неваляшка» (оригами) -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка материала
-складывание деталей
-оформление работы
-уборка рабочего места
20. «Сорока - ворона»
(салфетки) -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -вырезание шаблона
-подготовка деталей
-сборка деталей
-уборка рабочего места
21. «Львёнок» (оригами, закладка) -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка материала
-складывание деталей
-сборка деталей
-уборка рабочего места
22. Работа с нетрадиционным материалом «Букет для мамы»
(пластиковые стаканчики) -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка материала
-сборка композиции
-уборка рабочего места
23. «Одуванчики»
(ватные доски) -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, техника безопасности, работа уч-ся, анализ выполненных работ -выбор фона
-подготовка деталей
-сборка деталей
-окрашивание дисков
-уборка рабочего места
24. Изготовление цветка из нетканых салфеток. -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка деталей
-сборка деталей
-оформление работы
-уборка рабочего места
25. Р.К. Поморский голубок
Изготовление птицы из фольги -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка материала
-подготовка деталей
-сборка деталей
-оформление работы
-уборка рабочего места
26. Работа с пластилином Р.К. Северные пряники Архангельские козули-беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -выбор фона
-подготовка материала
-обводка шаблона
-оформление работы
-уборка рабочего места
27-28. «Кактус в горшочке» -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка фона
-обводка шаблона
-заполнение пластилином
-оформление работы
-анализ готовых работ
29. «Чайная посуда»
(обратная аппликация) -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -выбор шаблона
-подборка материала
-выполнение работы
-уборка рабочего места
30. Работа с бумагой «Конура и собака Барбос» -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ - подборка материала
-заготовка деталей
-сборка деталей
-оформление работы
31. «Бабочка» -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -выбор материала
-выполнение работы
-оформление работы
-уборка рабочего места
32. «Лягушонок» -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка материала
-выполнение работы
-оформление работы
-уборка рабочего места
33. Работа с нетрадиционным материалом Аппликация из трубочек для коктейля. -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка материала
-выполнение работы
-уборка рабочего места
34. «Чудо – дерево»
(проволока, пуговицы)
(коллективная работа) -беседа, рассказ воспитателя, рассматривание и анализ образца, техника безопасности, подборка материала, работа уч-ся, анализ выполненных работ -подготовка материала
-сборка деталей
-оформление работы
-уборка рабочего места
Словарь терминов
Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.
Основные приемы:
Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.
Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.
Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.
Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.
Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.
Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.
Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.
Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.
Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги.
Прикладное искусство — искусство создания бытовых предметов, имеющих утилитарное назначение и вместе с тем обладающих художественно-эстетическими качествами.
Декор (лат. decorare — украшать) — совокупность украшающих предмет орнаментальных или изобразительных элементов.
Народное искусство — тип синтетического искусства, изначально связанный с трудовой деятельностью человека, представляющий одновременно материальную и духовную культуру.
Выставочное искусство — единичные, авторские художественные произведения, в которых наиболее ярко проявлена творческая индивидуальность профессионального художника; предназначались для публичного показа. Керамика (греч. гончарное искусство) — искусство создания различных изделий из природных глин, в том числе из тончайшего фарфора. Керамикой называют и сами изделия из глины. Глазурь (нем.) — тонкий стекловидный слой, которым покрывают поверхность керамического изделия.
Террако́та (итал. terracotta — обожженная глина) — вид керамики, неглазурованные изделия из обожженной цветной глины. Терракота может быть окрашена только холодным способом без обжига. Фактура (лат. factura — обработка, делание) — поверхность природная, шероховатая или же поверхность, специально обработанная художником изделия.
Ансамбль предметный (фр. ensemble — букв. «вместе») — совокупность, стройное целое, гармоническое единство художественных качеств. Ансамбль связывает все реально существующие предметы в содержательно-структурную целостность, единство. Мелкая декоративная пластика — скульптурные изделия из обожженной глины, кости, камня малых размеров, рельефные композиции. Эскиз — предварительный рисунок. Картон — вспомогательный рисунок, в котором задуманная композиция исполнена в масштабе будущей декоративной работы (панно). Панно — декоративная композиция в строго ограниченной плоскости; прикрепляют к стене архитектурного интерьера. Творческая интерпретация — творческое исполнение художественного произведения, основанное на самостоятельном толковании.
Фелтинг - в рукоделии, иглопробивная техника, в процессе которой создается рисунок на ткани или войлоке.Фотоанкеры, или поворотные кнопки, или тернеры — представляют из себя брадсы в комплекте с удлиненной, похожей на ботиночек, шляпкой. Крепятся по принципу клипс.
Чеканы — инструменты для нанесения углубленного рельефа, используют в декоративно-прикладном искусстве, в частности, берестяных промыслах. Изготовляют их из толстого медного прутка или из плотной древесины.
Чипборд — очень плотный картон, который ломается при сгибании. Применяется в скрапбукинге.
Штампики — инструменты, применяемые в декоративно-прикладном искусстве (в частности: берестяные промыслы). Используются для нанесения оттиска, узора на поверхность
Список использованной и рекомендуемой литературы.
1. Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда. Издательство «Педагогика» 1997
2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.
3. Журнал «Начальная школа» № 8 1999; № 9 1988.
4. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей.М.: Владос 2003.
5. Калябин В. А. Физиологические основы оценки степени готовности детей к обучению в школе. - Владимир: ВГПУ 1999.
6. Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку - С.- П. 2004.
7. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.
8. Сиротюп А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: Сфера 2003.
9. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.
10. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000.
11.Разноцветные поделки из природных материалов/ Пер. с нем. А.П. Прокопьева. – М.: Рольф, 2001.-192с., с цв.илл.– (Внимание: дети!).
12. Аппликация в детском саду/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева; худож. Е.А. Афоничева, В.Н. Куров.– Ярославль: Академия развития, 2006.– 144 с., ил.– (Серия: “Детский сад: день за днем”). 13. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр – занятий для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.– 128 с. (Серия “Вместе с детьми”).14. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. – М.: Мозайка – Синтез, 2005. – 64 с.
15. Гусакова М. А. Аппликация. - М.: Просвещение, 1982.
16. Индов А. Мозаика из бумаги: Альбом. - Таллин, 1984.
17. Казакова Р. Г. Изобразительная деятельность и конструирование // Воспитание детей в средней группе детского сада. - М.: Просвещение, 1982.
18. Лоотсар Э. Э. Аппликация в детском саду: Альбом. - М.: Просвещение, 1971.
19. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1980.
20. Суховская Л. Г., Грибовская А. А. Аппликация в детском саду: Альбом. - М.: Просвещение, 1980.
Государственное областное бюджетное специальное ( коррекционное)
Образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида № 9
«Утверждаю»:
Директор ГОБС(К)ОУ школы-
Интерната VIII вида № 9
Демидова Т. Н.
Рабочая программа по кружковой работе
« Чудесные фантазии»
Для обучающихся 2-5 классов школы VIII вида
1 раз в неделю 1 год обучения
Составитель: Кудряшова Н. А., воспитатель.
д. Мякишево Хвойнинский район
2015
Список группы:
Николаева Наташа- 2 класс.
Фокин Саша- 2 класс.
Кудряшова Саша- 3 класс.
Ларионов Артём- 3класс.
Комотков Руслан- 3 класс.
Фёдорова Аня- 3 класс.
Куприянов Артур- 3 класс.
Седов Лёша- 4 класс.
Павлов Лёша- 4 класс.
Тихонов Илья- 4 класс.
Цветков Егор- 4 класс.
Никитина Оля- 5 класс.
Васильев Серёжа-5 класс.