Дидактический материал по русскому языку по теме «Односоставные предложения в миниатюрах В.П. Астафьева»


Дидактический материал на тему:
«Односоставные предложения в миниатюрах
В.П.Астафьева»
1. Назывные
Рассмотрим следующие миниатюры.
МЕЛОДИЯ
Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?!
ПРЕДЕЛ
Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном. Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слезы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка.
Провал. Забытье.
В первой миниатюре все предложения односоставные. Из шести предложений пять назывных, одно безличное.
Во второй миниатюре восемь предложений односоставных: пять назывных, одно безличное, два определенно-личных.
Назывные предложения утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний в настоящем времени. В первом тексте они позволяют лаконично изобразить картины осенней природы, а во втором – передать внутреннее состояние больного человека.
В первом тексте автор сосредотачивает наше внимание на отдельных предметах, тем самым выделяя их в пейзаже. Эти детали представляются нам особенно важными, помогают воссоздать картину в целом. Все лишнее, ненужное опускается.
Во втором тексте ощутимо передана человеческая боль таким коротким словом: предел. И это одно назывное предложение.
Назывные предложения бывают только утвердительными. В прошедшем и будущем времени им соответствуют двусоставные предложения. (Сравни: Ночь. – Была ночь. – Будет ночь.) В первом тексте назывные предложения являются распространенными: автору необходимо как можно полнее нарисовать картину осенней природы. Это достигается благодаря согласованным и несогласованным определениям, относящимся к подлежащим. Во втором тексте автор отдает предпочтение нераспространенным назывным предложениям. Они являются удобной формой передачи личного состояния автора.
Какова их роль? Назывные предложения утверждают наличие предметов, явлений, состояний в настоящее время. Они позволяют В.П.Астафьеву лаконично изобразить картины природы (первый текст), свое внутреннее состояние (второй текст), передана человеческая боль в коротком и емком слове: «Предел!» Иногда назывные предложения распространяются определениями, относящимися к подлежащему. Они являются удобной формой передачи личного состояния автора. Здесь каждое назывное предложение – целая картина.
2. Определенно-личные предложения
Рассмотрим художественные миниатюры «Приветное слово», «Какое сырое утро!» и «Паутина».
ПРИВЕТНОЕ СЛОВО
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.
– Длястуй, дядя! – сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое!» – хочется крикнуть и мне, да не успеваю.
Мать в синем плащике, наглухо застегнутом, – боится застудить грудь, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
– Ей пока еще все люди – братья!
Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.
КАКОЕ СЫРОЕ УТРО!
За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черемух. Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает...
Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.
Наступило утро. Все люди работают. И мне надо работать.
Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу еще маленько, чуть-чуть...
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать. Вставать! Вставать!
Все то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Все так же каплет с черемух. Мимо окон проехал дядя Федор на мокрой лошади к ферме – он везет вонючий силос.
Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать. Но бегут строки все быстрее, быстрее, и мимо окон бежит лошадь с пустыми санями. Бежит, фыркает – разогрелась.
Может быть, завтра наступит ясное утро, и перестанут болеть кости. Да и сейчас они уже глуше болят.
ПАУТИНА

Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, раздерешь паутину – и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок.
А ведь в только что растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях ее они жили, кого-то сторожили и чувствовали себя по-хозяйски дома. Нарушился порядок. Не стало гармонии.
Рухнул паучий мир, выпало звено из природой отлаженной жизни, лопнула еще одна ее тонкая струна.
Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро-быстро по его нитям перебирается многолапый и многорукий паук.
В первом тексте 18 предложений, из них два сложных, три предложения с прямой речью, остальные простые. В данной миниатюре 14 односоставных предложений, являющихся самостоятельными, а также входящих в состав сложных или предложений с прямой речью. Распределим односоставные предложения по типам.
Определенно-личных – 6 предложений, неопределенно-личных нет, безличных – 7, одно назывное предложение.
Определенно-личные предложения:
Первый текст: Иду. Кашляю. Скриплю. Длястуй, дядя! Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко мое! В составе сложного: да не успеваю.
В этих предложениях из личной формы глагола видно, что действие совершается определенным лицом (иду, кашляю, скриплю, полежу, успеваю – только я; заденешь, раздерешь – только ты). Формы 3-го лица глагола и единственного числа прошедшего времени не могут быть сказуемыми определенно-личных предложений. При них возможны различные действующие лица и предметы. В предложенных текстах есть такие случаи: бежит, фыркает – разгорелась, оглянулся... При подчеркнутых сказуемых необходимы выраженные подлежащие, так как из форм бежит, фыркает, разогрелась, оглянулся действующее лицо неясно.
Например, форму оглянулся можно отнести к разным лицам (я, ты, он), и только контекст выявляет определенное действующее лицо. Это двусоставное неполное предложение. В определенно-личных предложениях отсутствие словесно обозначенного подлежащего не создает неполноты предложения, так как главный член содержит точное указание на производителя действия (говорящий или собеседник). Особенность употребления определенно-личных предложений в том, что они дают возможность избежать повторения личных местоимений, делают повествование динамичным, живым, непринужденным, так как все внимание сосредотачивается на действии, самом важном для автора. Особая экспрессия достигается употреблением ряда определенно-личных предложений: Иду. Кашляю. Скриплю.
М.В. Ломоносов говорил об определенно-личных предложениях, что «умолчание» местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к «украшению и важности служит».
Определенно-личные предложения синонимичны двусоставным предложениям с подлежащим, выраженным личным местоимением. Оправданны ли личные местоимения в предложениях: Я вожу ручкой по бумаге; Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитяко мое! – хочется крикнуть и мне, да я не успеваю?
Автор в этих предложениях употребляет личные местоимения в роли подлежащих, так как стремится их выделить логически.
Для того чтобы наше представление о способах выражения главного члена в определенно-личных предложениях было более полным, попытаемся в известных нам текстах Астафьева найти еще примеры.
Обратимся к другой миниатюре Астафьева. «Какое сырое утро!»
В этом тексте 14 односоставных предложений. Например:
«Полежу еще немного, чуть-чуть» (определенно-личное). Бежит, фыркает – разогрелась (неопределенно-личное). За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черемухи. Надо вставать. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать (безличные).
Назывных предложений в этой миниатюре нет. Почему? Цель другая, здесь главное – это действие. Определенно-личные предложения дают возможность избежать излишнего повторения личных местоимений. Употребление этих предложений делает повествование динамичным, живым, непринужденным. ( На свадьбе говорили: живите дружно, делите горести и радости пополам («Современный жених»). Сказуемые живите, делите выражены глаголами в форме повелительного наклонения.
Шагаем с приятелем по берегу Койвы – притока Чусовой («Зеленые звезды»).
Мы изживаем второе тысячелетие. Перевалим ли? («Временное жилище»). Сказуемые в двух последних предложениях шагаем, перевалим выражены глаголами в форме первого лица множественного числа изъявительного наклонения в настоящем и будущем времени.
Определенно-личные предложения дают возможность избежать излишнего повторения личных местоимений. Употребление этих предложений делает повествование динамичным, живым, непринужденным.
3. Неопределенно-личные предложения
В художественных миниатюрах В.Астафьева найдем неопределенно-личные предложения.

« Заболел я однажды, и мне дали путевку в южный санаторий, где я никогда еще не бывал. Меня уверили, что там, на юге, у моря, все недуги излечиваются быстро и бесповоротно» («Родные березы»).
«Однажды бабушку Одарку тронули за плечо» («Заклятье»).
«А раньше, если человек терялся в тайге или не являлся домой к ночи, в этом старом уральском городе звонили в церковный колокол». («Раньше здесь звонил колокол»).
«Ту военную картину больше не показывают на экранах, должно быть, лента износилась от долгого употребления или потеряла всю свою силу» («Старое кино»).
«Я приблизился и увидел: мальчишки играют пряником вместо шайбы, ржаным медовым круглым пряником, какие в детстве нам давали по праздникам и, бывало, прежде чем надкусишь пряник, долго слизываешь с него сладь, застывшую разводами, пятнами и лучиками» («Игра»).
«Глухим зимним метельным утром в окопы доставили мерзлые буханки хлеба» («Рукою согретый хлеб»).
«Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то?» («Есенина поют»). Какое наклонение в основном характерно для глагольного сказуемого в неопределенно-личных предложениях? Изъявительное наклонение. Реже встречается сказуемое в форме сослагательного наклонения.
Установим причины, в силу которых действующее лицо представлено неопределенно. Прежде всего, лицо нельзя назвать, так как оно неизвестно ни говорящему, ни слушающему («Заклятье»). Действующее лицо может быть всем известно, и поэтому нет надобности его называть («Игра»).
Действующие лица могут не называться и потому, что они известны из обстановки, ситуации («Рукою согретый хлеб»).
В неопределенно-личных предложениях подразумевается одно действующее лицо (миниатюры «Раньше здесь звонил колокол», «Заклятье). Контекст позволяет это доказать: Однажды бабушку Одарку тронули за плечо. Она нехотя открыла глаза и долго рассматривала человека, стоявшего перед нею, закопченного, потного, усатого.. В неопределенно-личных предложениях производитель действия не обозначен. Здесь важно всей конструкцией предложения подчеркнуть неопределенность действующего лица, здесь важно само действие. Неопределенность действующего лица образуется формой глагола 3-го лица. Например, такие предложения встречаются в миниатюрах «Заклятье» - «Однажды бабушку Одарку тронули за плечо», «Раньше здесь звонил колокол» - «А раньше, если человек терялся в тайге или не являлся домой к ночи, в этом старом уральском городе звонили в колокол», «Рукою согретый хлеб» - «Глухим зимним метельным утром в окопы достали мерзлые буханки хлеба».Обобщенно-личные предложения
Теперь найдем обобщенно-личные предложения.
Обратимся к миниатюре «Лунный блик».
ЛУННЫЙ БЛИК
Ночью впереди теплохода на голубой воде росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, ширился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.
Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнет ее, срежет плугом носа.
Но проходили минуты, прошел час, другой, а отблеск далекой луны все бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряженно работающую машину.
И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.
В последнем предложении 2-е лицо воспринимается как обобщенное. Здесь автор не противопоставляет себя другим лицам, а как бы объединяется с ними, действие может совершить любой человек. В этом заключается обобщающий характер данной конструкции.
А.М. Пешковский по этому поводу писал так: «Чем интимнее какое-либо переживание, тем труднее говорящему выставить это напоказ перед всеми, тем охотнее он облекает его в форму обобщения, переносящую это переживание на всех, в том числе и на слушателя, который в силу этого более захватывается повествованием, чем при чисто личной форме». Обобщенно-личные предложения – продуктивный тип предложений, это удобная форма выражения общих положений, советов или описания действий, которые относятся ко всем людям.
Предложение Ветреницей лечат суставы («Первовестник») – обобщенно-личное, поскольку так делают многие, это свойственно многим людям. В миниатюре «Земля просыпается» тоже есть обобщенно-личное предложение: Право же, есть доля справедливости в том, что весной разрешают бить селезней, а не уток.
Некоторые лингвисты утверждают, что нет резкой границы между неопределенно- личными и обобщенно-личными предложениями.
А теперь посмотрим, когда и при каких обстоятельствах Виктору Астафьеву понадобились обобщенно-личные предложения.
Обобщенно-личные предложения для писателя удобная форма передачи собственных наблюдений, воспоминаний, переживаний, при которых автор смотрит на себя как бы со стороны. Обратимся к миниатюре «Лунный блик», к его последнему предложению:
«И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия». 2-е лицо воспринимается как обобщенное. Здесь автор не противопоставляет себя другим, а как бы объединяется с ними, то есть действие воспринимается как типичное при подобных обстоятельствах. В этом заключается обобщающий характер данной конструкции.
Прочитаем миниатюру «Первовестник». Каким является предложение: Ветреницей лечат суставы – неопределенно-личным или обобщенно-личным? Мы считаем, что это предложение обобщенно-личное. По логике вещей ясно: так делают многие, это свойственно многим людям.

Безличные предложения
А сейчас мы посмотрим, как в тексте Астафьева «трудятся» безличные предложения. В.Бабайцева писала: «Безличные предложения, включающие несколько семантико-грамматических разновидностей, – самая пестрая и наиболее употребительная группа односоставных предложений». Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка.
Читая миниатюры В.Астафьева, мы чувствуем, какими богатыми возможностями обладают безличные предложения.
Безличные предложения очень часто употребляются у Астафьева. Чем можно объяснить эту распространенность?
Сказуемое в безличном предложении выражается:
Безличным глаголом (как с суффиксом -ся, так и без него)
Думается в основном о конце света. («Приветное слово») Мне с детства повезло. Очень повезло. Литературе обучал меня странный и умный человек. («Больше жизни»)
Личным глаголом в безличном значении
Каплет с черемух. («Какое сырое утро!»)
Завыло, запело вдали густо, пронзительно. («Последний осколок»)
Еще жидкую и нестойкую рожь на взгорьях прижало к земле. («Сильный колос»)
Тонкий лед отмыло от берегов, и копны озерной травы плавали в промытых лунках. («Слякотная осень»)
Инфинитивом
Но клеща в эту пору не убить. («И милосердия...»)
Идти дальше некуда. («Раньше здесь звонил колокол»)
Слов не понять. («Печаль веков»)
Словом категории состояния на -о (предикативным наречием)
За окном мутно. («Какое сырое утро»)
На душе было легко и грустно. («Источник»)
Не работалось, тревожно на сердце было, и от одиночества я часто ходил к обрыву, смотрел на реку, на горы. («Самый памятный гонорар»)
Тоскливо мужику. («Герань на снегу»)
Сочетанием глагола или слова категории состояния на -о с инфинитивом
Однако надо было разводить костер. («Летняя гроза»)
Не часто приходится просыпаться от тишины. («Земля просыпается»)
О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно и занятно. («Осенью на вырубке)
Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом
Пора уж разводить костер и варить уху. («Ах ты, ноченька»)
Отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание
Нет сна, есть видимость его. Покоя тоже нет и не будет его до первого листа.
(«Он живой!»)
Не стало гармонии. («Паутина»)
В небе ни одного облачка. («Ах ты, ноченька»)
Кратким страдательным причастием среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т
В номере было накурено. («Старая, старая история»)
Безличные предложения очень часто употребляются у Астафьева. Чем можно объяснить эту распространенность?
Выразительностью предложений. Это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, состояния природы, обстановки, где происходит действие, о стихийных неведомых силах, для выражения различных модальных оттенков – необходимости, долженствования, возможности и т.п. Безличные предложения позволяют передать субъективное восприятие действительности, смягчая при этом категоричность высказывания, делая повествование более лиричным. (Ср.: И я хочу сказать – Мне хочется сказать.) С помощью безличных предложений действию можно придать оттенок стихийности. Безличные предложения, в которых сказуемые выражены независимым инфинитивом, имеют значения волеизъявления или невозможности осуществления. Безличные предложения у В.Астафьева могут выражать желательность, необходимость, преднамеренность и непреднамеренность осуществления действия. Безличные предложения позволяют в полной мере увидеть богатство нашего языка. Безличные предложения очень частые в языке Астафьева. Чем можно объяснить это?
Выразительностью таких предложений. Это лаконичная форма обозначения состояния природы или окружающей среды. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Приведем несколько примеров безличных предложений из миниатюр Астафьева. 1.Думается в основном о конце света. («Приветное слово») 2.Каплет с черемух. («Какое сырое утро!») 3. Идти дальше некуда. («Раньше здесь звонил колокол») 4. За окном мутно. («Какое сырое утро!») 5.Не стало гармонии. («Паутина») 6.В номере было накурено. («Старая, старая история»)Часто безличные предложения Астафьев использует для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п.
Проанализируем миниатюры «Долбят гору» и «Тоска», определим, какие односоставные предложения в них встретились.
В 1-ом тексте всего 11 предложений. Из них 9 – односоставные, плюс название текста: 1-ое,2-ое,3-ье,4-ое,5-ое предложения - неопределенно-личные (обнажили, стиснули, опутали, опятнали, изуродовали);
6-ое предложение – двусоставное (Мы карабкались и затихали);
7-ое предложение – безличное (Хотелось жить, любить, надеяться);
8-ое предложение – двусоставное (Районы заброшены, порастают);
9-ое, 10-ое предложения – безличные (Мало, нужно сносить);
11-ое предложение – определенно-личное (Снесем), которое неслучайно завершает эту миниатюру.

Во 2-ом тексте «Тоска» тоже 11 предложений:
1-ое,2-ое – двусоставные (Растаял снег, осталось перышко);
3-ье,4-ое предложения – безличные;
5-ое предложение – сложное, простые в его составе двусоставные;
6-ое предложение – двусоставное (Перышко белеет);
7-ое, 8-ое предложения – безличные;
9-ое,10-ое предложения – двусоставные
11-ое предложение – безличное, с оттенком обобщенного значения.
Мы рассмотрели, проанализировали миниатюры В.П.Астафьева с точки зрения употребления в них односоставных предложений. Понаблюдали, как они «работают» в текстах «великого писателя земли русской».
Это помогло нам быть более внимательными к родному языку, проникнуть в тайны писательского труда, приобщиться к культуре художественного слова. Язык Астафьева учит чувствовать слово, думать над словом, искать в нем истинный смысл, восхищаться родным словом.
Миниатюры В.П.Астафьева ( из цикла «Затеси»)
ДОЛБЯТ ГОРУ
Подрубили, обнажили пригородную Базайскую гору. Огородами ее стиснули. Электропроводами опутали. Дачами опятнали. Карьером изуродовали.
В юности, еще в войну, мы, фэзэушники, слабые от долгой зимы, полуголодной житухи, карабкались на ту крутую гору за первыми подснежниками и затихали в теплом поднебесье.
Нам хотелось жить, любить, надеяться на лучшее.
Целые районы с готовой землей заброшены, порастают дурьем.
Неужели вам мало места, люди? Неужели ради огородного участка нужно сносить леса, горы, всю святую красоту?
Так ведь незаметно и себя под корень снесем.
ТОСКА
Растаял мокрый снег.
Осталось на стекле приклеившееся птичье перышко. Смятое. Тусклое и до боли сиротливое. Может, птаха малая стучала ночью клювом по стеклу, просилась в тепло, а я, тугой на ухо человек, не услышал ее, не пустил. И перышко это как укор белеет на стекле.
Потом обсушило солнцем стекло. Унесло куда-то перышко. А тоска осталась. Должно быть, не перезимовала птичка, не дотянула до тепла и весны, вот сердцу-то и неловко, печально. Залетело, видать, в меня перышко. Прилипло к моему сердцу.


МЕЛОДИЯ
Пёстрый лист. Красный шиповник. Искры обклёванной калины в серых кустах. Жёлтая хвойная опадь с лиственниц. Чёрная, обнажённая в полях земля под горою. Зачем так скоро?!
ПРЕДЕЛ
Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном.
Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слёзы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка.
Провал. Забытьё.
ПРИВЕТНОЕ СЛОВО
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят берёзы, никак не разрождающиеся листом, серёжками лишь обвешанные и щепотками зелёных почек осенённые. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света.
Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трёхколёсном велосипеде девочка в красной куртке и красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.
- Длястуй, дядя! - сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше.
«Здравствуй, маленькая! Здравствуй, дитятко моё!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
Мать в синем плащике, наглухо застёгнутом, - боится застудить грудь - поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
-Ей пока ещё все люди-братья!
Оглянулся - мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всем радуется.
Много ль человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.
КАКОЕ СЫРОЕ УТРО!
За окном мутно. Каплет с крыши. Каплет с черёмух.
Окна залеплены серым снегом. Он медленно сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает…
Как болят кости! Ах, как болят кости! Но надо вставать. Надо вставать и работать.
Наступило утро. Все люди работают. И мне надо работать.
Но как болят кости! И старые раны болят. Полежу ещё маленько, чуть-чуть…
Я ведь заработал право полежать? Но мало ли кто и чего заработал! Кто подсчитывал? Надо вставать! Вставать! Вставать!
Всё то же сырое утро, нет, уже день, мутный, промозглый, родившийся из морока и стыни. Всё так же каплет с черёмух. Мимо окон проехал дядя Фёдор на мокрой лошади к ферме - он везёт вонючий силос.
Я вожу ручкой по бумаге. И дяде Феде, и лошади, и мне не хочется работать.
Но бегут строки всё быстрее, быстрее, и мимо окон бежит лошадь с пустыми санями. Бежит, фыркает - разогрелась. Может быть, завтра наступит ясное утро и перестанут болеть кости. Да и сейчас они уже глуше болят.
ПАУТИНА
Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, раздерёшь паутину – и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок.
А ведь в только что растущей паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях её они жили, кого-то сторожили и чувствовали себя по-хозяйски дома.
Нарушился порядок. Не стало гармонии. Рухнул паучий мир, выпало звено из природой отлаженной жизни, лопнула ещё одна её тонкая струна.
Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро-быстро по его нитям перебирается многолапый и многорукий паук.
ЛУННЫЙ БЛИК
Ночью впереди теплохода, на голубой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, фосфорно зеленел, ширился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.
Верилось, с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнёт её, срежет плугом носа.
Но проходили минуты, прошёл час, другой, а отблеск далёкой луны всё бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряжённо работающую машину.
И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия.


Выполнила: Непомнящих Анна Мироновна, учитель
русского языка и литературы
СОШ № 85 г Красноярска