Рабочая программа «Тропинка к своему Я» для учащихся 1 класса

РАССМОТРЕНО
на заседании школьного МО учителей начальных классов
Протокол от
«__»_____2014г.
№ ___
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по УВР

_____.
«__»______2014г.
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического
совета школы
Протокол от
«___»______2014г.
№ 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ «Лицей №3»
от «___»______2014г.
№ ___








Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
( предмет, уровень)



Гогохия Инга Нодарьевна
(Ф.И.О. учителя)



1 а (класс)














2014-2015 учебный год






Пояснительная записка
Рабочая программа «Тропинка к своему Я» разработана для учащихся 1 а, б, в классов, на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва, 2011.

Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
-осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.
Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Ииструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.
Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Описание места предмета в учебном плане

Курс «Тропинка к своему Я » в плане внеурочной деятельности относится к социальному направлению развития личности.
На изучение курса «Тропинка к своему Я» в рабочей программе отводится 33 часа, 1 занятие в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 40-45 минут. Занятия проводятся во внеурочное время.




Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности
Ценностные ориентиры содержания учебного курса направлены на формирование навыков общения, умения установить отношения с окружающими людьми, дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимать ценности сотрудничества, общения и отношений в совместной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы: личностные, предметные и метапредметные результаты (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные).


Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
1 класс
Регулятивные УУД:
овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
учиться исследовать свои качества и свои особенности
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
учиться наблюдать
моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
учиться работать в паре и в группе
выполнять различные роли
слушать и понимать речь других ребят
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Содержание программы курса внеурочной деятельности

Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Первый класс
Раздел 1. Мой класс (8 часов). Введение в мир психологии. Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу. Знакомство. Как зовут ребят моего класса. Зачем мне нужно ходить в школу. Мой класс. Какие ребята в моём классе. Мои друзья в классе. Мои успехи в школе. Моя «учебная сила».
Раздел 2. Я – школьник (4 часа). Я умею управлять собой. Я умею преодолевать трудности. Я умею слушать других. Я умею учиться у ошибки.
Раздел 3. Я учусь быть доброжелательным, сильным духом (6часов). Я умею быть доброжелательным. Я доброжелательный. Я умею быть ласковым. Ты ласковый. Я становлюсь сильным духом. Я умею выполнять задания вместе. Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого. Я учусь решать конфликты. Конфликт, злость, радость, ссора.
Раздел 4. Мои чувства (14часов)
Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты – наши первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства. Как можно выразить свои чувства?
Итоговое занятие (1 час).



тематическое планирование
с определением основных видов учебной деятельности учащихся 1-А класса
Количество часов в году: 33 часа
Количество часов в неделю: 1 час

п/п
№ урока в разделе
Наименование раздела и тем
Формы проведения
Характеристика деятельности учащихся
(основные учебные умения и действия)
Часы учебного времени
Плановые сроки прохождения
Примечание







План
Факт




Мой класс.


8




1
1
Знакомство. Введение в мир психологии.

Беседа
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Формирование познавательного интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Развитие эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.
1
03.09



2
2
Как зовут ребят моего класса.

Коммуникативные игры

1
10.09



3
3
Зачем мне нужно ходить в школу.

Коммуникативные игры

1
17.09



4
4
Мой класс.
Коммуникативные игры

1
24.09



5
5
Какие ребята в моём классе.

Коммуникативные игры

1
01.10



6
6
Мои друзья в классе.

Ролевые игры

1
08.10



7
7
Мои успехи в школе.

Ролевые игры

1
15.10



8
8
Моя «учебная сила».
Ролевые игры

1
22.10





Я – школьник


4




9
1
Я умею управлять собой.
Ролевые игры
Формирование позитивного отношения к своему «Я».

Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.
1

05.11



10
2
Я умею преодолевать трудности.
Коммуникативные игры

1
12.11



11
3
Я умею слушать других.
Ролевые игры

1
19.11



12
4
Я умею учиться у ошибки.
Коммуникативные игры

1
26.11





Я учусь быть доброжелательным, сильным духом


6




13
1
Я умею быть доброжелательным. Я доброжелательный.
Коммуникативные игры
Установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке.

Формирование умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество.

Развитие умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

1
03.12



14
2
Я умею быть ласковым. Ты ласковый.
Ролевые игры

1
10.12



15
3
Я становлюсь сильным духом. Я умею выполнять задания вместе.
Ролевые игры

1
17.12



16
4
Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого.
Коммуникативные игры

1
24.12



17
5
Я учусь решать конфликты.
Коммуникативные игры

1
14.01



18
6
Конфликт, злость, радость, ссора.
Интеллектуальные игры

1
21.01





Мои чувства.


14




19
1
Радость. Что такое мимика.
Ролевые игры
Развитие умения распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства других людей, качества характера.

Способствовать снижению уровня страха.

Развитие умения ориентироваться в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Формирование способности к самооценке.

1
28.01



20
2
Радость. Как её доставить другому человеку.
Коммуникативные игры

1
04.02



21
3
Жесты.

Коммуникативные игры

1
11.02



22
4
Радость можно передать прикосновением.
Коммуникативные игры

1
18.02



23
5
Радость можно подарить взглядом.
Коммуникативные игры

1
25.02



24
6
Грусть.
Ролевые игры

1
04.03



25
7
Страх.
Ролевые игры

1
11.03



26
8
Страх, его относительность.
Ролевые игры

1
18.03



27
9
Как справиться со страхом.
Ролевые игры

1
01.04



28
10
Страх и как его преодолеть.
Ролевые игры

1
08.04



29
11
Гнев. С какими чувствами он дружит.
Ролевые игры

1
15.04



30
12
Может ли гнев принести пользу?
Ролевые игры

1
22.04



31
13
Обида.
Ролевые игры

1
29.04



32
14
Разные чувства.
Ролевые игры

1
06.05



33
1
Итоговое занятие.

Рефлексия

1
13.05



















































Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса

Оборудование и приборы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Число
% обеспеченности



по требованиям
фактически


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1





2




3

О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. Москва, «Генезис», 2011.

Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.

Рабочая тетрадь. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе, М.: Генезис, 2010.
К





К



К


1





1



1


100%





100%



100%



Технические средства обучения и оборудование кабинета

1
2
3
4
5
6
Классная доска
Магнитная доска
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экспозиционный экран
Принтер лазерный

Д
Д
Д
Д
Д
Д

1
1
1
1
1
1

100%
100%
100%
100%
100%
100%


Оборудование класса

1
2
3
4
5

Ученические столы 2 местные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Стол компьютерный
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Ф

Д
Д
Д

30 мест

1
1
1

100%

100%
100%
100%






Заголовок 215