Конспект НОД для детей старшей группы на тему «Знаем, помним, гордимся!»
Конспект НОД для детей старшей группы на тему:
«Знаем, помним, гордимся!»
С использованием игровых и здоровьесберегающих технологий
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Подготовила и провела: воспитатель старшей группы Темчук К. В. .
Цель:
Расширить и обобщить знания детей о Великой Отечественной Войне, людях, защищавших Родину от врага.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать детские представления о ВОВ;
- Закреплять знания детей о защитниках Отечества, о Победе нашей страны в войне;
- Расширять и закреплять знания детей о детях-героях ВОВ.
- Закреплять навыки подбирать синонимы, признаки;
Развивающие:
- Развивать мыслительную и речевую деятельность, умение вести диалог;
- Вызывать желание больше узнать нового, интересного об истории нашей страны;
- Развивать слуховую память, зрительное внимание.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, справедливости, любви к своей Родине;
- Воспитывать чувство уважения и благодарности к ветеранам ВОВ, развивать уважение и доброжелательность к людям.
- Воспитывать самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в коллективе.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и открыток о ВОВ, о героях ВОВ, заучивание стихов к празднику Победы, заучивание пословиц и поговорок о дружбе, загадывание загадок, прослушивание и пение песен на военную тематику, чтение рассказов о героях ВОВ, изготовление с детьми и родителями открыток к Дню Победы, рисование сюжетных картин, выставка книг на военную тематику, выставка детских работ; показ презентаций «ВОВ», «Блокада Ленинграда», «Блокадный дневник Тани Савичевой», «Блокадные дневники», «Мы этой памяти верны»; экскурсия в Ленэкспо – Трехмерная панорама «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев», встреча с жительницей блокадного Ленинграда.
Демонстрационный материал:
Иллюстрации военных лет, фотографии женщин, детей во время ВОВ, аудиозаписи, детские работы на военную тематику.
Атрибуты:
Георгиевские ленточки, наушники, микрофон или телефон, сумка медсестры, бинт, пилотка, халат медсестры, фуражка моряка, бинокль, Карта летчика, Сумка летчика, шлем летчика, автомат, пилотки, плащи, письма- треугольники , вечный огонь, цветы-гвоздики, голубки, шары, солнышко из воздушных шаров, платья с крыльями для танца, «Снаряды» для эстафеты, «Мячи» для эстафеты, гимнастич. препятствия для подлезания.
Ход НОД
Организационный момент.
Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. И мы с вами сегодня покажем как много мы знаем о той войне, победу в которой мы недавно отмечали. Присаживайтесь пожалуйста!
- Ребята, в какой стране мы живем? (В России).
- Какой праздник недавно отмечала вся страна? (День Победы).
Дидактическое упражнение: «Какими бывают слова»
- Ребята, как вы думаете, вокруг нас слов много или мало?
- Нас окружает огромное множество слов. Я предлагаю вам поискать среди множества слов «сладкие слова». (Конфеты, сахар, клубника, шоколад и т. п.)
- А теперь вспомните и назовите «веселые слова» (Праздник, цирк, подарки, смех, щекотка и т.п.)
- Бывают слова грустные. Какие «грустные слова» вы можете назвать? (Слёзы, болезнь, укол, расставание и т. п.).
- А есть слово страшное — это слово «война».
- Почему же слово «война» такое страшное? (Потому что гибнут люди, а кто остаются живы, во время войны страдают, голодают, болеют, видят слёзы и страдания близких и родных.)
Воспитатель:
22 июня,
Ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война.
-Перед рассветом 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей западной границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на нашу страну.
Вот какие звуки раздавались со всех сторон. (Прослушивание аудиозаписи звуков бомбежки.)
- Понравились вам звуки войны? (Ответы детей.) Это страшные военные звуки.
Воспитатель: а какая это была война? (Великая Отечественная война) Сколько лет она длилась? (4года)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто начал эту войну? (Гитлер, фашисты)
В те грозные дни начала Великой Отечественной войны, словно клятва Родине, звучала песня «Священная война»(муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача). Она призывала наших советских людей встать на защиту своей Родины.
Прослушивание песни «Священная война»
Воспитатель:
Солдаты шли на смертный бой, сражались, не жалея жизни.
Многие ребята уходили на фронт прямо со школьной скамьи.
Разбросала война молодых ребят – кого в танкисты, кого в зенитчики, кого в телеграфисты, кого в разведчики.
Сценка «Мы тоже воины»
Дети выходят и берут атрибуты к сценке стихотворения С. Михалкова «Мы тоже воины»
Связист (ребенок сидит на стуле, на голове наушники, в руках микрофон или телефон) .
Алло, Юпитер? Я – Алмаз,
Почти совсем не слышу вас,
Мы с боем заняли село.
А как у вас? Алло! Алло!
Медсестра (перевязывает раненного, сидящего на стуле, он стонет) .
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.
Моряк (смотрит в бинокль на небо) .
На горизонте самолет.
По курсу – полный ход вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить – истребитель наш.
Летчик (летчик рассматривает карту на планшете) .
Пехота здесь, а танки тут,
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ.
Противник не уйдет от нас.
Автоматчик (ходит вдоль центральной стены, в руках автомат) .
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг?
За домом очищаем дом.
Врага повсюду мы найдем.
Воспитатель: Трудно было солдатам на фронте, но в минуты редкого отдыха вспоминали они своих родных и любимых.
2 Мальчика
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Сценка «Печурка»
Песня «В землянке»
Воспитатель: А наши солдаты гнали захватчиков на запад.
Под Москвой, в Серебряном Бору,
Девушка стояла на посту,
Падал на шинель ее снежок,
Падал и взлетал ее флажок.
Наш водитель - парень молодой,
На прощанье ей махнул рукой.
Улыбнулась девушка в ответ,
И теперь покоя парню нет.
Сценка «Шоферы»
мальчик – с рулем, девочка-регулировщица
Песня «Фронтового шофера»
(движения под музыку)
Воспитатель: Не только мужчины сражались за нашу Родину. Как вы думаете, а что делали женщины на войне? (они работали медсестрами, работали на заводах, были летчицами, разведчицами, рыли окопы, рыли противотанковые рвы, делали снаряды на заводах, были снайперами.).
Катя нам расскажет стихотворение о своей прабабушке:
Моя прабабушка не воевала,
Она в тылу победу приближала,
У нас в тылу работали заводы,
Для фронта делали там танки, самолеты.
Снаряды делали и пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли.
Для самолетов бомбы, ружья для солдат,
И пушки, и конечно провиант.
Воспитатель: А дети, что делали на войне? (они помогали в больницах, работали на заводах, помогали солдатам - были разведчиками и партизанами, рыли окопы, собирали оружие на заводах, были даже дети - герои).
Воспитатель: - Да, вы правы, дети нередко убегали на фронт. Во время войны совершено было много героических подвигов. Есть много героев-детей и подростков, которые боролись с фашизмом. Знаете вы их? Назовите (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, конечно, вся страна боролась с фашизмом. Много людей погибло в этой войне, много городов разрушил враг.
А наш город как назывался во время Великой Отечественной Войны? (Ленинград).
Что произошло с нашим городом? (Фашисты окружили его, взяли в кольцо блокады и хотели стереть с лица земли.)
Воспитатель: Вы знаете, как жилось людям в блокадном Ленинграде? (ответы детей)
Воспитатель: Люди умирали от голода и холода. Многие вели блокадные дневники, в которых описывали ужасы войны. Кому принадлежит один из известных блокадных дневников? (ответы детей-Тане Савичевой)
- О чем писала девочка? (ответы детей)
- Очень трудно было жить в блокадном Ленинграде. Ксюша нам расскажет как жилось в это время.
Ксюша Яременко (стихотворение «Блокада» Надежда Радченко )
Чёрное дуло блокадной ночи.
Холодно,
холодно,
холодно очень.
Вставлена вместо стекла
картонка.
Вместо соседнего дома -
воронка.
Поздно.
А мамы всё нет отчего-то.
Еле живая ушла на работу.
Есть очень хочется.
Страшно.
Темно.
Умер братишка мой.
Утром.
Давно.
Вышла вода.
Не дойти до реки.
Очень устал.
Сил уже никаких.
Ниточка жизни натянута тонко.
А на столе -
На отца похоронка.
Воспитатель: Но даже в такое страшное время люди не забывали сочинять и петь песни, ведь песня поднимала боевой дух. Солдаты любили петь в редкие часы отдыха, вспоминая свой отчий дом, родных.
Песни военных лет
Воспитатели, дети и гости угадывают знакомые песни, например: "Темная ночь”, "Катюша”, «Смуглянка», «Священная война», «Три танкиста», «Пора в путь дорогу».
Воспитатель: Ребята а можем ли мы быть сильными, ловкими? Давайте немножко поиграем.
«Курс Молодого бойца»
Эстафета «Передай снаряд»
«Снайперы» (метание в цель)
«Разведчики» (лазанье, подлезание)
Воспитатель: Молодцы, вы прошли «курс молодого бойца». Посмотрите, кто к нам идет?
Выходит девочка-почтальон.
Воспитатель: Здравствуйте, что вы нам принесли? Ребята, нам пришли письма с фронта. Посмотрите, как выглядели эти письма. Их посылали без конвертов и марок. Как вы думаете, о чем писали солдаты в своих письмах? (о войне, о том что скучают по своим близким, о том, чтобы скорее закончилась война).
Воспитатель открывает первое письмо: «Письмо матери к сыну» (зачитывает)
Здравствуй, мой Алёшенька, родной!
Ты здоров, любимый мой сыночек?
За отчизну проливаешь кровь…
Как хочу я в эти пару строчек уложить огромную любовь!
Я, любимый, по тебе скучаю. Плачу… Но прости. Не в этом суть.
Ты живой. Я точно это знаю. Ведь не может сердце обмануть.
Стать бы мне красивой белой птицей, чтобы от разлуки не страдать,
над землёю грешной покружиться, и тебя, мой милый, увидать!
Почему вестей не получаю? Обещал писать ты, уходя.
Почтальона у ворот встречаю, только нету писем от тебя…
Бьёшь фашистов. Понимаю, милый… Знаю, что о доме ты грустишь…
Но поверь, найду ещё я силы, чтоб тебя дождаться, мой малыш…
Воспитатель: Мать писала своему ребёнку, вся в слезах. Две ночи напролёт.
И не знала то, что похоронку, почтальон сегодня принесёт…
Второе письмо: Нам загадывают загадки бойцы тех далеких лет…
Первая загадка
Ползет черепаха, стальная рубаха,
Враг в овраг, а она, где враг.
Не знает ни горя, ни страха.
Что это за черепаха? (Танк.)
Взрослый вскрывает третий конверт, читает загадку.
Железная рыба плывет под водой,
Врагу угрожает огнем и бедой.
Железная рыба ныряет до дна,
Родные моря охраняет она. (Подводная лодка.)
Третья загадка (Четвертый конверт)
Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым,
На бумаге голубой.
Сам рисует, сам поет.
Что же это? (самолет)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много всего знаете о войне. Скажите, а вы жили в то время?
Конечно, нет. Но вы много знаете, помните, гордитесь. И Саша нам прочтет стихотворение.
Саша Носкова (Стихотворение «Еще тогда нас не было на свете» М. Владимов)
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Воспитатель: - Наша Армия освободила нашу Родину и многие страны. Штурмом была взята столица Германии - Берлин.
Ребенок.
Там, в Берлине, в сорок пятом,
После натиска атак
Взвился соколом крылатым
Высоко советский флаг.
Воспитатель: Над куполом главного здания в Берлине - Рейхстага - взметнулось красное знамя. Пришел конец войне!
Ребенок:
Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день 45 года
Стал последнею точкой в войне.
Воспитатель: Все люди испытывают огромную благодарность нашим предкам-защитникам Родины, и Паша нам расскажет стихотворение.
Паша Данильченко (Стихотворение «Когда на бой смертельный шли вы...» А. Воскобойников)
Когда на бой смертельный шли вы,
Отчизны верные сыны,
О жизни мирной и счастливой
Мечталось вам среди войны.
Вы от фашизма мир спасли,
Вы заслонили нас сердцами.
Поклон вам низкий до земли,
В долгу мы вечном перед вами.
Вы героически прошли
С боями все четыре года,
Вы победить врага смогли
И заслужить любовь народа.
Спасибо вам, отцы и деды,
Спасибо, братья и сыны
За ваш подарок к Дню Победы,
За главный праздник всей страны!
Воспитатель:
У Кремлевской стены,
Где раскинулся парк,
Люди, молча, сняв шапки, стоят.
Там пылает огонь, и в земле рядом спит
Вечным сном Неизвестный солдат.
Давайте и мы почтим память всех погибших в этой войне.
Возложение цветов к вечному огню
Минута молчания под музыку «Журавли» (сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля)
Дети уходят на стулья и некоторые готовятся к танцу белых птиц
Ребенок.
Никогда забыть не сможем
Мы про подвиги солдат.
«Мир для нас всего дороже! » -
Так ребята говорят.
Воспитатель:
Нам за всеми памятными датами
Видится главнейшая одна.
День, когда весною 45-го
На земле закончилась война.
Танец Белых птиц Запускание шаров
Воспитатель:
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса!
Пусть спокойно проходят года….
Вместе. Пусть не будет войны никогда!!!
Заставка Песня «О той войне»