Конспект занятия по экологии «Вода — основа жизни».( старшая группа)
Ұйымдастырылған оқу іс – әрекетінің технологиялық картасы Технологическая карта организованной учебной деятельности
Топ (группа): старшая «Б»
Тәрбиеші (воспитатель): Чумак Г.М.
Білім беру бөлімі (образовательная область): «Социум»
Бөлім (раздел): экология
Тақырыбы (тема): «Вода - основа жизни».Мақсат (цель):Учить понимать взаимосвязь неживой природы с поведением человека.
Міндеттер (задачи):Помочь детям рассказать о своих чувствах при наблюдениях, природных явлений, понимать важность правильного поведения людей для сохранения обитателей природы, если загрязнять речку, то погибнут рыбы, водоросли. Воспитывать положительное отношение к окружающей среде.
Технологии, применяемые с целью развития познавательного и творческого потенциала воспитанников и сохранения и развития здоровья: технология полилингвального обучения, технология исследования, ИКТ, ТРИЗ, игровые технологии, технология сохранения и стимулирования здоровья (подвижная игра).
Жұмысқа дайындық (предварительная работа): отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге. О. Троепольский «Град», Е. Серова «Дождь», А.Барто «Лёд», Г. Ладонщикова «Мороз», Н. Некрасова «Облака», Я.Аким «Пар», Н Михайловой энциклопедия «Чудо повсюду», Т.Нуждиной игры «Ручеёк», «Мы- капельки»
Құралдар (оборудование):Глобус, карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком, иллюстрации (слайды) рек, озёр, морей., банки с водой, растение в горшке
Сөздік қоры (словарная работа):жажда, водоочистители , дефицит.
Полилингвальный компонент: рыба- балык, fish; ,су-вода- water қар-снег- snow,мұз- лёд- ice, тұман-туман- fog.
Іс -әрекет кезеңдері
Этапы
деятельности Педагогтың басқару іс-әрекеті
Управленческие действия педагога Балалардың іс-әрекеті
Деятельность детей
l этап
Мотивациялық-қозғаушы
l этап
Мотивационно-
побудительный Сюрпризный момент.
Приходит в гости Нюша, приносит глобус.
Проблемные вопросы:
-Что подумал бы великан, глядя на глобус?
- Что подумал бы муравей?
-А что думаете вы?
- Что на глобусе обозначено голубым цветом?
Предлагает помочь Нюше, она хочет узнать, кому, и для чего нужна вода? Здороваются с героем на трех языках.
Вспоминают, что такое глобус.
Рассказывают, что глобус- это модель Земного шара, что так из космоса выглядит наша планета Земля.
Рассуждают и отвечают на вопросы.
Из опыта рассказывают о цветовом обозначении на глобусе.
Голубым цветом обозначена вода.
Проявляют желание помочь Нюше, узнать кому и для чего нужна вода.
ll этап
Іздену-ұйымдастырушы
ll этап
Организационно – поисковый
Показывает слайды (иллюстраций) на водную тему.
Беседует о воде.
Цель: уточнить знания детей о воде и её необходимости для растительного и животного мира.
Проводит опыт: очистка грязной воды.
Использует игру
« Хорошо- плохо»
Цель: учить решать противоречия. Закрепить состояние воды, в которое она может превращаться.
Создает проблемную ситуацию:
-Что будет, если вода исчезнет?
-Какие меры нужно принимать, что бы вода не ушла от нас?
П/ и « Ходит капелька по кругу»
Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Полилингвальный компонент
Подводит детей к пониманию того, что у нас, в Казахстане, с каждым годом всё меньше и меньше становится пресной воды. человек является причиной загрязнения рек, озёр, морей, от этого гибнут рыбы, водоросли.
Без воды не сделать очень многих простых обычных дел, вода ничем не заменима.
Благодарит Нюшу за сведения о воде.
Рассматривают слайды (иллюстрации) где изображены моря, реки, озёра.
Объясняют, что изображено.
Чем они отличаются и что у них общего.
Рассказывают, кому нужна вода:
-Животным, растениям, чтобы не погибнуть от жажды.
Показывают, как правильно поливать растение (с поддона), смотрят как растение «пьёт» воду.
По иллюстрациям рассказывают, как человек использует воду. Вода всех моет. Умываются люди, машины, принимают душ города и улицы.
Рассуждают, что пить можно только чистую воду.
Рассказывают, что вода может быть и твёрдая – снег, лёд.
Рассматривают воду в банках.
Участвуют в проведении опыта.
Берут грязную воду, приготовленную заранее, и пропускают её через ватку.
Такой водой можно полить растение, напоить домашнее животное
Участвуют в предложенной игре.
Играют со словами «снег», «лёд», «туман», называют хорошие и плохие качества воды.
Обсуждают и высказывают свои предположения:
Если исчезнет вода, то на Земле погибнет всё живое: человек, животные, рыбы, растения.
Чтобы сохранить воду нужно её экономить , не загрязнять реки, озёра, моря, не бросать мусор, зря воду не лить, устанавливать водоочистители.
Участвуют в предложенной игре.
Звучит музыка, напоминающая дождь.
Педагог мама тучка, а дети все капельки.
Капельки прыгают, резвятся, танцуют, мама тучка показывает, что им делать.
Прыгают.
Полетели капельки на землю……
-скучно им стало по одиночке бегать, прыгать, собрались они все вместе и потекли маленькими, весёлыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.)
-встретились ручейки и стали большой речкой.( Ручейки соединяются в одну цепочку).
- текла, текла речка и попала в океан. (Перестраиваются в хоровод и движутся по кругу).
-плавали, плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка просила их домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх. (Присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх.)
- испарились они под лучами солнца, и вернулись к маме тучке.
Закрепляют слова на трех языках.
су-вода- water қар-снег- snow,мұз- лёд- ice, тұман-туман- fog.
Прощаются с Нюшей на трех языках
Коррекционная работа с детьми ОВ Предложение рассмотреть глобус
Цель: уточнить знания детей
Показывают где вода, какого цвета, отвечают на вопросы
lll этап
Рефлесивтік - коррекциялаушы
lll этап
Рефлексивно – корригирующий Рефлексивный круг «О чём беседовали и что понравилось?» Вспоминают о чём говорили в ОУД.
Делятся впечатлениями о полученных знаниях.
Повторяют, что воду нужно экономить не загрязнять, не бросать мусор, не мыть машины возле речки,
Күтілітін нәтиже (ожидаемый результат).
Айтады (Воспроизводят): отвечают на вопросы, играют в игры, закрепляют слова на трех языках
Түсінеді (Понимают): что если загрязнять окружающую среду, то погибнет всё живое.
Қолданады (Применяют): экономное отношение к воде, не загрязняют водоемы.