Презентация Формирование культуры поведения у младших школьников средствами игровой деятельности
Формирование культуры поведения у младших школьников средствами игровой деятельностиДокладчик: Габдуллина Ф.Б.Научный руководитель: Тирская И.А.Семей 2016 г.
Актуальность исследования: В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения - глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.Проблема воспитания культуры поведения у младших школьников актуальна, в связи с тем, что культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. Прививая ребенку навыки культурного поведения, мы вносим вклад в развитие общества.
Цель работы: теоретически обосновать, экспериментально проверить возможность формирования у младших школьников культуры поведения посредством игр.Задачи:1.Изучить теоретические основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе.2.Выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников.3.Охарактеризовать игровые средства формирования культуры поведения.4. Реализовать диагностику, направленную на изучение уровня культуры поведения у младших школьников.5. Разработать комплекс игр, развивающих культуру поведения у младших школьников и внедрить его в практику работы начальной школы.6. Оценить результативность системы по развитию культуры поведения у младших школьников.
Объект исследования -процесс формирования культуры поведения у младших школьников. Предмет исследования –игра, как средство формирования культуры поведения у младших школьников.Для изучения данной проблемы, мы применилиследующие методы исследования:1.Изучение и анализ научной литературы по проблеме.2.Наблюдение, беседы с детьми, классным руководителем, педагогический эксперимент.3.Количественный и качественный анализ результатов исследования.
На первом этапе был проведён анализ научно-педагогической литературы, выбрана тема, сформулированы цель и задачи, обоснована актуальность исследования.На втором этапе было организовано исследование особенностей культуры поведения у младших школьников. Была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников культуры поведения средствами игровой деятельности. Проведена диагностика эффективности сформированности у младших школьников культуры поведения средствами игровой деятельности.
Формирование личности - сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями.«Культура поведения» - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.В содержании культуры поведения младших школьников можно условно выделить следующие компоненты: • культура деятельности, • культура общения, • культурно-гигиенические навыки и привычки.
Игра – это важный развивающий элемент. Участвуя в игре, ребенок не только прорабатывает какие-то навыки, но и обогащает свой внутренний мир, стремится узнать, что будет дальше.Значение использования игр в младшем школьном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание.Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЭкспериментальная работа проходила в три этапаПервый этап - констатирующий эксперимент, задачей которого стало выявление уровня сформированности культуры поведения младших школьников в контрольном и экспериментальном классах. Второй этап - формирующий эксперимент, был направлен на разработку и внедрение в экспериментальном классе системы работы по формированию у младших школьников культуры поведения средствами игровой деятельности. Третий этап – контрольный эксперимент, целью которого явилась повторная диагностика уровня сформированности культуры поведения младших школьников в контрольном и экспериментальном классах, сравнение полученных результатов с результатами констатирующего эксперимента, их анализ.
Результаты наблюдения уровня сформированности навыков культурного поведения в экспериментальном классеРезультаты наблюдения уровня сформированности навыков культурного поведения в контрольном классе
Результаты диагностики по тесту «Поставь себе оценку за вежливость» в экспериментальном и контрольном классах (констатирующий эксперимент)
Результаты диагностики по методике «Сюжетные картинки» в экспериментальном и контрольном классах (констатирующий эксперимент)
Результаты диагностики сформированности культуры поведения по трем методикам в экспериментальном и контрольном классах (констатирующий эксперимент)
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5A111915-BE36-4E01-A7E5-04B1672EAD32}Наименование темы и количество часов 1 заседание: Тема - Общение (1,5 ч)История происхождения понятия «этика». «В гостях у дедушки Этикета» - игра - конкурс Зачем быть вежливым? Подвижная игра «Самый вежливый» Игра - викторина «Знатоки этикета» 2 заседание: Тема - Общие правила этикета (1,5ч)Этикет за столом. Игра-драматизация «Чай вдвоем» В гостях у царевны Гигиены (правила личной гигиены). Дидактическая игра «Советы Мойдодыра» Что может показать наше лицо? Мимика человека. Игра – драматизация «Крокодил» 3 заседание: Тема - Правила гостеприимства (1,5 ч)Встреча гостей. Подвижная игра «Знакомство» Тебя пригласили в гости. Обыгрывание ситуаций Прощание с гостем. Обыгрывание ситуаций
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5A111915-BE36-4E01-A7E5-04B1672EAD32}Наименование темы и количество часов 4 заседание: Тема - Посещение общественных мест (1,5 ч)Правила поведения в школе: на уроке, перемене, в раздевалке. Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты правила?» Игры, в которые можно играть на перемене: «Колечко», «Золотые ворота», «Съедобно – несъедобно». Правила поведения в общественном транспорте. Хорошие манеры. Игра – драматизация «Я – пассажир» 5 заседание: Тема - Взаимоотношения (1,5 ч)Зачем нужно уступать друг другу? Сюжетная игра «Я уступчивый!» Культура общения по телефону. Словесная игра «Телефонный разговор» Забота о близких. Театрализованная игра «Комплимент» 6 заседание: Тема - Вежливость и торжество (1,5 ч)Правила поведения на торжественных событиях, праздниках в школе. Дидактическая игра «Правила хорошего тона» Поздравления и пожелания близким. Игра «Радости каждого дня» Праздник вежливых ребят.
Сравнительная диаграмма результатов констатирующего и контрольного эксперимента
На основании вышеизложенного, и опыта работы учителей прошлого и учителей-современников результаты позволяют нам выдвинуть следующие рекомендации:1. При воспитании культуры поведения младших школьников учителю необходимо строить свою работу на научной основе, используя опыт ведущих ученых истории педагогики: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского.2. В воспитательном процессе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников.3. Педагогу следует направлять свои усилия на осознанное выполнение детьми правил культуры поведения.4. Создавать условия для проявления теоретических знаний правил на практике.5. В опыте работы использовать:- Классные часы, нацеленные на воспитание культуры поведения;- Игры и игровые упражнения, позволяющие детям понять и оценить свое поведение и поведение товарищей;- Беседы на этические темы.Таким образом, в дипломной работе решены все поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные теоретические и практические результаты подтвердили правильность выдвинутой в исследовании гипотезы.
Спасибо за внимание!