Конспект родительского собрания Тема: «Трудности адаптации в старшей школе»


Конспект родительского собрания
Тема: «Трудности адаптации в старшей школе»
Цель: информирование родителей о возможных трудностях периода ранней юности
Задачи:
1. Повысить психологические знания родителей.
2. Выделить и описать трудности, которые могут возникнуть в старшей школе.
3. Познакомить с работой по психологическому сопровождению обучающихся в адаптационный период.
4. Рассказать о возможностях родительской поддержки.
5. Дать рекомендации
Форма проведения: родительское собрание
Оборудование: доска, проектор, компьютер, бланки для прохождения теста, распечатанные рекомендации.
Время проведения - 40-60 минут.
Ход родительского собрания
1 слайд Уважаемые родители! Ваши дети становятся взрослыми, а у нас с Вами становится все больше и больше проблем! Как говорится: «маленькие детки, маленькие бедки…». На сегодняшнем собрании мне бы очень хотелось познакомить Вас с приемами психологического сопровождения подростков.
2 слайд Задачи развития в ранней юности
- Обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности).
- Обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определённого пола.
- Профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии.
- Развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
3слайд Главная цель работы психологической службы заключается в оказании помощи детям в решении их проблем и трудностей:
- личностные проблемы учащихся
- возрастные трудности v конфликтные отношения
- профессиональное самоопределение v проблемы адаптации в классе
- создание благоприятного климата в отношениях учеников друг с другом, с родителями и учителями
4 слайд Основные направления работы психологической службы.
5 слайд Основными задачами психологической службы является:
- изучение процесса адаптации учащихся;
- выявление личностных и межличностных особенностей учащихся;
- выявление трудностей в обучении;
- предоставление рекомендаций классным руководителям и учителям-предметникам;
- оказание психолого – педагогической помощи учащимся, родителям, учителям
6 слайд Трудности в обучении лиц, юношеского возраста:
- Задержка развития теоретического мышления;
- Отсутствие навыков и приемов смысловой памяти;
- Маленький объем оперативной памяти;
- Нереалистичность воображения (оторванность его от практики);
- Высокий уровень личностной тревожности;
- Несформированность волевой сферы.
7слайд Трудности взаимодействия старшеклассников:
- Несформированность навыков общения;
- Преобладание эгоистических тенденций;
- Излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей;
- Неприятие позиций и требований взрослых;
- Неадекватные претензии на статус и роли в группах;
- Ярко выраженные тенденции к «самопоказыванию», оригинальности;
- Проявление юношеского максимализма в отношениях с окружающими.
8 слайд Задачи адаптационного периода для старшеклассников:
- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;
-принятие новичков в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого десятиклассника;
-узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
9 слайд Определение степени адаптации школьников проходит по нескольким параметрам:
- Общая тревожность в школе;
- Переживание социального стресса;
- Страх самовыражения;
- Страх проверки знаний;
- Страх несоответствия ожиданиям;
- Физиологическая сопротивляемость стрессу;
-Проблемы с учителями.
10 слайд Психологическое здоровье – это гармония как человека самим с собой, так и с окружающей средой.
К компонентам психологического здоровья могут быть отнесены:- Стрессоустойчивость,
-Социальная адаптация,
-Успешная самореализация
11 слайд Для укрепления психологического здоровья ребенка важно не отсутствие трудных ситуаций, а их успешное разрешение, самостоятельно или с помощью взрослого! И здесь мы ни как не сможем обойтись без помощи и поддержки родителей!
12 слайд Детско-взрослые отношения:
Нормальные – создание соответствующих условий для развития всего лучшего, что возможно в конкретном возрасте. Аномальные – приводят к нарушениям психологического здоровья ребенка, к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения.
13 слайд Родительская поддержка – это процесс:
- В ходе, которого родитель сосредотачивается на достоинствах ребенка.
- Который помогает ребенку поверить в себя и в свои способности.
- Который поддерживает ребенка при неудачах.
14 слайд . Поддерживать можно посредством:
- Отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
-Высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
- Прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
- Совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).
-Выражение лица (улыбка, кивок, смех).
15 слайд Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя:
Слова поддержки:
- Зная тебя, я уверен, что ты всё сделаешь, хорошо!
- У тебя есть некоторые соображения по этому поводу?
- Готов ли ты начать?
- Это серьезный вызов. Но я уверен, что ты готов к нему!
Слова разочарования:
-Зная тебя и твои способности, Я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
- Эта идея никогда не сможет быть реализована.
- Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю
16 слайд Для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка.
- Избегать подчеркивания промахов ребенка.
- Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.
-Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
- Проводить больше времени с ребенком.
- Проявлять эмпатию к ребенку и веру в Вашего ребенка.
- Принимать индивидуальность ребенка.
- Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
- Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
17 слайд Когда мы выражаем удовольствие оттого, что делает наш ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки. Тогда он получает удовольствие от себя. Подлинная поддержка родителями своего ребенка должна основываться на подчеркивании его способностей, возможностей его положительных сторон. Важно, чтобы родитель научился принимать ребенка таким, какой он есть, включая все его достижения и промахи, а в общении с ним учитывать значение таких вещей, как тон, жесты, выражения. До самого позднего возраста человек считает, что он одна единая личность, которая единым образом на все реагирует, но дело в том, что человек носит в себе три основных типа реагирования на ситуацию: он может реагировать на ситуацию как ребенок, реагировать как взрослый или как родитель. Каждое из трех эго-состояний может проявляться у одного и того же человека. Но многие люди имеют предпочтительный тип реагирования.
Сейчас мы определим, какую из позиций чаще всего занимаете Вы.
18 слайд Проведение тестирования «Тест 3-я» заранее распечатать и приготовить таблицы по количеству родителей.
19 слайд Обработка результатов и описание выборов на распечатках. Возможно обсуждение. 20 слайд Неразлучные друзья – родители и дети!
-Учитесь быть своему ребенку другом.
- Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
-Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
-Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.
- Если ваш ребенок поверят вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими. Мне хочется предложить Вам список вопросов, с которыми вы можете обращаться к школьному психологу! Я с удовольствием помогу Вам понять Ваших ребят! (раздать заранее приготовленный список)
21 слайд
Вывод: В заключении хочется сказать, что «Ребёнок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя».
(При отсутствии необходимого оборудования материал может быть изложен в виде лекции)