Занятие с элементами тренинга Ценностные ориентации личности


Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Занятие с элементами тренинга
«Ценностные ориентации личности»
ХоронхойТема. Ценностные ориентации личности
Цель:
Научиться определять собственные ценности и их влияние на построение жизненных планов и перспектив.
Способствовать повышению мотивации к саморазвитию и самореализации.
Формирование навыков группового сотрудничества.
Ход занятия
Вступительное слово
Сегодня на нашем занятии мы с вами попробуем познать себя как личность; узнать о своих ценностях, осознать свою индивидуальность или сходство с ровесниками.
Познание человеком самого себя, тайн жизни - один из аспектов его духовного поиска, который уходит вглубь веков. По легенде, много тысяч лет назад семь мудрецов Древней Греции встретились в храме Аполлона в Дельфах и написали на стене храма:
«Познай самого себя». Что означали эти слова?
Каждое новое поколение людей стремится постичь смысл существования человека, ответить на этот вопрос в соответствии с духом своего времени.
Вы сейчас находитесь в возрасте, когда человек делает одно из важнейших открытий - открывает себя. В этих поисках заложен большой потенциал. Чтобы выявить и использовать его, надо найти себя. Но сразу замечу, что никому не дано познать свои возможности до конца и определить свое будущее. Но все же каждому под силу начертить свой собственный путь сотворения себя. Желаю нам успеха и плодотворной работы.
1.Правила
Для того чтобы наша встреча была интересной и продуктивной необходимы правила.
В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые я назову, можно считать основными, наиболее типичными.
Правила работы в группе
Активное участие в происходящем.
Общение по принципу «здесь и теперь».
Уважение говорящего.
Персонификация высказываний.
Искренность в общении.
Недопустимость насмешек.
Конфиденциальность происходящего в группе.
Доверительный стиль общения.
2.Упражнение «Знакомство»
Продолжите фразу по очереди «Меня зовут… В детстве я мечтал(а)
стать …».
3.Ожидания
Напишите на стикерах свои ожидания от занятия и поочередно озвучьте их, а мы наклеим их на плакат с корзиной.
4.Разминка
Упражнение «самая-самая»
Назовите те, профессии, которые в наибольшей степени соответствуют данной характеристике:
• самая зеленая,
• самая сладкая,
• самая денежная,
• самая общительная.
Основная часть
5.Упражнение «Ассоциации»
Назовите слова, которые ассоциируются у вас со словом «ценность».
1. Це́нность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо.
2. Психологическое понятие «система ценностей» подразумевает под ценностями то, что человек ценит в окружающем его мире.
3.К ценностям могут относиться:
Здоровье
Любовь, семья, дети, дом
Близкие, друзья, общение
Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы
Материальное благополучие
Духовные ценности, духовный рост, религия
Досуг — удовольствия, хобби, развлечения
Творческая самореализация
Самообразование
Социальный статус и положение в обществе
Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)
Стабильность
6.Упражнение «Мир моих ценностей» (5 мин)
Цель: осознать ценности - свои и других участников.
Запишите на листочках пять самых важных вещей в вашей жизни, после чегопроранжируйте их по степени важности. Зачитывание происходит поочередно.
Вопросы для обсуждения:- Какие ценности были общими?- Почему именно они были определены?
- С какой целью мы выполняли это упражнение?
- Почему важно иметь в жизни собственные ценности?
7.Упражнение «Ценностные ориентации»
Готовясь к сегодняшнему занятию, мы провели опрос учащихся 9-10 классов с целью изучения их жизненных ценностей. Приоритеты учащихся распределились следующим образом.
Ценностные ориентации учащихся 9-10 классов
1.Счастливая семья
2.Дружба
3.Хорошее образование
4.Счастье близких людей
5.Хорошая работа и карьера
6.Хорошее здоровье
7.Уверенность в себе и самоуважение
8.Хороший дом, квартира
9.Достижения в искусстве, музыке, спорте
10.Деньги, богатство
11.Уважение и восхищение окружающих
12.Слава
13.Хорошая пища
14.Красивая одежда, ювелирные украшения
15.Сохранение жизни и природы на Земле
16.Наука как познание нового
17.Власть или положение
18.Благополучие государства
8.Упражнение-аукцион «Как поступать со своей жизнью?"
Психолог. А сейчас сыграем в игру. Она поможет нам ответить на этот основной вопрос. (Каждому раздают по 10 карточек.) Напишите на каждой карточке свое имя. На следующие несколько минут эти 10 карточек будут олицетворять вас и играть роль символических денег, за которые можно купить определенный товар. Сейчас перед каждым встанет выбор: потратить или сэкономить свои карточки, то есть себя самого, часть себя. На продажу будут выставлены разнообразные «товары» по паре. Правила игры не позволяют купить оба товара одновременно, только что-то одно или ничего. Понятно, что когда ваши карточки закончатся, уже ничего нельзя будет купить. Все покупки можно делать только тогда, когда «товары» предлагают на продажу. Нельзя вернуться к предыдущей паре, если на продажу уже выставлена следующая. (Психолог предлагает «товары», написанные на отдельных листах.Цена каждого товара указана в «карточках».)
• превосходная квартира (1 карточка), новый автомобиль на выбор (1 карточка );
• полностью оплаченная поездка на каникулы (один месяц) в любую страну мира вместе с другом (2 карточки) , полная гарантия того, что человек, с которым тебе хотелось бы пожениться прямо сейчас, обязательно женится на тебе (выйдет замуж за тебя) скоро (2 карточки);
• на два года стать самым популярным человеком среди своих товарищей (1карточка ), иметь одного настоящего друга (2 карточки);
• закончить престижный университет (2 карточки), учредить прибыльную компанию (2 карточки);
• иметь здоровую семью (3 карточки), получить всемирную славу (3 карточки );
(После завершения выбора из этой пары объявить: тем, кто выбрал семью, возвращаются 2 карточки обратно как вознаграждение);• возможность изменить какую-то одну черту внешности (1 карточка ), удовольствие на протяжении всей жизни (2 карточки);• пять лет безграничного физического наслаждения (2 карточки ), любовь и уважение самых дорогих для вас людей (2 карточки);(Те, кто выбрал пять лет наслаждения, дополнительно отдают одну карточку (за определенные вещи мы должны платить больше, чем кажется сначала);
• чистая совесть (2 карточки ), способность достичь успеха в той сфере, где больше всего этого хочешь (2 карточки);• создать чудо для того, кого любишь (2 карточки), возможность прожить заново (или повторять) одно действие из собственной жизни (2 карточки);
• семь дополнительных лет жизни (3 карточки), безболезненная смерть, когда придет время (3 карточки).Наши торги завершены, рассмотрите еще раз свои покупки и скажите:
- Какая покупка вам нравится вам больше всего?- Или жалеете ли вы, что не купили что-то еще?- Хотелось бы вам поменять некоторые правила игры?
После обсуждения психолог делает вывод: правила игры можно изменить, но жизнь - это не игра. Нельзя повторить уже сделанного выбора или отменить принятое когда-то решение. Нельзя охватить абсолютно все или воспользоваться любой возможностью. Нельзя предсказать, какие шансы откроются для вас через неделю или через год.
Психолог. Вам всегда не будет хватать времени, вариантов выбора, денег и т.п. Вы будете платить за каждый свой выбор в жизни - и часто эта плата будет превышать ваши ожидания. Но никогда не надо отчаиваться, закрываться от всего мира. Необходимо всегда идти до конца.
А теперь мы поговорим о том, что необходимо, чтобы достичь своей цели и стать успешным.
9.Упражнение «Ассоциации»
Назовите слова, которые ассоциируются у вас со словом «успех».
Успех (словарь Ожегова): 1.Удача в достижении чего-нибудь.2.Общественное признание.3.Хорошие результаты в работе, учебе.
10.Упражнение «Качества успешного человека»Что, с вашей точки зрения, значит “успешный человек”?
Чтобы разобраться, что значит успешный человек, надо сначала обсудить и выбрать пять наиболее важных качеств, характеризующих успешного ученика. Вам предложены качества; если, по вашему мнению, какого-то качества не хватает, добавьте его. Сначала каждый определяет для себя, затем обсуждаете в группе и приходите к общему решению. Затем представитель группы выписывает качества на доску и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества (каждому выдана карточка с перечнем качеств).
Список качеств:
• дух соперничества,
• чувство товарищества,
• способность к творчеству,
• любознательность,
• озабоченность материальным успехом,
• порядочность,
• честность,
• доброта,
• независимость,
• интеллектуальная развитость,
• послушание,
• предприимчивость,
• открытость,
• наличие собственных убеждений,
• уравновешенность,
• организованность,
• чувство юмора,
• эмоциональность,
• искренность,
• способность адаптироваться,
• воспитанность,
• настойчивость.
2. Подумайте, а затем обсудите в группе и выделите пять наиболее значимых качеств, характеризующих успешного в жизни человека. Представьте успешного человека в современном мире, подумайте, какие качества помогли ему этого достичь.
Обсуждение.
Мнение психологов
11.Пять качеств успешных людей с точки зрения психологов:
1. Такие люди честолюбивы.
Они видят себя способными стать лучше. Они развивают в себе способности, ни минуты не сомневаясь в правильности своих решений.
2. Они храбры.
Они работают, чтобы преодолевать опасения, которые сдерживают большинство людей. Два самых больших врага успеха — опасения и сомнение. Устранение опасений и сомнения — ключ к успеху.
3. Они верят в себя и свое дело.
Успешные люди в каждой области, в которой они работают, полностью преданы своему делу. Они верят в себя; они верят в свою компанию; они верят в свои изделия и услуги; они верят в своих клиентов; они имеют огромную веру.
4. Они профессиональны.
Они профессиональны в любом деле, которым занимаются, так как постоянно учатся и совершенствуются. Они вечные ученики. Профессионал никогда не прекращает узнавать новое. Они готовятся к любой ситуации, обдумывают вопросы перед каждой деловой встречей.
5. Они ответственны.
Они видят себя президентом своей собственной персональной корпорации услуг. Самая большая ошибка, которую мы можем когда-либо сделать, состоит в том, чтобы думать, что мы работаем для кого-то еще, кроме себя.
Психологи утверждают, что успешный человек успешен в любом деле. Что жеобъединяет успешных людей? Как правило, дело не только в таланте и врожденных способностях.
Их отличают:
• активность: они ценят активный образ жизни, с удовольствием проявляют инициативу;
• креативность: они рассматривают проблемные ситуации как интересные задачи для решения и не боятся их;
• ответственность: готовы брать ответственность за свои поступки и решения на себя;
• уверенность: верят в свои силы и стремятся проявить свои возможности в полной мере;
• коммуникабельность: умеют грамотно дать обратную связь, поддержать, попросить о помощи.
Закончить нашувстречу мне бы хотелось легендой о жизни.
12.Упражнение «Легенда о жизни»
Задумались люди: «Что есть жизнь?». Одни говорят: «Это ожидание: родители ожидают детей, дети ждут каникул, праздников ...».Другие говорят: «Это путешествие. Ежедневно мы осуществляем много путешествий: в школу, на работу, к друзьям, на отдых в лес ... ».Пришли к мудрецу, чтобы их рассудил. А он говорит: «Жизнь – это путешествие в ожидании цели».
Так пусть у каждого из вас будет цель! Прикладывайте как можно больше усилий, чтобы ее осуществить!
Заключительная часть
13.Рефлексия занятия
Продолжите следующие фразы:
Мне понравилось…
Мне было полезно…
Ваши пожелания
А теперь давайте снова обратимся к нашей корзине с шарами. Скажите, оправдались ли ваши ожидания и сможет ли она взлететь!?