Индивидуально образовательный маршрут речевого развития ребенка с синдромом Дауна, ЗРР.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка»
компенсирующего вида г.Благовещенск Республика Башкортостан
«Утверждаю» заведующий
МБДОУ д/с №1
компенсирующего вида
Роженькова К.Д.___________
«___» _____________2014г.
Индивидуально образовательный маршрут
речевого развития ребенка
2014-2015 уч. год
Учитель-логопед:
Суханова О.О.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ:
- достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.
ЗАДАЧИ:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие фонематического слуха;
- развитие речевого дыхания;
- актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь;
- закреплять обобщающие понятия;
- способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности;
Ф.И. ребенка: ___________________________________________________________________________________________, ________________________________________(дата и год рождения).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ НА РЕБЕНКА.
По медицинскому обследованию:
Способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением имеют нарушения первой степени (нарушения координации движений, низкая самооценка),
Способность к общению, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики бучению, к трудовой деятельности не нарушена.
Психологическая диагностика показала, что у ребенка:
Отсутствует мотивация к познавательной деятельности.
У ребенка повышенная подвижность, склонна к гримасничанью, развита подражательность, хорошо копируют действия окружающих их людей.
В контакт вступает легко, часто проявляет навязчивость. Приветлива, проявляет чувство симпатии, обиды, стыда. Но эти эмоции малодифференцированны.
Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены.
Любопытна, живо реагирует на новизну.
Несамостоятельна, безынициативна, легко подчиняется. Иногда проявляет немотивированное упрямство.
Педагогическая диагностика показала, что у ребенка
Темп выполнения заданий очень низкий.
Низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение).
Низкий уровень познавательного, социально-личностного и физического развития.
Мышление поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать.
Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.
Нуждается в постоянной помощи взрослого;
По логопедическому обследованию:
1. Грубая задержка речевого развития.
2. Обращённую речь понимает.
3. Фразовой речи нет. Жестов нет.
4. Активный и пассивный словарь ограничен.
5. Фонематический слух нарушен.
6. Фонематические функции не сформированы.
7. Со слов мамы знает 5-6 слов.
8. Связная речь не сформирована.
Заключение: Синдром Дауна, ЗРР.
По результатам диагностик определён следующий индивидуальный маршрут речевого развития:
Выявленные речевые проблемы Цель и задачи работы Формы реализации и вилы деятельности Содержание коррекционно-развивающей работы
Сроки реализации Направление взаимодействия специалистов Оценка результативности и ожидаемые результаты
Проблема - системное недоразвитие речи.
1. 3вукопроизношение.
Полиморфное нарушение произношения. Нарушение чёткости, внятности (многочисленные замены, искажения, смешения звуков).
2. Фонематическое восприятие.
Грубое недоразвитие фонематического восприятия.
З. Слоговая структура слова.
Затруднено воспроизведение структуры малознакомых трёхсложных слов, фраз из 3-4 и более простых слов. Нарушение структуры многочастотных и сложных слов и фраз.
4. Лексика.
Понимает простые социально-бытовые инструкции, простые вопросы. Грубо нарушено понимание логико-грамматических конструкций.
5. Грамматический строй.
Имеется в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова: нарушено различение единственного – множественного числа существительных и глаголов, приставочных глаголов, форм мужского и женского рода, уменьшительно- ласкательной формы существительных, значений предлогов.
6. Связанная речь.
Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа; перечисление предметов, героев и их действий по серии сюжетных картинок. Диалогическая речь отсутствует. Цель: выработка стремления ребенка с синдромом Дауна к коммуникативной деятельности.
Задачи:
- развитие понимания речи;
- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие фразовой речи. Формы реализации:
-Индивидуальная работа
-Работа в подгруппе
Виды деятельности:
- Специальные упражнения
- Игры, в т. ч. сюжетно-ролевые
- Занятия –консультации с ребенком и семьей
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
3. Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
4. Игры на развитие слухового внимания.
5. Подвижные игры
6. Прогулки, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и
обобщающие понятия одежды и обуви.
7. Дидактические и сюжетно-ролевые игры позволяют осуществлять работу в любом коррекционном направлении
8.Логопедические занятия в соответствии с планом работы. 1.Организационно –теоретический.
СЕНТЯБРЬ 2014Г.
-Анализ ситуации
-Диагностика
-Организация работы творческой группы
-Изучение методической литературы по данной теме
-Разработка индивидуального маршрута.
2.Практический
ОКТЯБРЬ– АПРЕЛЬ 2015 г.
-Работа специалистов по индивидуальным маршрутам.
3.Аналитический
МАЙ 2015 г.
-Диагностика
-Подготовка материалов по данной теме для обобщения
-Внесение изменений и дополнений в проект для работы в следующем году.
Деятельность при разработке коррекционных мероприятий
Логопед.
Диагностирует уровень развития речи в начале и конце срока реализации маршрута. Составляет индивидуальные планы развития детей (речевые карты).
Педагог-психолог.
Составляет карту психологического обследования ребенка, проводит диагностику детско-родительских отношений с родителями ребенка, подбирает группу коррекционно-развивающих упражнений.
Деятельность при реализации коррекционных мероприятий
Логопед.
Организует и проводит работу по коррекции речевых недостатков во время непосредственно образовательной деятельности на основании диагностических данных, вводит в режимные процессы игры и упражнения.
Воспитатель..
Создает предметно-развивающую образовательную среду в группе, предусматривающую специфические условия для детей с ОВЗ для реализации программы с учетом их особенностей.
Педагог-психолог.
Проводит индивидуальные консультации родителей, практические тренинговые занятия по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).
Проводит индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по развитию психических функций.
Составляет карту психологического обследования ребенка по завершению срока маршрута. Ожидаемые результаты
По завершению реализации ИОМ - развитие коммуникативной потребности, развитие правильных движений органов речи,
постановка правильного логопедического заключения на основе результатов диагностики,
выдача своевременных логопедических рекомендаций в соответствии с актуальным уровнем речевого развития ребёнка.
Оценка результативности.
Для суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи можно использовать:
диагностический материал «Альбом логопеда».
тестовую методику экспресс - диагностики устной речи младших школьников. Т. А. Фотековойметодическую разработка Экспресс-диагностика речи младших школьников Бажановой М.В.
Приложение 1.
Соглашение
Я, ______________________________________________________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. родителя)
даю согласие на организацию индивидуального образовательного сопровождения моего ребенка_____________________________________
(Ф.И.О. ребенка)
_________ группы №_____________________ специалистами МБДОУ _______________________________________________________________
Обязуюсь выполнять рекомендации специалистов (педагога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре).
Подпись родителя______________