Литературная композиция Строки, опалённые войной


Литературно-художественная композиция «Детство, опалённое войной…»
Слайд 2,3 ( звучит музыка «Цветущий май» , дети играют)
Слайд 4 (вой сирен и бомбардировщика, дети приседают, берут винтовки)
Слайд 5 (голос Левитана, затем звучит «Реквием»)
Ученик: Слайд 6, 7
А мы не будем памяти перечить
И часто вспоминаем дни, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда.
Была земля и жёсткой и метельной.
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ученик:
В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтёт,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
В эти годы порой казалось,
Что мир детства на миг опустел,
Что не вернётся радость
В город, где дома без стен.
Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушала война.
А седины ребячьих чёлок…
Разве этому есть цена?
Ученик:
Есть поговорка: «На войне детей не бывает».
Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно. В те страшные горестные годы дети быстро взрослели. В тяжкое для страны время они в свои десять-четырнадцать лет уже сознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, сознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чём не уступать взрослым, часто даже рискуя жизнью.
Ученик:
Учились при свете коптилок,
Писали меж строчек газет,
И чёрного хлеба кусочек
Был слаще заморских конфет.
Мальчишки мужали,
Мальчишки взрослели,
И только бы жизнь начинать сорванцам,
Как их завертели такие метели,
Какие, пожалуй, не снились отцам.
Слайд 8
Ученик:
О подвиге юного героя из села Касилова на Брянщине записал в своём дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключался в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина.
Ученик:
Четвёртые сутки он в погребе тесном,
Где темень и холод, где сырость и плесень.
Четвёртые сутки в одной рубашонке
Избитый, измученный русский мальчонка.
А там, на свободе, где липа цветёт,
Где пчёл и стрекоз не смолкает работа,
Упорно и молча, разведчика ждёт
В боях уцелевший отряд патриотов.
А ты с темнотою один на один,
Так что же ты делаешь,
Миша Куприн?
Четвёртые сутки… А выхода нет.
И сил не хватает держаться,
И жалко мальчишке в четырнадцать лет
Вот так вот со всем расставаться.
Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд
На небо, на рощицы дальние!
«Идёмте! Я знаю тропинку в отряд!»-
Решает разведчик израненный.
С врагами мальчишка один на один.
Куда же ведёшь ты их,
Миша Куприн?
Ведёт сквозь орешник и ельник,
Родное, знакомое место. Сюда
За клюквой ходили когда-то.
Ходили за клюквой …
Ну, вот и пора!
«Прощайте! Держитесь ребята!»
С врагами мальчишка один на один.
Так, что же задумал ты
Миша Куприн?
А Миша стоял - поворот головы,
В глазах промелькнула усмешка:
«Просили в отряд провести?
Вот кусты!
Бегите! Громите! Не мешкайте!
Ликуют фашисты: мол, наша взяла,
И рвутся сквозь частый кустарник.
Но, что это? Поле. А там у села
Виднеются их же казармы.
В глазах у Миши лазоревый свет…
А было мальчишке четырнадцать лет.
Ученик:
Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои … Орлята Великой Отечественной войны!
Ученик:
В те рассветы
Осенние ветры свистели, как стрелы,
В те рассветы
Горела в обветренных реках вода.
В те рассветы
Мальчишек фашисты вели на расстрелы.
Те рассветы забыть?
Никогда! Никогда!
Ученик:
Мы никогда не забудем имена юных героев Брянщины!
Минута молчания.
Слайды 9-19 под звук метронома.
Ученик:
Прошла война, прошла страда, Слайд 20
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки!
Ученик:
По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей,
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну,
По рассказам и книжкам я вижу войну,
Вижу стены, разорванный бомбами дом,
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну,
По рассказам и книжкам я слышу войну,
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну,
Я не знаю войны. Да зачем мне она?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали лишь о прошедшей войне.
Песня « Не забирайте солнце у детей» (Слайды 21-29)
Все вместе: Слайд 30
Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колени перед памятью павших,
И ложатся цветы на гранитные плиты…
Да, никто не забыт, и ничто не забыто!