Путешествие по произведениям С.Я.Маршака.


Тема: Путешествие по произведениям С.Я.Маршака.
Цель: Создать условия для восприятия у учащихся литературного вкуса на примере произведений классика русской литературы.
Задачи: 1) Познакомить учащихся с понятием «рифма»; 2) развивать интерес к чтению; 3) прививать духовно-нравственные качества личности.
Оборудование: Портрет, книги, дом, солнышко, задание для групп, жетоны, призы.
Ход урока.
I. Психологический настрой.Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада вновь нашей встрече. Собрав всю свою силу и энергию, сожмите руки в кулак и повторите слова доктора Знайки: «Я смогу, я все смогу! У меня все получится. Я все преодолею». Откройте глаза, расслабьтесь, опустите руки вниз. Повернитесь друг к другу и скажите эти слова: «Ты все сможешь. У тебя все получится!».
II. Итак, начинаем наш урок.
- Вот дом, который построил Маршак. Сегодня мы отправились в путешествие по этому дому. Вам это будет нетрудно – ведь здесь собралось столько ваших знакомых.
Самуил Яковлевич Маршак… Вам-то он, конечно давно известен: когда вы еще и букв не знали, папа с мамой (или дедушка с бабушкой)познакомили вас с ним.
Дому, который построил Маршак, уже много-много лет. Но по-прежнему веселы и молоды его обитатели, и каждый, кто приходил сюда, по-прежнему открывает для себя новые строки, новых друзей, новые страны.
- Вот и мы на нашем уроке попробуем узнать тайну стихов и решить проблему: легко ли писать стихи? А нужно ли писать стихи? Кто же такой С.Я.Маршак? (Дети сами рассказывают о поэте.)
Маршак родился в 1887г. Прожил на земле 76 лет. Больше пятидесяти из них отдал литературе. Про себя говорил, что иногда чувствует себя четырехлетним. Жить он будет вечно. Неутомимый труженик, добрый и честный человек, энтузиаст своего дела, Маршак не терпел пустого времени.
Маршак – автор замечательных сказок, пьес, загадок, скороговорок, считалок. Самуил Яковлевич очень любил детей. И дети любили его, потому что он умел дружить с ними: придумывая веселые игры, учил писать стихи, разыгрывать пьесы.
1-ое задание. Теперь давайте узнаем, кто живет в доме, который построил С.Я.Маршак? У каждой группы по 2 иллюстрации и произведения Маршака. Ваша задача – подобрать название к иллюстрации (на каждою группу 2 иллюстрации и 10 заголовков). Плакаты вешаю на доску (вручение жетонов).
2-ое задание. По отрывкам из стихов узнайте название стихотворения. (Каждой группе один отрывок, дети сами читают вопросы и отвечают.) Читают ученики первой группы:
Дали туфельку слону,
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре! («Детки в клетке».)
Вторая группа. Деток в клетках маршаковского «Зоопарка» много. Один из них – «Слон». А другой? Пожалуйста, отгадайте.
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок! (Конечно, «Жираф».)
Третья группа. Кого укачивает нянька в этом отрывке и как называется стихотворение?
Побежала мышка-мать
Тетю-лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя-лошадь,
Нашу детку покачать.
- Правильно, «Нянька мышонка» - это маленький герой «Сказки о глупом мышонке».
Четвертая группа. А для кого готовиться такая постелька:
Вот тебе под спинку
Мягкую перинку,
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки,
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
- Конечно, для котенка, для «Усатого-полосатого». Так назвал это стихотворение Маршак.
3-е задание. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы учили стихи С.Я.Маршака. Узнайте в группе, какие стихи выучили ваши одноклассники. Договоритесь, кто будет выступать от группы на конкурсе чтецов. (Чтение стихов детьми.)
Вручение медалей и жетонов группам.
Работа над стихами.
- Вы хорошо знаете стихи С.Я.Маршака. Они легко запоминаются. Не так ли? Его стихи, как песня. А обратили ли вы внимание, что стихи записывают особым образом.
Возьмите каждый стих и посмотрите, как их записывают? О чем особенности записи стихов? (Они написаны «столбиком» и каждое предложение в новой строке начинается с большой буквы.)
— Прочитаем стихотворение Маршака “Маленькие феи”. Скажите, кого называют феями? Конечно, волшебниц. Итак:
Три очень милых феечки Успели так замаслиться,
Сидели на скамеечки. Что мыли этих феечекИ, съев по букве с маслицем, Из трех садовых леечек.
— Как вы думаете, это действительно волшебницы сидят на скамеечке? Да это просто маленькие девочки?
- Обратили ли вы внимание, что слова в конце строк звучат одинаково? Какие слова? А знаете ли вы, как такие слова называются?
Рифма - такая организация стиха, когда два слова или окончания двух слов звучат одинаково, созвучно.
— Прочитаем другое стихотворение – «Разговор». Его, как и «Маленькие феи», поэт перевел с английского языка.
Тетя Трот и кошка Трот спросила: - Кис-кис-кис,
Сели у окошка,Ты ловить умеешь крыс?
Сели рядом вечерком - Мурр, - сказала кошка,
Поболтать немножко. Помолчав немножко.
- Попытайтесь самостоятельно найти рифмующиеся слова.
— Молодцы! Быстро научились находить рифму. Тогда попробуйте сами придумать рифмы к словам.
Детки — в клетке; перчатки - хотя тки; вакса - клякса; близко — киска.
И с этим заданием справились. Надо только всегда помнить маленький секрет: слова, которые мы подбираем для рифмы, должны обязательно иметь смысл. Не так, как у Незнайки. Помните, как подбирал он рифму к слову «капля» («шмакля», «рвакля»)? А ведь таких слов вообще не существует.
4-ое задание. Ну, а теперь задание такое. В группе дописать словечко — рифму.
В нашем доме на окошке Мышка спряталась под горку
Сидят серенькие ... И грызет тихонько...
Мишка плачет и ревет Михаил играл в футбол
Просит пчел, чтобы дали... И забил в ворота
И за это задание каждая группа получает жетон.
5-ое задание. Послушаем загадки. Их придумал С.Я.Маршак.
Прочитай, отгадай. Найди рифму. Группа загадывает загадку для другой группы.
Что такое перед нами: Всегда шагаем мы вдвоем,
Две оглобли за ушами, Похожие, как братья.
На глазах по колесу Мы за обедом – под столом,
И сиделка на носу? (Очки.)А ночью – под кроватью. (Сапоги.)
Шумит он в поле и в саду, Бьют его рукой и палкой,
А в дом не попадает. Никому его не жалко.
И никуда я не иду, А за что беднягу бьют?
Покуда он идет. (Дождь.) А за то, что он надут! (Мяч.)
Главное задание. В течение всего урока вы собирали жетоны. На этих жетонах напишите название тех произведений С.Я.Маршака, которые вы читали при подготовке к сегодняшнему уроку, но мы их не вспоминали.
А теперь каждая группа сложит дом своего Маршака, того Маршака, которого читали вы. Зачитайте, какие произведения читали?
— Молодцы, большие дома у вас получились. Очень много вы узнали и прочитали к этому уроку.
Возврат к проблеме. Теперь скажите, как написаны произведения С.Я.Маршака? (Стихами.) Легко ли написать стихи? Для чего нужны стихи? Чему они нас учат?
Домашнее задание. Попробуйте себя в роли поэтов. Напишите стихи, загадки, считалки, сказки в стихах? А интересные работы войдут в нашу интересную книгу.
- Сегодня вы очень хорошо работали и получаете приз от умной совы — грецкие орехи, которые улучшают умственную деятельность.