Исследовательская работа Моя земля, мои земляки
Отечество- 2014
Отдел образования Токаревского района.
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токаревской средней общеобразовательной школы №2 в с.ГладышевоНоминация «История детского движения»
Тема работы:
«История детского движения в с.Гладышево»
Подготовила:
Антюфеева Диана Юрьевна
учащаяся 8 класса
филиала МБОУ Токаревской СОШ № 2 в с ГладышевоТокаревского района, Тамбовской области 393545
ул. Трудовая д.2
контактный телефон: 89108546023
e-mail:antyufeeva.diana @mail.ruРуководитель:
Гладышева Ольга Викторовна
учитель английского языка
филиала МБОУ ТСОШ № 2 в с.ГладышевоТокаревского района, Тамбовской области
ул.Луговая д 7
контактный телефон: 89158627741
e-mail:olya.gladishewa2012@ yandex.ruГладышево -2014г
Содержание
I. Введение_______________________________________________
II. Основная часть
1.История возникновения детского движения в СССР___________
2.Становление и история детского движения в с.Гладышево______
3. Современное состояние детского движения в нашем селе_______
III.Заключение____________________________________________
IV.Список источников и литературы________________________
V.Приложение___________________________________________
ВведениеДетское движение в России имеет почти вековую историю. Оно - явление демократическое, помогает раскрытию, реализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует. Быть в окружении своих единомышленников (по спортивным, учебным, творческим интересам), быть понятым и чувствовать, что твое мнение кого-то интересует – все это делает клубную деятельность очень привлекательной.
Цель детского движения можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, это цель, которую ставят пред собой дети и которую можно определить как перспективу интересной жизни. С другой, это – воспитательная цель, поставленная для себя взрослыми, создавшими детский коллектив. Она состоит в том, чтобы, используя реальные взаимоотношения детей между собой, в семье, с взрослыми, с другими группами общества, государством, представленным, прежде всего школой, с природой, сформировать у детей определенный социальный опыт и готовность его обогащать. Во главе всей ребячьей деятельности находится игра.
Актуальность исследования обусловлена тем, что я обратилась к изучению некоторых моментов истории детского пионерского движения в селе Гладышево, школьной жизни моих земляков в разные периоды истории нашей Родины, для того чтобы открыть мало изученные страницы истории пионерской организации нашей школы, села. Исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране на протяжении всего времени. Многие существующие сегодня детские и юношеские организации в своей основе опираются на пионерское движение. В начале XXI века в обществе налицо нарастание интереса к истории детского и молодежного движения в России. 19 мая - день пионерии. У кого-то воспоминание о красных галстуках и "синих кострах" вызывает ностальгическую улыбку, у кого-то скептические комментарии. В 2012 году пионерской организации исполнилось 90 лет, детскому движениюв России — более 100 лет. Мне кажется интересным рассмотреть
сегодня историю создания детских организаций и попробовать ответить на вопрос:
* Что потеряли и приобрели российские дети с исчезновением
пионерской организации? Нужна ли современная детская организация, похожая на пионерскую? Если нужна, то кому: детям, взрослым, государству?
В своей исследовательской работе я рассматриваю:
*историю зарождения и становления детского движения в мире,
*детское движение в России в ХХ веке;
*организацию первых детских (пионерских) отрядов в с.Гладышево; *воспоминания пионеров села 60-70 годов ХХ века;
*современное состояние детского движения в нашем крае.
Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить забытые, открыть новые страницы истории детского движения, теоретически обосновать, что из себя представляла детская организация в те годы глазами очевидцев, какая ее связь с современным детским движением.
Задачи исследовательской работы
Изучить деятельность и формы детской организации в нашем селе.
Направления исследования
- совершенствование деятельности детских организаций села и школы;
-исследование процесса развития детского движения в стране и селе;
-поиск путей повышения эффективности развития детского движения в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования – процесс развития детского движения в своём селе. Предмет исследования – воздействие развития детского движения на воспитание творческой, гармонически - развитой личности.
База исследования –филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Токаревская средняя общеобразовательная школа №2 в с.Гладышево Токаревского района, Тамбовской области».
История возникновения детского движения в СССР
Начало XX века ознаменовало скачком в развитии Детства, превращением его из объекта взрослых воздействий в самостоятельный субъект, способный влиять на жизнь общества. Исследователь Л. В. Алиева пишет, что исторически закономерен подъем детского движения в России. Изучение опыта детского движения привело к обоснованию этапов его становления и развития.
В основу периодизации детского движения в России исследователями (Т. В. Трухачева, Л. В. Алиева, И. В. Руденко, А. Г. Кирпичник, В. А. Кудинов и др.) положена периодизации истории государства, тех событий его жизни, которые, так или иначе, влияли на развитие детского движения.
Исследователи выделяют следующие периоды развития детского движения:
Допионерский;
Пионерский;
Постпионерский
Л. В. Алиева дает следующую периодизацию:
I этап: 10-е годы XX века- возникновение детского движения, как специфической социальной реальности;
2 этап: 20е – начало 30х годов XX века – становления детского движения в форме пионерства, как нового средства воспитания детей;
3 этап: 30е – 80е годы XX века – развитие пионерского движения как массовой детской организации, звена системы коммунистического воспитания подрастающего поколения;
4 этап: 90е годы XX века – 10е годы XXI века – саморазвитие и самоопределение отечественного детского движения в новых социально-экономических, исторических условиях российского общества.
Автор другой периодизации - М. В. Богуславский связывает этапы развития детского движения с личностью взрослого–руководителя, показывая, как меняется образ взрослого в истории детского движения в России – от фантазеров, романтиков к рабочим-производственникам и от них к профессиональным организаторам детского движения, классным руководителям, способным работать с «пионерами».
История детского движения с.ГладышевоПосле Октябрьской революции во многих городах Советского союза стали возникать детские организации, группы и объединения. Компартия поручила комсомолу создать единую детскую коммунистическую организацию. 19 мая 1922 года вторая Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. И в октябре того же года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах СССР, в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году ей было присвоено имя В,И.Ленина. А после 7-го съезда комсомола в 1926 году, на котором было принято постановление о переименовании РКСМ В ВЛКСМ, пионерская организация стала именоваться «Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина»
Первый пионерский отряд в Ястребовской семилетней школе был создан в 1927 году. Руководили дружиной различные педагоги. Большую роль в создании пионерской дружины сыграли первые учителя: Куляев Егор Харламович, Куляева Анна Ефимовна, Челюбеева Любовь Сергеевна, Блинкова Мария Ефремовна. Первыми пионерами были: Челюбеев Алексей Павлович-участник ВОВ, Каширин Михаил Дмитриевич, Ефремова Вера Яковлевна, Куксов Иван Павлович. В 1929 году пионерские отряды Ястребовской школы объединились в районную пионерскую организацию.
В 1930г. был организован колхоз «Парижская комунна». Пионеры помогали колхозу в борьбе за повышение урожайности полей: вели борьбу с вредителями сельского хозяйства, собирали удобрения. Пионеры организовывали художественную самодеятельность. К активистам относятся – Чеглов Глеб Алексеевич, Кривобоков Александр Назарович, Гладышева Любовь Максимовна. Активным пионером в 36-40 годы был Гладышев Иван Андреевич, в будущем заслуженный агроном колхоза, кавалер ордена Ленина. ( материал взят из книги «Токаревский район в фотографиях»)
Он был хорошим общественником и организатором среди пионеров. Пионеры помогали в уборке урожая, посадке колхозного сада, участвовали в художественной самодеятельности.
В 1940-45 годы большую воспитательную работу проводила Пономарева Клавдия Вуколовна, она осталась в памяти пионеров, как добрая и отзывчивая воспитательница ( из воспоминаний бывших пионеров Мамонтовой М,Т., и Кадильниковой Н.К.)
В грозные годы Великой отечественной войны особенно ярко оказалась любовь детей к своей отчизне и их верность. Пионеры помогали старшим в их борьбе с фашистами, они участвовали на трудовом фронте: Павлова Мария, Попова Елена,Кумарина Мария, Павлова Антонина, Пономарев Алексей и др. Они были активными организаторами в оказании помощи семьям фронтовиков. В эти годы пионеры сами вязали носки, варежки, шили кисеты и отсылали на фронт, собирали средства на танковую колонну «Тамбовский колхозник». В летние время пионеры работали на колхозных полях.
В послевоенный период пионеры помогали залечивать раны, нанесенные опустошительной войной. Пионеры заботились об инвалидах, о семьях погибших воинов. Среди них были: Павлов Александр, Пономарев Виктор, Меринов Алексей. В 1948г. были посажены первые деревья вокруг школы.
Из воспоминаний Павлова Александра: «Я вступил в ряды пионеров в1946 году. У нас проводились пионерские сборы. Мы занимались в кружках художественной самодеятельности, а потом выступали перед колхозниками в правлении колхоза. Часто помогали в этом же колхозе убирать урожай. праздники мы выходили на улицу и шли колонной с барабаном»
В1950-58гг. Пионеры полностью озеленили территорию школы, помогали сажать колхозный сад. 19 мая 1961 г. закончился первый год пионерской двухлетки. К этому празднику пионеры нашей дружины собрали 10 тонн металлолома, 3 кг макулатуры, 100 консервных банок, посадили вокруг колхозных водоёмов 1000 черенков ветлы ит.д. 2 ноября состоялась торжественная линейка, посвященная старту пионерской двухлетки. 2 октября 1966г. вся пионерия Советского Союза, готовясь отметить 50-летие Великого Октября - вышла на старт соревнования. В 1967г. в нашей дружине всего пионеров 148 учащихся. Хорошо поработали пионеры на пришкольном участке. Они посадили 768 деревьев тополя, 63 яблони, 37 березок, разбили цветник. В честь 50- летия ВЛКСМ пионеры собрали богатый материал о первых комсомольцах и комсомольских отрядах села Гладышево. Собрали много материала о погибших воинах села. 1 сентября 1968 года в честь памяти погибшим воинам был поставлен памятник.
В 1970-1980гг в пионерской дружине имени Ю.А. Гагарина Ястребовской средней школы 200 пионеров. Долгое время пионервожатой была Половинкина Таисия Петровна. Она вела летопись детской организации, делала альбом фотографий, некоторые уцелевшие фотографии хранятся в музейной комнате школы(см . приложение стр. 1)
Вела активную работу в пионерской дружине. Все они включились в социалистическое соревнование по достойной встрече 50-летия пионерии. Все пионерские отряды работают под девизом: «Тебе, Советская Родина, тебе, родная партия, - наши знания, наш труд, наша верность и любовь!». Основная идея марша- обеспечить непрерывное активное действие пионерского коллектива, его постоянное стремление вперед, развитие и укрепление коллектива, как боевой единицы пионерской организации. В конечном итоге цель марша- повысить воспитательное воздействие пионерского отряда на каждого пионера и октябренка.
23 января 1984 г. Ребята проводили встречу с ветераном труда, награжденным орденом Ленина, Милосердовым П.М. (фото –приложение стр2)
Хорошо работают отрядные вожатые: Головачева Вера, Каширина Татьяна, Меринова Елена и Галина, Балабанова Любовь, Першина Юля, Антюфеева Раиса. Дружина имени Ю.Гагарина приняла участие в районном параде
( фото- приложение стр 3)
В пионерской дружине 63 пионера. Все пионеры стараются учиться хорошо, принимать активное участие в жизни школы и отряда. Актив дружины принял участие в акции «Синий платочек» - посвященный 40- летию победы в ВОВ. В отрядах проведены беседы, оформлены стенды, на праздник приглашены ветераны В.О.В. Жариков С.С., Чурбаков Р.А. За хорошую учебу и активное участие в жизни школы Соломатин Николай награжден путевкой в «Орленок». Пионерская организация ведет активную деятельность.
Однако к концу 90-х годов, Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, что порождало проблемы, которые усугублялись кризисом советского общества. Новые веяния коснулись и нас. В 90-е годы в нашей пионерской жизни тоже произошли изменения. Идя на поводу у модных поветрий, пионерскую организацию сохранить не удалось. В 1991 году пионерская организация, как и ВЛКСМ, закончила свое существование. Сначала предпринимались попытки ее реформирования, но в прежнем масштабе создать детскую и юношескую организацию не удалось. Появилось множество других общественных организаций – преемников пионерской, образованных с участием детей и в их интересах.
Казалось бы, все кончено, закат многотысячной детской страны был на лицо, но детская организация сумела выжить. Некоторое время организация в школе существовала только на бумаге и в воспоминаниях прошлых лет. Организация сменила несколько названий, менялись и руководители. Время шло вперед, события, происходящие в нашем молодом государстве начали стабилизироваться, тут как раз и вспомнили о проблемах детского движения. Но несмотря на все проблемы, ребята жили бурной и активной жизнью, принимали участие в жизни школы и своего класса. В нашем районе создается детская организация «Земляне», а в нашей школе по инициативе ребят и старшей вожатой Соломатиной Н.П., была воссоздана пионерская дружина, а на деле -создана совершенно новая детская организация «СМИД» (союз мальчишек и девчонок), которая начала новую историю детского движения школы. В создании эмблемы и флага организации приняли активное участие практически все дети школы, выбрали лучшие рисунки и теперь у нас такая символика. ( приложение стр4)
Наша детская организация имеет свое структурное строение( см.приложение стр 5)
Детские общественные организации сохранили лучшие формы, методы и добрые традиции прошлого шефскую помощь младшим, свою символику, атрибутику, торжественные дни приема в детскую организацию, романтику костров, военно- спортивных игр, походов, традиционных слетов, фестивалей. (см. приложение стр 6,7,8,9)
Последовательно-текстуальное изучение источников, опрос очевидцев и непосредственных участников детского движения в селе Гладышево, определялись необходимостью решения теоретических и практических проблем: теоретический анализ и синтез педагогического, психологического знания по проблеме исследования; эмпирические методы – беседа, анализ деятельности детских организаций по данной проблеме, наблюдения за деятельностью учащихся с целью выявления уровня исследуемого явления. Итогом использования данных методов выступили обобщение и систематизация теоретических и практических результатов по теме исследовательской работы.
Заключение
Было бы грешно отказываться от всего, что было в пионерской организации за прошедшие годы. И нельзя открещиваться, как бы это ни было модным, от её истории. Ведь в ней не мало позитивного, как, впрочем, и поучительного. Серьёзные исследования этих узловых периодов жизни организации позволяют лучше осмыслить её исторический опыт и подсказать сегодняшним организациям пути в грядущее. По результатам исследования мы изучили деятельность и формы детской организации в нашем селе с 1927 года по 2014гг. Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что процесс воздействия развития детского движения на воспитание гармонически-развитой личности рассматривается как привитие потребности в самореализации данных качеств личности в процессе творческой деятельности. Проблема воспитания подрастающей личности в теории и практике всегда была актуальной. На ее решение оказывали и оказывают самые разнообразные факторы: экономические, социально-политические, материальные и т.д.
Я считаю, что деятельность учителей школы под руководством старшей вожатой, органов ученического самоуправления совместно с родительской общественностью класса и школы, а также воспитательное пространство района способны данную проблему решить. Являясь членом актива детской организации с 5 го класса, собирая и анализируя материал к работе, могу с полной уверенностью ответить на вопрос: Кому нужна детская организация? Конечно нам детям прежде всего.
На сегодняшний день наша организация «СМИД» живет полной жизнью и у нас множество идей и планов. Главной задачей нашей организации на данный период является достойная встреча 70- летия ВОВ, на территории нашей школы заложен новый мемориал воинам В.О.В., и у всех ребят нашей организации много обязанностей и поручений: это и сбор информации о воинах нашего села, а также заботы по благоустройству мемориала, разбивка цветников и озеленение окружающей территории, как и в те далекие 60 –годы, когда пионеры делали тоже самое с первым памятником воина В.О.В. (фото- приложение стр10)
Список используемых источников и литературы
Кононенко Л.Н. Пионерская организация в период Великой Отечественной войны. М., «Просвещение», 1978
Материалы из школьного краеведческого музея: фотографии и выдержки из воспоминаний бывших учащихся и учителей
Полякова Д.И. Деятельность пионерской организации в 60-70 е годы.
М., «Просвещение», 1978
Сулемов В.А История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина. М., «Просвещение», 1978
Токаревский район в фотографиях «ОАО Издательский дом «Мичуринск», 2013
Фотографии из личных архивов бывших учеников школы
.
Приложение
Слет отличников учебы в Доме Пионеров, во главе с пионервожатой
Половинкиной Т.П.(вторая справа)
Актив дружины вместе с Милосердовым П.М, награжденным орденом В.И.Ленина
Слет пионеров в районе
Дружина нашей школы во главе с директором Павловой А.И.
Символика детской организации «СМИД»
эмблема
Флаг
Схема органа самоуправления Детской организации «СМИД»
Общий Сбор
Сбор актива
План деятельности
Сбор центров
Трудовой центр
Спорт центр
Учебный центр
Досуг-центр
Структура детской организации
«СМИД»
«Лучики»
1-4 классы
«Непоседы»
5-9 классы
Рассвет детской организации «СМИД»
(экскурсия в Г.Тамбов)
Строительство мемориального комплекса в селе Гладышево к 70-летию Победы ( на территории школьного парка)