Доклад на тему Применение дидактических игр на уроках Чтение и развитие речи как средство овладения навыком чтения младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательная школа №23 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
«Применение дидактических игр на уроках «Чтение и развитие речи» как средство овладения навыком чтения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья»
Автор: Гущина Марина Александровна,
учитель начальных классов
Старый Оскол
2015
Содержание
Актуальность опыта….....................................................................3
Научная основа опыта……………………………………………..3
Системность в работе педагога, оптимальность выбора
форм и методов работы…………………………………………..5
Результативность деятельности по избранной теме……………..11
Заключение…………………………………………………………12
Библиографический список……………………………………….12
Актуальность опыта
Я работаю учителем начальных классов в коррекционной школе в классе с умеренной умственной отсталостью со сложной структурой дефекта. Одной из самых важных проблем у детей данной категории является овладение навыком чтения.
Тема опыта: «Применение дидактических игр на уроках «Чтение и развитие речи» как средство овладения навыком чтения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья».
Условия становления и возникновения опыта
Исследование проводилось мною, учителем начальных классов на уроках чтения и развития речи. В экспериментальном классе на начало педагогического эксперимента (1 класс) обучалось 6 учеников (3 мальчика и 3 девочки); на сегодняшний день (3 класс) в классе 3 человека, из них 1 мальчик, 2 девочки. Все учащиеся имеют умеренную степень умственной отсталости со сложной структурой дефекта. В течение первого года обучения мною были обследованы учащиеся.
В результате обследования я получила следующие параметры психолого-педагогического статуса учащихся.
Параметры психолого-педагогического статуса учащихся с умеренной умственной отсталостью со сложной структурой дефекта.
Особенности познавательной сферы
Мелкая и крупная моторика не соответствует возрасту. Наблюдается инертность, вялость, рассеянность, лёгкая отвлекаемость, пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности Внимание рассеянное, непроизвольное, концентрация низкая. Работоспособность низкая, произвольная деятельность затруднена. Уровень механической и словесно-логической памяти снижен. По заключению ПМПК у всех учащихся наблюдается несформированность языковых и речевых средств.
Особенности общения
Контакты со сверстниками нестабильны. Отсутствует критичность в оценке своих поступков. Эмоциональный фон не устойчив.
Особенности поведения
Школьная мотивация незрелая. Преобладает игровая деятельность.
В процессе работы я обратила внимание на то, что у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями речевое развитие имеет ряд особенностей: характерно позднее проявление речи, замедленный и затрудненный процесс овладения фразовой речью, большие трудности при различении звуков речи, неточное понимание речи окружающих. Мышление конкретно и примитивно, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. И все это приводит к сложностям в процессе обучения чтению.
Отсюда было выявлено противоречие между необходимостью развития речи данного контингента учащихся с одной стороны и сложностью освоения навыка чтения в связи с индивидуальными психо-физическими возможностями учащихся с другой стороны.
Я направила свою работу на поиск путей, способствующих обучению чтения детей с нарушениями интеллекта через использование дидактических игр.
Включение дидактических игр в структуру уроков чтения и развития речи стимулирует познавательные интересы, создает у школьников положительно эмоциональный настрой, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал, исправить недостатки речевого развития детей, активизировать их познавательную деятельность.
Научная основа опыта
Игровая деятельность рассматривалась в научных работах П.М. Баева, Н.Л. Белопольской, Л.С. Выготского, Л.В. Кузнецовой, И.Ф. Марковской, В.Т. Стребелевой и др.
Л.С. Выготский писал об игре как об основном условии развития ребенка, при котором он может проявить способности, открывающие уровень его ближайшего развития. Отдельные факты в работах Е.К. Ивановой (1979), У.В. Ульенковой (1984) свидетельствуют о том, что игровая деятельность детей с нарушениями интеллекта отличается от игры их здоровых сверстников.
Н.Л. Белопольская, И.Ф. Марковская в своих исследованиях отмечают, что при явном преобладании игровых интересов над учебными у младших школьников с интеллектуальными нарушениями в играх отчетливо выступают однообразие, отсутствие творчества и слабость воображения. Усложнение правил игры зачастую приводит к ее фактическому распаду.
В работе Л.В. Кузнецовой, которая исследовала возможности использования сюжетно-ролевой игры для решения образовательных и воспитательных задач в учреждениях для детей с нарушениями интеллекта, выявлены особенности, характеризующие сюжетную игру детей данной категории: отсутствие развернутого сюжета, недостаточная координированность игровых действий детей, нечеткое разделение и соблюдение игровых правил.
Проблемой использования дидактических игр на уроках чтения занимались А.К. Аксёнова, В.В. Воронкова, М.Ф. Гнездилов, В.Н. Петрова, Э.В. Якубовская и др.
На основании анализа теоретической литературы было мною установлено, что дидактические игры плодотворно влияют на овладение навыком чтения учащимися. В процессе становления опыта были изучены различные виды дидактических игр. Новизна опыта состоит в применении на разных этапах урока чтения системы дидактических игр.
Системность в работе педагога,
оптимальность выбора форм и методов работы
Одним из эффективных методов обучения детей с нарушением интеллекта является дидактическая игра. Наряду с упражнениями она нацелена на закрепление изученного материала, на активизацию речевой деятельности школьников, является наиболее эффективным средством повышения речевой мотивации и отработки необходимых умений и навыков.
Дидактическая игра является и игровым методом, и формой обучения детей с нарушением интеллекта, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.
Цель опыта – рассмотрение и использование дидактических игр в процессе обучения чтению учащихся с нарушением интеллекта.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме.
Проанализировать содержание программы по чтению для учащихся начальных классов специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Выявить наиболее эффективные дидактические игры, которые используются при обучении чтению, разработать методические рекомендации по их реализации.
Ведущей деятельностью у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями остаётся игра, положительного отношения к школе не наблюдается.
Из этого следует, что коррекционная работа с такими детьми должна вестись в следующих направлениях:
а) осуществлять индивидуальный подход к детям;
б) предотвращать наступление утомления;
в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;
г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт: подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнку, развивать в нём веру в собственные силы ивозможности;
д) обеспечить обогащение детей знаниями по предметам (используяразвивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.).
Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся:
игры-путешествия;
игры-поручения;
игры-предположения;
игры-загадки;
игры-беседы (игры-диалоги)
Игры-путешествия
Игры-путешествия – усиливают впечатление, придают познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обращают внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
Игры-поручения
В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении, что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки".
Игры-предположения
"Что бы я сделал?", "Кем бы хотел быть и почему?", "Кого бы выбрал в друзья?" и др. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы..." или "Что бы я сделал
Игры-загадки.
Главной особенностью загадок является логическая задача, способы построения которой различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги).
В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик. Однако на практике я наиболее часто использую указанные игры, либо в "чистом" виде, либо в сочетании с другими видами игр: подвижными, сюжетно-ролевыми и др.
Дидактическая игра – сложное явление, в котором отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно:
Дидактическая задача
Игра удалась, если решена дидактическая задача. Определяя дидактическую задачу, нужно знать:
1) какие знания, умения и навыки имеют дети;
2) какие знания, умения и навыки нужно закрепить;
3) какие умственные операции развиваются;
4) какие качества личности формируются.
2. Игровая задача.
Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка, возбуждает желание и потребность решить её, активизирует игровые действия.
Игровое действие.
Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра.
Правила игры.
Правила определяют порядок игровых действий и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений. В этом их воспитывающее значение.
Результат игры.
Дидактические игры почти все на победителя. Это тоже повышает интерес детей, доказывает уникальность дидактической игры, ее эффективность в обучении.
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, так как именно с их помощью решаются дидактические задачи. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения
Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:
функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
функция формирования психических новообразований;
функция формирования собственно учебной деятельности;
функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;
функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
А теперь я хочу представить вашему вниманию дидактические игры, которые я применяю в системе уроков чтения.
Результативность деятельности по избранной теме
В течение 3 лет обучения на всех этапах урока, с целью повышения эффективности усвоения программного материала, мной применялись различные дидактические игры.
В ходе проделанной мной работой, можно сделать вывод, что дидактическая игра может быть использована, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Анализируя уровень знаний учащихся с нарушениями интеллекта, приходим к выводу, что успеваемость находится на низком уровне.
Рис. 1 Сформированность навыка чтения у учащихся с нарушением интеллекта.
Уровень сформированности навыков чтения у учащихся 3 «А» класса
Ф.И.О. учащихся Способ чтения Навык чтения
Александрова Анастасия Чтение целыми словами и группами слов. Читает громко и внятно. Чтение не осмысленное. Не всегда правильно делает ударения в словах читаемого текста.
Разинькова Алина Отрывистое слоговое иногда побуквенное. Чтение монотонное, не осмысленное. Отсутствие пунктуационной интонации. Наблюдаются замены букв, ошибки в окончании, забывание букв.
Былин Никита Соотнесение звука с буквой. Знает и называет или показывает изученные буквы.
Заключение
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей с глубокими интеллектуальными нарушениями. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой дети успешно усваивают программный материал. Коррекционные приёмы обучения чтению направлены на развитие познавательной активности и речи учащихся
Научившись развивать внимание детей, сумеем придать новую силу их памяти и мышлению, и значит, сделаем учёбу радостной.