План работы по теме самообразования на тему «Применение системы дидактических игр на уроках русского языка как средства формирования грамотного письма у учащихся С(К)О VII вида»
«Применение системы дидактических игр
на уроках русского языка
как средства формирования грамотного письма
у учащихся С(К)О VII вида»
План по самообразованию учителя начальных классов
МБОШИ «Ямальская школа-интернат С(П)ОО»
Солодуновой Натальи Владимировны
.
Цель: обеспечение положительной динамики формирования грамотного письма младших школьников при изучении русского языка посредством применения системы дидактических игр.
Задачи:
введение в педагогическую практику такой организации образовательного процесса, как дидактическая игра;
заинтересованность учащихся русским языком;
вырабатывание орфографической зоркости;
включение каждого ученика в практическую, полезную для него деятельность;
использование информационных технологий с целью самостоятельно искать и отбирать, обрабатывать необходимую информацию;
использование способов и приемов, направленных на повышение качества грамотного письма через дидактическую игру.
Успешности и эффективности обучения
диагностической – учитель формирует банк данных о познавательных интересах учащихся, их достижениях в процессе учебы, уровне учебных возможностей класса;
мотивационно-целевой – учитель продумывает, как заинтересовать каждого обучаемого, определяет цели обучения;
планово-прогностической – учитель проводит диагностику и определяет зону актуального и ближайшего развития обучаемых;
организационно-исполнительской – учитель обучает учащихся планированию собственной деятельности, организует исполнение намеченного плана;
контрольно-диагностической – учитель осуществляет анализ результатов деятельности по развитию умений и навыков.
На уроках русского языка в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы успешно используют следующие методы, формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:
проблемные ситуации;
обучение через игру;
дидактические игры в группах и парах;
игровые методики.
Формирование и развитие навыков грамотного письма может происходить тогда, когда и учитель, и ученик действует совместно, идут навстречу друг другу, когда в учебный процесс включены элементы коллективной деятельности. Весь учебный процесс направлен на то, чтобы у детей сначала появилось желание, эмоциональный настрой, а потом и потребность учиться. Определенные приемы позволяют добиться полной успеваемости, качественного ее роста, развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся через дидактическую игру.
Этапы реализации темы
Диагностический – 2012-2013гг
Прогностический – 2013-2014 гг
Практический – 2012-2014 гг
Обобщающий – 2013-2014 гг
Внедренческий 2013-2015 гг
№
этапы
Ожидаемые результаты
сроки
I. Диагностический.
1. Изучение литературы по психологии, консультации с педагогом-психологом по поводу диагностики способностей к учению третьеклассников
2. Выявление педагогической проблемы
3. Изучение литературы о проблемном обучении
4. Создание теоретической базы работы по теме
I год работы над темой
II. Прогностический
1.Определение цели и задач работы по теме самообразования
2.Апробация методики использования готовых программных продуктов по (УМК « Школа России»/Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.)
3. Изучение опыта работы преподавателей, использующих в работе дидактические игры
I год работы над темой
III. Практический
1. Разработка программно-методического обеспечения:
- научно-методическая работа (подбор дидактических игр, приведение их в систему: по темам, разделам, классам)
- составление и пополнение методической копилки.
2. Использование в урочной и внеурочной деятельности современных образовательных технологий:
- игровая технология обучения (чья);
- технология личностно-ориентированного обучения (чья и т.д.)
3. Организация работы обучающихся на уроках и во внеурочное время
4. Участие в системе методической работы школы, района
5. Прохождение курсов повышения квалификации
2012 г.
2013 г
2014г.
2012-2014 г. г.
IV. Обобщающий
1.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
2.Описание опыта работы, написание педагогической концепции
2013-2014 г.г
2013г.
V. Внедренческий
Создание сборника разноуровневых заданий, направленных на личностно-ориентированное обучение младших школьников
2013-2015г.г.
План работы педагога над темой
Этапы
Содержание работы.
Сроки реализации
Результат выполнения
Форма отчёта
Диагностический.
1. Изучение литературы, консультации со школьным логопедом по поводу диагностики , выявление уровня неграмотного письма.
2012 - 2013
2.Ознакомление с опытом работы педагогов, работающих с детьми с разным уровнем учебных возможностей
2012 - 2013
3.Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта: Макаренко, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина
2012 - 2013
Анализ диагностики неграмотного письма
Написание проблемы
Диагностика результатов
Отчёт (выступление на МО)
Прогностический
1. Определение цели и задач работы по теме самообразования2. Разработка программно-методического обеспечения:
- научно-методическая работа - опытно - экспериментальная работа
3. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
2012 - 2013
Определение целей и задач работы над темой
Разработка программно-методического обеспечения
Отчёт (выступление на МО)
Практический
1.Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. 2.Формирование методического комплекса.
3. Организация работы обучающихся на уроках и во внеурочное время
2012-2015
Составление подборки проблемных заданий, способствующих формирования навыков грамотного письма у обучающихся
Разработанные материалы
Обобщающий
1.Мониторинг эффективности использования дидактических игр на уроках
2.Описание опыта работы, написание педагогической концепции.
3.Подведение итогов
4.Оформление результатов работы по теме самообразования.
5.Представление материалов
2012-2015
Обобщение результатов работы, корректировка теоретической части исследования.
Отчёт (выступление на МО)
Внедренческий
1.Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
2.Распространение. Рекомендации учителю при разработке им проблемного урока
Последующие годы
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
Брошюра
Рекомендации
«ђЗаголовок 1«ђЗаголовок 2«ђЗаголовок 3«ђЗаголовок 4«ђЗаголовок 5«ђЗаголовок 6«ђЗаголовок 7«ђЗаголовок 8«ђЗаголовок 915