Методическая разработка по физкультуре для начальных классов на тему Применение якутских народных игр на уроках физической культуры для детей младшего школьного возраста


Николаева Анна Константиновна
учитель физической культуры
МБОУ «Чакырская СОШ имени
С.С. Яковлева – Эрилик Эристина»
Чурапчинского улуса Республики
Саха (Якутия)
«Применение якутских народных игр на уроках физической культуры для детей младшего школьного возраста»
Здоровье ребенка является основой его полноценного развития. Общее положение дел свидетельствует об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабоченность вызывает то обстоятельство, что болезни стали широко распространяться среди школьников. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Согласно статистике, каждый четвертый ребенок дошкольного возраста  болеет в течение года более четырех раз. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Среди отстающих в учёбе детей 85-90% отстают вследствие плохого состояния здоровья.  Исследования учёных в области здоровья детей свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Таким образом, можно говорить о том, что интенсивность физического развития детей, состояние их здоровья во многом зависит от их двигательной активности.
В суровых условиях Крайнего Севера, где восемь месяцев зимы наши предки, учитывая многовековую историю народа и географо-климатические условия, создали самобытные, уникальные, разнообразные национальные виды спорта, физические упражнения, игры, которые всесторонне развивают физические качества (силу, быстроту, выносливость и ловкость), а также морально-волевые качества, воспитывают нравственные, эстетические ценности человека. Философией национального вида спорта и подвижных игр становятся пропаганда молодежи к ведению здорового образа жизни, активным занятиям физической культурой и спортом.
Актуальность: На современном этапе развития школы ученики имеют слабое представление о национальных играх, состязаниях и забавах, составляющих основу национальной культуры народа саха и физической подготовки их предков. Для преодоления этого недостатка в системе физического воспитания предлагаю внедрить народные игры и развлечения в тематическое планирование по физической культуре в общеобразовательной школе.
И конечно, наиболее важно для учителя физической культуры найти пути успешного применения народных игр на уроке.
Характерной особенностью национальных игр является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.
Целью моей работы является активное использование народных и подвижных игр в процессе физического воспитания обучающихся младших классов. С учетом воспитательно - развивающего значения народных игр ставятся следующие задачи физического воспитания:
-- укрепления здоровья, улучшение осанки, содействие гармоническому развитию, закаливание;
-- формирование знаний и умений в области личной гигиены;
-- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и играми;
-- воспитание дисциплинированности, отзывчивости, честности, смелости;
-- ознакомление учащихся с народными и подвижными играми.
- - воспитание уважения к традициям якутского народа;
Таким образом, роль народных и подвижных игр в развитии физических качеств в начальной школе трудно переоценить. Использование игры обеспечивает комплексное совершенствование двигательной деятельности, где вместе с двигательными навыками формируются и развиваются физические качества. Народные и подвижные игры помогают оживить и разнообразить уроки физической культуры. Эмоциональное переключение несет в себе эффект активного отдыха – это помогает восстановить силы непосредственно в ходе занятий и облегчает овладение материалом. Хороший уровень физического развития придает младшему школьнику силы и уверенность в себе, делает его жизнерадостным, активным, самостоятельным, позволяет противостоять болезням. А все это необходимо ему и в учебной, и в спортивной деятельности.