Конспект урока по ОРКиСЭ Как христианство пришло на Русь (4класс)


Урок 18. Как христианство пришло на Русь.
Эпиграф к уроку:
«Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора
между Добром и Злом, а победа
православия подарила Руси тысячелетнюю историю»
Л. Н. Гумилёв.
Цель урока: познакомить учащихся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси; осмысление учащимися факта Крещения Руси, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.
Задачи урока:
Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси; познакомить с личностью князя Владимира как реформатора.
Развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны; создать условия для развития и раскрытия творческих способностей учащихся; развитие образного мышления; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал.
Воспитывающая: способствовать воспитанию у детей патриотических чувств; уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.
Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь.
Оборудование урока:  слайдовая презентация, мультимедиапроектор, дидактический материал.
Тип урока:
Комбинированный урок с использованием ИКТ.
Ход урока
1.Организационный момент урока.
2.Изучение новой темы.
Слайд №:1 (Эпиграф к уроку)
Ребята перед вами высказывание Л.Н. Гумилева «Крещение дало нашим предкам высшую свободу – свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю».
Прочитайте еще раз внимательно эти строки, вдумайтесь в них и ответьте на вопрос:
-На какие слова в этом высказывании вы обратили внимание? Почему?
-Как они связаны с темой урока?
- Какова же тема нашего урока?
Тему урока формируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Слайд №:2-3
Итак, мы с вами выяснили тему урока, а теперь давайте попытаемся совместно с вами сформулировать цели нашего урока, для этого еще раз прочитайте строки эпиграфа.
Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока. При затруднении в выполнении данного задания учитель с помощью вопросов помогает учащимся сформулировать цели урока.
- Знаете ли вы откуда и когда (из какой страны и в какое время), христианство пришло на Русь?
- По каким причинам была выбрана именно эта религия?
- Какое значение имело крещение Руси для отдельного человека, для народа и государства в целом?
- Выяснить ответы на эти вопросы и будет основной целью нашего урока.
- Я желаю вам активной плодотворной работы на уроке!
Какой праздник отмечали вчера все православные христиане?
Как отмечается этот праздник?
Почему христиане отмечают его?
Как давно он празднуется?
Хотели бы вы об этом узнать?

- Давайте вспомним, всегда ли Русь была православной?
-Что вы знаете о духовной жизни древних славян?
Слайд №:4
(рассказ учителя)
Уч.: До принятия христианства у наших предков славян была языческая религия. Славяне верили во множество богов, обожествляли и поклонялись силам и духам природы, считали, что многие природные предметы (например, камень, дерево, ручей) обладают сверхъестественной силой. Слайд №:5 - 7
В 10 веке правителем древней Руси был князь Владимир Святославович.
В то время в Киеве уже существовали христианские церкви.
- Как вы понимаете значение этого слова?

Слайд №:8
Работа с учебником стр. 60 «Это интересно».
В первые годы своего единоличного правления князь Владимир ничего не менял в жизни страны. Язычеству он покровительствовал и, на удивление христиан, даже воздвигал новых идолов. Но потом все изменилось. Преимущества веры Христовой становились для него все очевиднее, тем более что в самом Киеве среди бояр, купцов, горожан, да и княжеских дружинников было достаточно много христиан. Язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. Этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к новой религии — единобожию.
Язычники - люди, которые верят во множество богов и поклоняются силам природы.
Князь - правитель древней Руси
- Кто такие язычники?
- Какая же вера нужна была князю Владимиру?
Владимир не сразу пошел на введение христианства, ведь принятие новой веры было очень важным событием. Вопрос о перемене религии не мог быть решен одним распоряжением князя. Чтобы не рассориться с дружиной, Владимир прежде всего своему ближайшему окружению должен был показать необходимость принять новую религию. Слайд №:9
Итак, Владимир оказался в ситуации выбора веры. Как он выбирал религию, вы узнаете сейчас из летописи «Повесть временных лет».
Чтение отрывка как князь Владимир выбирал религию.
1. Представители, каких народов приходили к князю? С какой целью?
2. Прислушался ли князь к совету бояр, как он поступил?
3. Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?
4. Специально или случайно послы князя Владимира выступали с отчетом прилюдно? Почему?
(подготовить своих подданных к крещению)
5. Какой был выбор князя?
Князь Владимир, поддержанный соратниками, решил обратиться в Православие. Тем более, что Русь и Византию связывали давние торговые, политические и даже религиозные контакты.
Слайд №:10 -15
Мини-лекция учителя:
Слайд №:
Князь Владимир решил стать христианином, принять крещение в городе Корсунь , для чего незамедлительно отправился в Грецию.
Незадолго до крещения князь сильно заболел и ослеп. Греческая царевна Анна посоветовала ему поскорее креститься, чтобы избавиться от недуга с помощью христианского бога. Слайд №:16 -17
Владимира ввели в церковь и греческие священники крестили его. Внезапно глаза Владимира увидели свет, и он воскликнул: «Теперь узнал я истинного бога!» Поражённые исцелением князя, дружинники Владимира тоже крестились.
 При Крещении князь Владимир был наречен Василием. Василий переводится с греческого как «царский». После крещения князь Владимир женился на греческой царевне Анне, и вместе с ней вернулся в Киев.
По прибытии в Киев, Владимир первым делом окрестил своих сыновей.
Затем князь приказал разгромить и уничтожить деревянных идолов. Они были изрублены в щепки и сожжены. Идола бога Перуна привязали к конскому хвосту и потащили к Днепру. Процессию сопровождали 12 воинов, которые били кумира палками, чтобы изгнать из него бесов. Перуна проволокли и бросили во владениях печенегов. Таким образом, главный языческий бог был навсегда отправлен в изгнание.
 Приняв христианскую православную веру, князь Владимир решился "обратить всю Землю в христианство".
Он велел собрать всех жителей Киева на берег Днепра. Наступило незабываемое и единственное в своем роде утро крещения киевлян. Накануне князь Владимир велел объявить по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Священное желание князя было исполнено беспрекословно. Кто шёл добровольно, а кого пришлось сгонять силой.Там, при впадении речки Почайны в Днепр, над зашедшими в воду людьми – мужчинами, женщинами, детьми – греческие и корсунские священники совершили обряд крещения. Слайд №:18 -21
Крещение – это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду ( в реку или купель) с призыванием Бога и надеждой на Его помощь. Принять крещение – значит получить защиту Иисуса Христа, но вместе с тем быть обязанным соблюдать христианские заповеди – творить добро, быть терпимым к другим людям, не совершать дурных поступков.
Слайд №:22 -24
А сейчас предлагаю вам отдохнуть, окунуться в атмосферу православного праздника и послушать православное песнопение «Крещение Господне».
Работа с учебником стр. 61 «Это интересно».
Групповая работа по карточкам. Проверка: чтение каждой группой по одному предложению.
Задание . Заполни пробелы в тексте.
В греческую столицу ____________________________________ князь ______________________________отправил своих послов. Русские послы посетили _____________________________________________________.
В этом храме они были поражены красотой __________________________
_________________________ . После этого князь Владимир решил принять _________________________________. В __________ г. от Рождества Христова он призвал жителей Киева _____________ в реке __________.
В народной памяти князь Владимир остался как Владимир _______________________________________________________.
Жизнь князя Владимира делится на два периода – до и после Крещения. Первый период был очень коротким – до 25-летнего возраста. Это время Владимир жил, как язычник, имел много жен, был жестоким и беспощадным человеком.
Каким человеком стал князь Владимир после принятия новой веры, вы сейчас определите самостоятельно из раздаточного материала.
Работа с текстовым документом. Отрывок из книги М.В.Толстого «История Русского православия»
«Жестокий и мстительный в язычестве Владимир-христианин сделался образцом кротости и любви к ближнему; он не хотел наказывать даже преступников. Епископы представили ему, что злодейства умножались и строгие меры правосудия необходимы. Послушав их, он стал наказывать преступников, но весьма осторожно и без жестокости. Бедным и нуждающимся был отворен вход к нему: он щедро раздавал им пищу, одежду, деньги, покоил странников, выкупал должников, невольникам и пленным возвращал свободу. Видя, что больные не в силах приходить к нему за помощью, он приказывал развозить по улицам мясо, рыбу, хлеб, овощи, квас и мед. В праздничные дни всегда у него было три трапезы: первая - для митрополита с епископами, иноками и священниками; вторая - для нищих; третья – для самого князя с дружиной. Такова была христианская жизнь приснопамятного крестителя земли Русской!»
Ответы на вопросы:
Как христианство впоследствии повлияло на характер Владимира? (обоснуйте свое мнение)
Как изменил свое отношение князь Владимир к преступникам?
Как относился князь Владимир к православным священникам, их советам?
Как князь относился к нищим, бедным людям? Что он делал для них?
Как проводил праздники великий князь?
Слайд № : 25 -33Православная церковь за Крещение Руси причислила князя Владимира к лику святых. 988год стал поворотным в истории Руси. Что же дало принятие христианства? Вера в единого Бога собирала славянские племена и помогала им ощутить себя единым народом. Вместе с христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство. Священники из Болгарии, Кирилл и Мефодий, принесли на Русь азбуку и книги. На Руси появились монастырские и княжеские школы, началось каменное храмовое строительство, появилась мозаика, фресковая живопись, церковное песнопение. Христианство  способствовало укреплению государственной власти, развитию государственного законодательства. Укреплялись международные связи  Руси. Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. Христианство укрепляло семью, требовало гуманного отношения к женщине, к матери, детям, к человеку вообще. Люди стали лучше относиться друг к другу. Религия провозглашала общечеловеческую мораль, нравственные заповеди : «не убий», «не укради», «почитай отца твоего и матерь твою», «возлюби ближнего, как самого себя», которые не потеряли своей значимости и сейчас.
Чтение отрывка из стихотворения А. Курако «Святая Русь».
Куда ни кинь широким взором –
Повсюду русская земля –
Леса, озёра, реки, горы,
Моря, равнины и поля…
О Русь! Тебе пою я славу!
И низко в пояс поклонюсь.
Откуда ж ты берёшь начало,
Великая, святая Русь?
О том, как много ты страдала,
Святая Русская земля,
О том, как много горя знала-
Хранит история твоя.
О всех победах наших славных
Здесь рассказать я не берусь.
Но твёрдо знаю лишь о главном –
Господь хранит Святую Русь!
- Какие слова в стихотворении повторяются?
Слайд № : 34 -41
Работа с учебником «Основы православной культуры» стр. 60
Прочитайте на стр.60 тест учебника и ответьте на вопросы:
Почему Русь стали называть Святой Русью?
Какие ценности проповедует христианство?
Чему оно учит нас?
Слайд №: 42
Рефлексия.Благодарю Вас, ребята. Вы замечательно сегодня работали! Что особенно вас тронуло на уроке? Что вызвало интерес?