Открытый урок Основ православной культуры и светской этики Как христианство пришло на Русь


Кирсанова Анастасия Евгеньевна
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат №12» с. ЮцаУчитель русского языка и литературы
Открытый урок. Основы православной культуры и светской этики.
Как христианство пришло на Русь.
Цели: заложить представление о значимости для нашего отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры;
Развивать связную речь, мыслительные операции (анализ, синтез);
Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Сегодня урок необычный,
Ведь гости у нас, дорогие друзья!
Давайте их дружно приветствовать,
Урок начинать, как родная семья!
1. Коррекционная минутка.
Анаграммы.
Из переставленных слогов собери слово.
ХА пас
Пре столь ный Вос пит ани е РОЖДЕСТВО
2 . Слово учителя
Традиций и праздников в школе немало,
Наверное, сразу не перечесть.
Но самые главные –
Все ж православные –
Их отмечать великая честь!
II. Актуализация изученного.
1. Беседа.
- Как называется наш предмет, дисциплина?
- Как вы понимаете слово «культура»?
(Культура – это вообще все, что создал человек, что человек меняет в мире своим трудом)
- Что создал человек своим трудом, своими руками, творчеством?
(искусство: живопись, архитектура, скульптура, музыка)
III. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана,
Из тьмы веков на мировом погосте
Звучат лишь письмена….
(Письмена – писать – письмо)
- На сегодняшнем уроке мы будем говорить о зарождении христианства на Руси, Крещении Руси и возникновении письменности.
2. В IX веке христианство распространилось в России главным образом благодаря трудам учеников свв. Братьев Кирилла и Мефодия. Ими были просвещены Волынь и Смоленск, которые потом вошли в пределы Киевского Государства св. князя Владимира.
Св. Братья Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку (кириллицу) и перевели её на славянский язык.
3. Крещение Руси святым князем Владимиром.
Св. вел. кн. Владимир был воспитан св. кн. Ольгой,  которая подготовила его к принятию христианства, но он оставался в первые годы своего княжения язычником. В Киеве и во всех городах стояли идолы, которым приносили жертвы, но храмы существовали тоже во многих местах, и богослужения совершались свободно. По летописному рассказу, в 986 году к кн. Владимиру прибыли в Киев магометане, иудеи и христиане из Рима и Византии и убеждали принять каждый свою веру. Кн. Владимир выслушал их всех, но не принял никакого решения. В следующем году он, по совету своих приближенных, послал послов в разные страны, чтобы познакомиться с различными религиями.
Послы вернулись и сообщили князю, что больше всего на них произвело впечатление богослужение в соборе святой Софии в Константинополе. Они не знали даже «на земле ли они или на небе». Тогда кн. Владимир решил принять христианство из Византии.
Согласно историческим данным, крещение кн. Владимира и киевлян произошло так: кн. Владимир желал, чтобы его государство приобщилось к культуре и вошло в семью цивилизованных народов. Поэтому он поддерживал отношения с Константинополем, Римом и Охридой, но старался сохранить для своей страны полную независимость, как государственную, так и церковную.
15 августа 987 года в Византийской Империи началось восстание Варды Фоки, и императоры Константин и Василий обратились к князю Владимиру за помощью. Тот поставил условием посылки войска – брак на Анне, сестре императоров. Последние согласились под условием принятия князем Владимиром христианства. В течение осени и зимы были переговоры; но принцесса Анна так и не приехала в Киев.
    Князь Владимир крестился весной 988 года и крестил все население Киева.     Согласно рассказу летописи, вел. кн. Владимир крестился не в Киеве, а в Корсуни (Херсонес), причем незадолго перед тем потерял зрение и был чудесно исцелен после таинства крещения. Киевлянам он приказал собраться на берегу Днепра, где киевское духовенство крестило их в его присутствии.     Все идолы были уничтожены, а идола Перуна привязали к хвосту лошади и потопили в реке.
Во время походов кн. Владимира против Варды Фоки, Киевское государство вошло в общение с русскими, находившимися в Тмутаракани, и Тмутараканская Русь была включена в состав державы Владимира Святого. Отсюда проникло во время княжения сына Владимира, Мстислава, византийское влияние в Чернигов, а затем на север России, в Ростов и Муром.
Вся Русь поныне чтит Владимира Святого,
При нем блеснул над ней Христианства первый луч,
И в горькой участи изгнанья рокового,
Мы молимся ему: "Предстателем нам будь!
 
О Ты! страны родной, великий Просветитель,
Владимир-Солнышко! ее отцом ты был,
Молись за нашу Русь, которой Сам Спаситель,
Крещением святым грехи ее омыл".
 
Пусть памятный сей год - начала Эры славной,
Зарею светлых дней вновь будет для нее,
Неугасимый светоч веры Православной,
Сияет век над ней, как светлая звезда".
А. КОВСКАЯ
 
Шанхай, 17 июля, 1938 г.
 
 
ФИЗМИНУТКА
4. Слово учителя.
5. Беседа по рассказу учителя.
- Чем обогатилась жизнь киевлян после их крещения?
- Как крещение затронуло богослужение, книгоиздательство, образование?
- Какое имя и почему народ дал князю Владимиру?
- Можно ли сказать, что князь в результате крещения стал другим человеком?
Чем памятен для нас князь Владимир?
IV. Подведение итогов урока.
Работа с интерактивным сопровождением.
Задание 1. Закончить предложение.
После крещения князь Владимир стал…
(Ключ: милостивым)
Задание 2. Закончить предложение.
Князя Владимира называли Красное Солнышко потому, что…
(Ключ: он своей любовью согревал людей)
Задание 3. Закончить предложение.
До крещения князь Владимир…
(Ключ: был очень беспощадным)
Задание 4. Закончить предложение.
Что из того, что сделал Князь Владимир, важнее всего для Руси?
(Ключ: то, что он крестил Русь.)
Какую роль сыграло крещение Руси для нашего отечества?
10.Домашнее задание: К следующему уроку узнайте значение слов «экология» и «экологический кризис».