Презентация по истории Курского края на тему Художники Курского края 19 века
Художники Курского края 19 векаУчитель географии,истории Курского края и г. КурскаМБОУ «СОШ №12» г. КурскаЧерная Наталья Григорьевна
Константин ТРУТОВСКИЙРодился в Курске 9 февраля 1826 года. Детские годы прошли на Украине. В 1839 году поступил в Николаевское инженерное училище в Петербурге. Выделяется среди учеников художественными способностями, дружит с Достоевским, который позже введет его в круг петрашевцев. Курянин – автор первого портрета Достоевского. Оставшись в училище преподавателем, Константин Александрович совершенствует профессиональное мастерство в Академии художеств у знаменитого Бруни. Знакомится с писателями Аксаковым, Тургеневым, Шевченко. С 1849 года Трутовский живет то в Харьковской губернии, то в селе Яковлевка Обоянского уезда. Его жанровые полотна, выполненные маслом, сразу были замечены, представлялись в Академии художеств, были даже заказы от императрицы. За картину «Хоровод в Курской губернии» (1860), ныне хранящуюся в Третьяковской галерее, Трутовский удостоен звания академика.
«Колядки в Малороссии»
К.А. Трутовский «Хоровод в Курской губернии»
«Переселенцы в Курской губернии»
«Колядки на Украине»
Лев КАМЕНЕВ Родился в 1833 году в Рыльске в семье небогатого торговца. Затем с семьей переехал в Астрахань. В 1854-м поступил в Московское училище живописи и ваяния, воспитанниками которого были Перов, Шишкин, Саврасов. С последним Каменева связала многолетняя творческая дружба. Расцвет творчества пейзажиста наступил в 1860–70-х годах. Картина «Зимняя дорога» заняла почетное место в Третьяковской галерее, а за работы «Зимний вид из окрестностей Москвы» и «Вид из окрестностей села Поречья» Лев Львович был удостоен почетного звания академика. Последние годы провёл в Подмосковье, в Саввинской слободе. Умер в 1886 году. Многие картины Каменева хранятся в Третьяковке, Государственном русском музее, в Курской областной картинной галерее.
«У плотины»
«Вид из окрестностей села Поречье»
«Лес»
Петр ГРУЗИНСКИЙ Родился в Курске в 1837 году в небогатой дворянской семье. В 14 лет был отправлен в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Быстро продвигался в учебе, опережая сокурсников, ряд картин удостоились медалей и сделали Грузинского известным. Его выпускной работой стало «Взятие аула Гуниб на Кавказе в 1859 году». Войсками, пленившими предводителя горцев Шамиля, командовал наш земляк, князь Барятинский, владелец имения Марьино. За эту картину Петр Николаевич был на 6 лет послан за границу – совершенствовать мастерство. Написал ряд картин, имевших успех на выставках. Одинаково успешно ему удавались и батальные сцены и пейзажи. За большое полотно «Переселение горцев» в 1872 году Грузинский получил звание академика. Умер в 1892-м.
«Домой»
«Масленица»
«Оставление горцами аула при приближении русских войск»
Леонид СОЛОМАТКИН Родился в 1837 году в Судже. Рано потерял родителей, рисовать учился самостоятельно, делая наброски с натуры. Случай свел его с профессиональным художником Меликовым, который посоветовал поступить в Московское училище живописи и ваяния. Живя в бедности, не гнушался никакой работы и закончил училище. Чтобы избежать рекрутского набора, поступил вольным слушателем в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Имя Леонида Ивановича сделали известным картины «Именины дьячка», «У трактира», «В погребке» (приобретена для галереи Третьяковым). Соломаткин высмеивал власть, с симпатией показывал маленьких людей, создал острые сатирические образы. Многие его картины посвящены жизни городского «дна». В 1883 году скончался в питерской больнице для бездомных.
«Славильщики-городовые»
«Утро у трактира»
Вячеслав ШВАРЦ Родился в 1838 году в имении Белый Колодезь Щигровского уезда (ныне – село Белый Колодец Колпнянского района Орловской области). Интерес к рисованию обнаружил в три года. В 1852-м поступил в Александровский лицей, который окончил с золотой медалью. В 1859 году становится вольным слушателем Петербургского университета, посещает уроки живописи в Академии художеств по классу батальной живописи. За рисунки «Свидание князя Святослава с императором Цимисхием» и «Иван Грозный под Казанью» получил по серебряной медали. Шварца интересует история времен царей Ивана Грозного и Алексея Михайловича. Создал массу исторических полотен. Самые известные – «Иоанн Грозный у тела убитого им сына» и «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче» – хранятся соответственно в Русском музее и Третьяковке. Выйдя в отставку, Шварц жил в Щигровском уезде и Курске, где писал с натуры этюды, наброски пейзажей и портреты крестьян, запечатлев этнографическую обстановку середины XIX века соловьиного края. В марте 1869-го в курской гостинице его навестили художник Трутовский и губернатор Жедринский с женой. Все отметили его нездоровый цвет лица. А через несколько часов Вячеслав Григорьевич неожиданно скончался. По воспоминаниям современников, «весь город провожал его тело до заставы. Затем по всему пути на расстоянии 70 верст со всех сторон стекался народ... В Щиграх, по желанию дворянства, тело его стояло три дня в соборе и только потом прибыло в Белый Колодезь». В Курской картинной галерее хранится около 30 работ Шварца.
«Патриарх Никон в новом Иерусалиме»
Ефим ЧЕПЦОВ Родился в 1874 году в селе Медвенка Обоянского уезда. Сын деревенского маляра и иконописца долго наблюдал за работой отца, а затем сам взял в руки кисть. Умение писать иконы помогло определить юношу в школу при Киево-Печерской лавре. В 20 лет едет в Петербург, где делает рисунки для иллюстрированных журналов. Поступает в Тенишевское художественное училище, с группой учеников расписывает церковь во Флоренции. Вернувшись в Питер, поступил в Академию художеств. В 1906 году его картины «Охотник» и «У доктора» привлекли внимание Репина. На стажировке в Италии Ефим Михайлович знакомится с Горьким. По приезде в Россию Чепцов подолгу живет в Медвенке, пишет этюды с односельчан, ведет культурно-просветительную работу среди земляков. Главные полотна этого периода – «Заседание сельской ячейки» и «Школьные работники». Оба хранятся в Третьяковской галерее. «Школьные работники» (или «Переподготовка учителей») – это коллективный портрет знакомых педагогов Медвенки – заведующей Верхнереутчанской земской школы Агнии Леоновой, Ивана Павленко и других. Увлекали Чепцова и виды Курска. В годы Великой Отечественной им созданы картины «Последние известия с фронта», «В дни войны», посвящённые труженикам тыла. После войны заведовал кафедрой живописи Ленинградской академии художеств, преподавал на худграфе Московского пединститута имени Потемкина. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Умер в Москве в 1950 году.
"Заседание сельской ячейки"
«Выезд на работу»
Константин ИСТОМИН Родился в 1877 году в Курске в семье армейского офицера. Закончил школу рисования. За участие в революционных событиях 1905 года посажен в тюрьму. Летом 1906-го уехал в Германию, чтобы целиком отдаться живописи. В 1909 году поступил в Московский университет. В 1913-м призван в армию, командовал артиллерийской батареей, перенес контузию. После революции 1917 года, приняв сторону новой власти, устроился на работу в секцию изобразительных искусств Моссовета, оформлял агитпоезда и первые советские праздники. Весной 1919-го вступил в Красную Армию, но после ранения и тифа был демобилизован. В 1921 году Константин Николаевич направлен в Наркомат просвещения для организации художественного рабфака. Профессор Высших художественных мастерских, через 8 лет реорганизованных в несколько самостоятельных вузов, в том числе в Московский художественный институт имени Сурикова, где Истомин стал профессором. В 1920–30-е годы написал ряд пейзажей, натюрмортов, портретов: «Пряхи», «Чаепитие», «Жатва», «Мать и дочь», «За чисткой овощей», а также морские пейзажи. В 1927 году графическая серия «Красная Армия в Донбассе» к 10-летию Октября отмечена премией. В 1933-м Истомин закончил полотно «Вузовки», ставшее достоянием Третьяковки. Осенью 1941 года институт имени Сурикова был эвакуирован в Самарканд, где в августе 1942-го художник умер. В Курской картинной галерее хранится картина Истомина «Пригород (Крым)».
К.Н. Истомин "Вузовки"
«Девушка в голубом»
Александр ДЕЙНЕКА Родился в Курске в 1899 году в семье железнодорожника. «Сколько себя помню, всегда рисовал», – вспоминал он сам. Это не очень нравилось его отцу. В 14 лет Дейнека поступил в железнодорожное училище, посещал студию, знакомился с работами членов Товарищества художников. С 1915 по 1917 годы учится в Харьковском художественном училище, затем возвращается в Курск. Работает фотографом в угрозыске, руководит секцией изобразительных искусств в губернском наробразе, оформляет агитпоезда и «Окна РОСТА». Отслужив в Красной Армии, поступил на полиграфический факультет, где позднее преподавал. Участвует Дейнека и в художественной жизни Курска: работает над оформлением спектаклей театра революционной сатиры, где часто бывал пролетарский поэт Маяковский. Александр Александрович никогда не рвал связь с родным городом. По его мотивам написаны «Курск. После дождя», «Пейзаж», серия «Сухие листья», «Под Курском. Река Тускарь». Лучшие произведения в спортивном жанре созданы мастером в 1930-е годы: «Футболист», «Лыжники», «Игра в мяч», «Бег», «Вратарь». Многие из них хранятся в Русском музее и Третьяковке.
Александр Дейнека «Оборона Севастополя»
Соломон БОЙМСоломон БОЙМ — акварелист и график, профессор живописи Московского художественного училища. Родился в городе Дмитриеве Курской губернии в семье переплетчика. Окончил Дмитриевское реальное училище, учился в Харьковском художественном училище, откуда был мобилизован в армию. Член Союза художников СССР с 1932 года. В годы войны получил назначение в Кронштадтский Дом ВМФ, с 1943 по 1945 — главный художник Политуправления Балтфлота. Большое количество произведений Бойма находится в Картинной галерее города Красноармейска. В Дмитриевском краеведческом музее им. А. Ф. Вангенгейма хранится его картина «Казнь партизанки Веры Терещенко» (1967).
«Ладога – дорога жизни»